От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 27.11.2003 22:10:57 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Интеллигенция, интеллигенция... (*+)


http://www.livejournal.com/users/krylov/748820.html

К истории дефиниций
Отличная подборка определений интеллигенции у tiomkin.

=====
=====
Я же в последнее время приучился думать, что определение довольно простое.
Интеллигент (он же "демократ" и "либерал") - это носитель русской культуры,
желающий зла России и русским людям.

Всё остальное вторично. Скажет "пьяный вася" "ненавижу-эту-страну", и
проходящий мимо интеллигент довольно улыбнётся. "Сматри-к ты, вроде животное
с виду - а понимает". "Жаль, конечно, что Бродского не читал, культурка не
та, сгубили его совок да рашка. Но - понимает".

Не говоря уже об истерической (и очень искренней, НУТРЯНОЙ) любви к
"басаеву-дудаеву". "Мы тут языками треплем - а он головы русской сволочи
отрезал. РЕШПЕКТ."

А уж если отрезатель голов "стихи в молодости писал" - то просто ой. "Я с
чеченцем разговаривал, с полевым командиром. Так он интеллигентнейший
человек! В Грозненском оперном театре тень отца Гамлета играл. У нас таких
интеллигентных людей разве только Сахаров бывает."

)(
=========

http://www.livejournal.com/users/tiomkin/335458.html
Опять двадцать пять...
Похоже, что оправдывается тезис, на предмет того что хорший профессионал -
это не показатель ума. Вот Герман, хороший режиссер... а туда же...

http://www.izvestia.ru/community/article41475
ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА

Открытое письмо президенту России Владимиру Путину [ 20:21 25.11.03 ]

Совсем недавно по телевидению показывали негра, только что переведенного из
реанимационной палаты в обычную хирургию. Это был очень крупный человек с
добродушным и славным лицом. Негры почему-то не любят, когда их называют
неграми, хотя "нигер" по-испански - черный. Они предпочитают, чтобы их
называли черными. Так вот этот черный рассказывал, как он шел по городу
вечером и к нему подошла группа молодых людей. Они спросили, что он, черный,
делает здесь в России и чего он сюда приперся. Он объяснил, что он студент
института, вовсе не собирается заселять наши поля и луга и после получения
диплома сразу же вернется в свою страну. Выслушав это, молодые люди
засмеялись, достали ножи и заточки и стали его убивать. Он получил ран
пятнадцать, каждая из которых могла стать смертельной.
Стоило ему закончить рассказ, как тут же, как черт из табакерки, выскочил на
экран местный прокурор, будто у ног сидел, который объяснил всем нам, что
это не расизм, не фашизм, а просто неудачная шутка подростков и все. Это он
повторил несколько раз, стесняясь собственной глупости.
Случаев таких с людьми ярко выраженной нерусской национальности по России
пруд пруди, так же как и прокуроров или кого-то в этом роде, объясняющих,
что это простые шалости. Часть интеллигенции, не стесняясь, сообщает в
газетах о собственном антисемитизме, о расизме как естественной части своего
художнического мировоззрения. Например, интервью Балабанова. Удивительно,
сами евреи часто умиляются: "Да бросьте, это несерьезно!" Это очень
серьезно, господа!
На мой взгляд, мы въезжаем в расизм. Им заражена не только интеллигенция,
любящая за рюмкой беседовать об исторической вине еврейского народа перед
русским, но и силовые структуры. Всякие, разные... Не все, конечно. Есть еще
люди, стыдящиеся этого, но в принципе зараза проникла достаточно глубоко.
Конечно, при большевиках она тоже существовала, да еще как, но
ограничивалась спецчастью на предприятиях, где в сейфах ножей не держали. В
престижные вузы не брали, на работу не брали, но хотя бы не убивали на
улицах. А чем у них, у большевиков кончилась эта дружба народов - мы видим.
На днях сгорело огромное здание общежития Университета дружбы народов. В
этом корпусе как раз жили недавно прибывшие и еще не адаптировавшиеся
студенты с нерусской внешностью. То ли замкнуло там что-то, то ли
электроприбор не так сработал... За 65 лет своей жизни я видел много пожаров
и только один - по такой же причине (не выключили электрогрелку). Однако при
наличии в стране скинхедов, фашистов и множества другой агрессивной нечисти
почему бы не представить себе, что это поджог, и не взять за основную
версию.
Поджог - это не обязательно канистра бензина и ку-клукс-клан. Это могут быть
просто два-три умельца и много замков на дверях, перекрывающих, как в данном
случае, все выходы. Я не смею утверждать, что это так, но сердце
подсказывает.
Я не верю, что это когда-нибудь раскроется. Меня еще Ельцин приглашал в
группу интеллигенции, которая должна была бороться с фашизмом. Все
закончилось шикарным обедом, и никогда больше мы к этому не возвращались.
Бациллой национализма заражены многие страны. Но в Амстердаме в центре парка
поставлен прекрасный памятник юноше из Суринама, которого убили фашисты. И
детей специально приводят к этому памятнику, чтобы они запомнили, что люди
равны. У нас же сообщат по телевидению - и то спасибо.
Извините меня, господин Президент, но мне больно было видеть, как
представитель силовых структур докладывал Вам о причинах пожара, заикаясь,
пряча глаза и не будучи сам ни в чем убежден. Один из нас - режиссер, в
профессию которого входит видеть, когда человек говорит неправду или сам не
знает что несет.
Неужели, зная ужасную тенденцию вокруг иноземцев, нельзя было предусмотреть
и не заколачивать пожарные лестницы, а кроме того, поставить здесь
милицейский пост. Ведь в Москве 120 000 милиционеров, это в 3-4 раза больше,
чем в Нью-Йорке.
Мы вовсе не желаем быть господами, сообщающими "истину царям". Перед Вами
стоят огромные и почти невыполнимые задачи. Поверьте, не решив эту, Вы не
решите ни одну. Судно непонятно почему не будет слушаться руля.



