От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 26.02.2004 22:28:33
Рубрики Тексты;

"Независька" о В. М. Пуришкевиче (*+)

http://ng.ru/printed/style/2004-02-27/24_purishkevich.html

ДУМСКИЙ ШУТ ПУРИШКЕВИЧ

Бросаться стаканами народные избранники начали еще на заре российского парламентаризма

Валентина Рогова


Жизнь Владимира Митрофановича Пуришкевича, одного из лидеров крайне правых в предреволюционной Государственной Думе, для
современников походила на авантюрную фильму (или разбойничью, как тогда именовали этот жанр). Он был самой противоречивой фигурой
периода <думской монархии>, становления публичной политики в России.

Пуришкевич впервые заявил о себе как о политике национального масштаба на земской службе в Аккерманском уезде: спас крестьян от
голода и не допустил продажи ими земли за бесценок (наладил сбор пожертвований, открыл 20 бесплатных столовых). Однако свой
организаторский талант он растратил на создание партий власти - Союза русского народа и Русского народного союза имени Михаила
Архангела, не способных подняться, как вынужден был констатировать сам Пуришкевич, выше <уездной колокольни>, тогда как <надо на
Россию глядеть с колокольни Ивана Великого>.

В Думе у него была репутация <шута>, <платного депутата на роли скандалиста>. Он швырял с трибуны Таврического дворца в П.Н.
Милюкова стаканом с водой только потому, что у лидера конституционных демократов было неподобающее - по его, Пуришкевича,
разумению - выражение лица. Правнук польского аристократа декабриста А.О. Корниловича и внук кишиневского протоиерея, Пуришкевич был
трибуном борьбы с инородцами и стал поэтому первым депутатом, удаленным с заседания Думы за недостойное поведение. Он покидал зал с
криками: <Позор вам, а не мне! Клоака, а не Дума! Хулиганы!> Известно, что его постоянно сравнивали с Катоном Старшим: по преданию,
о чем бы этот римский политик ни высказывался в сенате, всегда заключал: <Я полагаю, Карфаген должен быть разрушен>, а Пуришкевич
каждый раз призывал правительство покончить со <всемирным еврейско-масонским заговором>.

Со страстью к думским скандалам в нем соперничала цензорская страсть. Узнав, что в Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской
репетируют <Саломею> Оскара Уайльда, Пуришкевич пришел в ярость: в пьесе была представлена неканоническая версия гибели Иоанна
Крестителя. Этой постановкой, получившей разрешение цензуры, театр намеревался открыть сезон 1908-1909 гг. Уже после того, как
успешно прошла публичная генеральная репетиция <Саломеи> в интерпретации Н.Н. Евреинова, Святейший Синод запретил спектакль,
усмотрев в нем богохульство. Пуришкевич одержал победу. Для Комиссаржевской и ее театра она имела роковые последствия. Как
свидетельствует Ф.Ф. Комиссаржевский, <на постановку <Саломеи> была затрачена огромная сумма, из театрального капитала практически
ничего не осталось>, театр был закрыт, Вера Федоровна уехала в гастрольную поездку по провинции. В Ташкенте она заболела черной
оспой и умерла...

Особые отношения были у Пуришкевича с десятой музой. Вот характерная заметка из прессы: <Петербург. Любопытный эпизод разыгрался в
нашем театре . Во время демонстрирования того места картины <Блуждающая душа>, где апостол Петр не допускает душу в
рай, из мест для публики раздалась отборная ругань. <Это богохульство! Это издевательство над религией!> - кричал неизвестный
господин. Когда явился администратор театра, неизвестный господин назвал себя членом Государственной Думы Пуришкевичем и потребовал
снять картину с программы. Дирекция театра вырезала то место картины, где появляется апостол Петр. Через несколько дней местный
пристав, получивший по этому поводу предписание градоначальника, подтвердил требование Пуришкевича о снятии картины>.

