|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
JesCid
|
|
Дата
|
08.01.2004 04:07:00
|
|
Рубрики
|
Байки; Тексты;
|
|
Re: ну хотя...
Давайте чуть-чуть посуше.
Я, действительно, разделяю сегодня понятия СССР и "советская цивилизация". Несмотря на то, что слово "СССР" - и является символом этой советской цивилизации. Несмотря на то, что советская цивилизация и есть результат существования СССР.
И к этому есть основания. СССР - это государство, с границей, с армией, с народами его населяющими, и с непременным атрибутом любого государства - вертикалью государственной власти. Так вот, именно потому, что я хочу абстрагироваться от государственной власти СССР, я и говорю о необходимости восстановления не СССР во всех его ипостасях, а именно советской цивилизации.
А что ж такого плохого мне сделала советская государственная власть, что я ее так не люблю? - Вот это и есть центральный вопрос.
В начале "Советской цивилизации" СГКМ говорит, что он хочет порассуждать о Советской стране с любовью. Мы с СГКМ - ближайшие духовные родственники. Я его очень хорошо понял. Я сам - сторонник советского образа жизни, страны - большой семьи. И даже могу назвать причину нашего с СГКМ духовного родства. Мы оба, пусть с разницей в 20 лет, росли в семьях, которые воспринимали страну как свою, не были отчуждены от этой страны, от ее успехов и недостатков. И оба ВЛИЯЛИ на жизнь этой страны, в меру своих сил, в меру своего положения в этой стране, в меру силы СОПРОТИВЛЕНИЯ той самой номенклатуры, которая и составляла вертикаль государственной власти. С единственной разницей. СГКМ в силу своего более раннего начала трудовой жизни вошел в эту номенклатуру, причем попал на ее верхние этажи. А я не попал в номенклатуру, но ввиду своей активной позиции - постоянно был с ней в рабочем контакте - на самых нижних этажах.
СГКМ долгие годы видел управление страной сверху, а я в те же годы - в самом низу.
В 50-е годы он хорошо видел стиляг из числа детей государственных чиовников и высокостоящей интеллигенции, но совершенно не видел городскую шпану. Он видел энтузиазм и трудовой героизм первоцелинников, а я через 20-25 лет видел, чем обернулся для этих целинников их подвиг - постоянным унижением в поисках несуществующего в степи топлива для домов, которого выделялось просто мало. Отсутствием возможности прокормить домашнюю живность без унизительного воровства. Купить зерно за имевшиеся деньги было нельзя - только украсть. Но украсть, если есть силы, хоть КАМАЗ.
*******
В 1982 году, когда я был в стройотряде в совхозе "Жаныспай" Есильского р-на Тургайской обл., там было свежо воспоминание, что вертолетчики день за днем обнаруживали в степи на одном и том же месте КАМАЗ с прицепом, полные зерна. Вызвали милицию. Проверяют по номерам, к какому хозяйству относится - в СССР этого номера ни за кем не зарегистрировано. Потом, в результате следственных мероприятий через слухи, еще через что-то нашли хозяина. Купил у кого-то по пьяни за 500 рублей. Поехал в степь, подставил под комбайн, а потом заглох мотор. Сам до дома дошел, а про машину забыл - по пьяной-то лавочке.
**********
Находясь в самой гуще жизни рядовых граждан в период с середины 70-х по конец 80-х, я на множестве согласующихся между собой фактов вынужден был признать, что советская цивилизация росла главным образом на том первоначальном моральном импульсе, который ему задала революция и ее продолжение в виде ликбеза, ГОЭЛРО, индустриализация, коллективизация. Они задали вектор развития, революция предоставила народу духовные ориентиры: чуть ли не большее, чем первохристианское братство, дружбу между народами, помощь слабому, солидарность, высочайшую свободу. Но те, кто оказывался при власти, не могли, не умели управлять страной, жившей этой солидарной жизнью. Этой страной по сути даже не надо было управлять. Она рвалась к самоуправлению. Она выдвинула из своих народов массу талантов, массу творцов, деятельность которых надо было просто координировать. И не препятствовать. Но деятельность этих талантов, творцов - представляла угрозу пребыванию добившихся какого-то чиновного положения людей в этом положении. Как только революционные изменения дали минимальный положительный эффект(результаты первых пятилеток, подъем сельского хозяйства в результате начала срабатывания положительных эффектов коллективизации), - чиновное сословия занялось исключительно упрчением своего места в жизни, продавая и предавая и духовное наследие революции, и своих коллег, и творческую энергию своего народа. И этим оно занималось до последних лет советской власти. Логически завершив свою деятельность присвоением того богатства, которое создал народ, в ходе приватизации.
Развитие Советского Союза многократно предоставляло примеры того, что жесткая централизация и сосредоточение всей полноты власти в руках номенклатуры - не есть единственный и безальтернативный вариант государственного управления. Вдали от Москвы, от особых отделов и НКВД партизаны создавали целые районы, контролируемые Советами, жившими отнюдь не по законам Болшой земли, а гораздо демократичнее. Бойцы армии Чуйкова, оборонявшие Сталинград, лишившись БЕЖАВШИХ(вплоть до того, что многих за это расстреляли) армейских и политических чиновников, создали совершенно особую фактически республику взаимно ответственных защитников Родины. Свобода, инициатива, демократичность сталинградцев - до конца войны стали распространявшимся по низам образцом для подражания для всей Красной армии. Величайшие образцы демократии как принципа организации коллективов и творческого энтузиазма продемонстрировали геологи, творцы атомного оружия, ракетной техники, реактивной авиации, первоцелинники.
Все это - приструнивалось, вводилось под жесткий контроль чиновничества. Демократический принцип выдвижения самых компетентных, самых порядочных людей на руководство несколько десятилетий методично заменялся в каждом звене управления страной принципом отбора кадров по прзнаку личной лояльности вышестоящим руководителям - чтоб не подсидели. Этот принцип регулярно прерывался - в виду особых условий в тех или иных сферах деятельности. Ввиду того, что необходимость диктовала требоваия к компетентности кадров. Но всплески эти концу советского периода были преимущественно заглушены. Власть окончательно противопоставила себя народу. Ярчайшим примером этого противопоставления стало дезертирство партийного и хозяйственного руководства из города Припять после Чернобыльской аварии, когда семьи руководителей бежали из города, не проинформировав об опасности население.
Достаточно? - Для прояснения позиции по дилеммме СССР - "советская цивилизация"