Русская киновольница постоянно раздражала Пуришкевича. Здесь ему пришлось вступить в борьбу с Ватиканом. Тогда на отечественном
кинорынке господствовали импортные картины, в основном из Франции и Италии. А Католическая Церковь всячески поддерживала <ярмарочный
электрический театр> в создании картин религиозного содержания. Православная же Церковь гнушалась синематографа. В России
специальным указом Святейшего Синода, впоследствии подтвержденным Министерством внутренних дел, показ на экране сюжетов из
Священного Писания был запрещен.

Если в столицах империи чистоту кинонравов еще удавалось кое-как блюсти, то провинция оставалась без присмотра - Пуришкевич
вынужден был во все филиалы Русского народного союза телеграфировать директивы о надзоре за репертуаром кинематографов. Членам этой
организации вменялось в обязанность контролировать составление полицейских протоколов на фильмы религиозного содержания.

Тем не менее в 1916 г. в кинотеатрах разразилось немыслимое: при демонстрации официальной хроники императорского двора -
возложения на себя Николаем II Георгиевского креста - публика кричала: <Царь-батюшка с Егорием, а царица-матушка с Григорием!> Когда
же Пуришкевич принял участие в убийстве Распутина, Николай II сослал своих родственников-убийц, но тронуть Пуришкевича не посмел.

В годы Первой мировой войны Пуришкевич прекратил партийную работу, отказался от своего привычного стиля поведения - дебошей,
скандалов, политической брани. Он самоотверженно работал на фронте уполномоченным Красного Креста, создал свой отряд - образцовый
санитарный поезд.

Большевики Пуришкевича арестовали, поместили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, отдали под Петроградский революционный
трибунал. Защищали его звезды дореволюционной юриспруденции - блестящие адвокаты, участники политических процессов Н.С. Таганцев и
О.О. Грузенберг (друг П.Н. Милюкова). На суде Пуришкевич держался мужественно. Власть большевиков объявил нелегитимной. От
помилования в обмен на обещание не бороться с большевиками отказался, но все равно декретом Петросовета от 1 мая 1918 г. был
амнистирован. Пуришкевич направился на юг, к Деникину. Но никто его уже не воспринимал всерьез. В феврале 1920 г. он умер в
Новороссийске от сыпного тифа.



От Ф.А.Ф.
К Георгий (26.02.2004 22:28:33)
Дата 27.02.2004 10:18:11

Обратите внимание - типичный случай прямо-таки необъяснимой доброты большевиков

> Большевики Пуришкевича арестовали, поместили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, отдали под Петроградский революционный
>трибунал. Защищали его звезды дореволюционной юриспруденции - блестящие адвокаты, участники политических процессов Н.С. Таганцев и
>О.О. Грузенберг (друг П.Н. Милюкова). На суде Пуришкевич держался мужественно. Власть большевиков объявил нелегитимной. От
>помилования в обмен на обещание не бороться с большевиками отказался, но все равно декретом Петросовета от 1 мая 1918 г. был
>амнистирован.

Ведь откровенный же враг. Расстрелять его к чертовой бабушке! Ан нет! Амнистируют!
И если бы только его одного. Таких случаев было тысячи. Генерала Краснова, например, тоже отпустили под честное слово. И чтобы заслужить виселицу ему еще предстояло всю гражданскую войну отвоевать против красных, а потом вернуться в Россию уже вместе с фашистами.
Подобного рода факты не оставляют камня на камне от концепции о прирожденной жестокости большевиков и лишний раз подчеркивают вынужденный характер красного террора.

От полковник Рюмин
К Ф.А.Ф. (27.02.2004 10:18:11)
Дата 18.03.2004 01:08:30

Re: Объясняю товарищу

Здравствуйте.

Я все тут в основном с замечаниями по исторической части встреваю. Что поделаешь, осмысление отечественной истории для православного человека – процесс непрерывный.

>Ведь откровенный же враг. Расстрелять его к чертовой бабушке! Ан нет! Амнистируют!

Вы невнимательно читали. Ключевая фраза в тексте – Он уже никому не был нужен. Кроме того, таким образом большевики признали выдающиеся заслуги Владимира Митрофановича перед революцией. Они были побольше, чем у иных большевистских вождей. Как и у лжемонархиста В.В. Шульгина.

Этот позер и краснобай, человек несерьезный, помешанный на хвастливой фразеологии, политикан, всегда стремился играть роль руководителя патриотического движения России и своей неумной, самодовольной деятельностью принес ему огромный вред, дискредитировал.

А после совершенного им подлого убийства Г.Е.Распутина Владимир Митрофанович впал в депрессию, и после февральской революции в падении монархии обвинял преданного им Царя. Заявлял о невозможности восстановления монархии. “Как мог я покушаться на восстановление монархического строя - говорил он - если у меня нет даже того лица, которое должно бы, по моему, быть монархом. Назовите это лицо. Николай II? Больной царевич Алексей? Женщина, которую я ненавижу больше всех людей в мире? (Александра Федоровна - п.Р.) Весь трагизм моего положения, как идеолога-монархиста, в том и состоит, что я не вижу лица, которое поведет Россию к тихой пристани” [Деникин А.И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. - апрель 1918 г. М., 1991. С.26.].

От Кудинов Игорь
К полковник Рюмин (18.03.2004 01:08:30)
Дата 18.03.2004 01:18:33

Re:

> Я все тут в основном с замечаниями по исторической части встреваю. Что поделаешь, осмысление отечественной истории для православного человека . процесс непрерывный.

> А после совершенного им подлого убийства Г.Е.Распутина Владимир Митрофанович ....

Ну как же так, использовать особо позорную для истинно православных кличку "[Гришка-] распутин" убиенного Григория Ефимовича Новых не есть исторически достоверно.




От Вовочка
К Кудинов Игорь (18.03.2004 01:18:33)
Дата 18.03.2004 16:55:47

Re: Re:

>Ну как же так, использовать особо позорную для истинно православных кличку "[Гришка-] распутин" убиенного Григория Ефимовича Новых не есть исторически достоверно.

Зато как перемигивается с дваВсПутиным...


Вовочка

От Fox
К Ф.А.Ф. (27.02.2004 10:18:11)
Дата 27.02.2004 21:38:58

Ага...

Генерала Краснова, например, тоже отпустили под честное слово. И чтобы заслужить виселицу ему еще предстояло всю гражданскую войну отвоевать против красных, а потом вернуться в Россию уже вместе с фашистами.

Стоило ли отпускать? Да ещё под "честное слово"? Какое "слово" может быть у либерала?
Это нам наука на будущее...
Стоило, вероятно, дать ему возможность расстрелять двух-трёх своих наиболее "непримиримых" коллег (например, захваченных в бою в плен). Или того же гр-на Романова Н. А....
А потом и отпускать. Куда он после этого денется?

С уважением.

От Павел
К Fox (27.02.2004 21:38:58)
Дата 01.03.2004 11:09:57

Все было сделано правильно.

>Генерала Краснова, например, тоже отпустили под честное слово. И чтобы заслужить виселицу ему еще предстояло всю гражданскую войну отвоевать против красных, а потом вернуться в Россию уже вместе с фашистами.
>Стоило ли отпускать? Да ещё под "честное слово"? Какое "слово" может быть у либерала?
>Это нам наука на будущее...
>Стоило, вероятно, дать ему возможность расстрелять двух-трёх своих наиболее "непримиримых" коллег (например, захваченных в бою в плен). Или того же гр-на Романова Н. А....
>А потом и отпускать. Куда он после этого денется?

Да. Стоило. Это христианнейший шаг. Под таким примером много злобы погасилось - что и спасло немало жизней.

>С уважением.
Взаимно.