 Кинорежиссер Алексей Герман, сценарист Светлана Кармалита

=======

Ну, бл..., это истина потому что мне ИНТЕЛЛИГЕНТУ, совести, бл..., нации ТАК
КАЖЕТСЯ! (Мне тут одна девушка на днях сердито фыркнула, мол, когда кажется,
креститься надо. Вот-вот...) Так что бросайте все нафиг, господин президент
и сломя голову неситесь скорее расследовать не скинхэды ли пожгли этих
иноземцев. И я говорю вам, что это поджог Рейхста... пардон, общежития на
расистской почве, а я знаю что говорю потому как я режиссер, моя задача и
дар свыше - ПРАВДУ видеть.
Тьфу!
Забодала эта совесть нации...
Вот кстати, приведу-ка я подборку цитат про интеллигенцию. (Примечание -
некоторые из них принадлежат мне, и я имею в виду совершенно конкретных
людей. Чтоб не обижались потом...парашники...).

=====================================

Интеллигенция - луна, возомнившая себя солнцем
Эпиграф


<Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения, наводнивших нашу
cовременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова:
[интеллигенция], интеллигентный и даже чудовищное имя существительное -
интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ... Случается
даже встречать сельская [интеллигенция]... В известном смысле, впрочем, эти
выражения обозначают действительно понятия новые, ибо [интеллигенции] и
интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были "люди ученые", затем "люди
образованные", наконец, хотя и "не ученые" и "не образованные", но
все-таки "умные". [Интеллигенция] же и интеллигент не означают ни того, ни
другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и
слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается
у нас интеллигентом, а совокупность их [интеллигенцией]>

Написано сие в 1890

Желтов Ив. М. Иноязычие в русском языке // Фил. зап., вып. 4-5. Воронеж,
1890. С. 2, 3.

============================================

Такие люди - пожалуй самое страшное явление. Они жестоко догматичны - они не
признают в принципе никокай точки зрения, кроме своей. Они имеют единственно
правильное мнение по любому вопросу. Они монополизируют право "знать истину"
и называют себя демократами, хотя к демократии они имеют такое же отношение
как эскимос - к птичке колибри. Они лживы, и считают что ложь во имя их
светлых истинных целей - это оправдано, хотя других громогласно обвиняют во
лжи. Они как никто другой умеют использовать двойные стандарты. Они считают,
что выше морали нет ничего, но что такое мораль - определяют только и только
они. Единственная удобная для них ситуация - тога мученика, но при этом сия
тога должна быть комфортной. Они ничего не умеют делать, именно делать
что-либо, а не высокопарно витийствовать. Они считают себя умнее других,
хотя являются ограниченными созданиями. Они любят объявлять себя
"хранителями морали, культуры, высших и вечных духовных ценностей..." хотя
их никто об этом не просил, и на этом основании требуют от окружающих
почтения.
Это - жутчайшее порождение СССР, советская [интеллигенция]. Это люди
полутьмы, оборотни. И самое печальное - нет такой серебряной пули или
осинового кола которые бы их остановили.
Когда с ними пытаются разобраться (не бороться, а просто хотя бы сделать
замечание), в ответ они начинают брызгать слюной или выть. Это даже не
волчий вой.
Вурдалачий...

=============================================

Её проблема ... в том, что она привыкла к монологу, и сама форма диалога ее
раздражает необходимостью слушать и пытаться понимать других людей,
независимо от того, симпатичны они ей или, напротив, неприятны. Ей внутренне
претит роль человека спрашивающего - кажется, что она сама знает ответы на
все вопросы, и не только знает, но и полагает их единственно верными.

============================================

...по большей части в России о свободе слова пекутся люди которых в
действительности эта свобода слова нафиг не интересует. Их интересует
другое - свобода от каких бы то ни было моральных рамок и отсутствие всякой
ответственности за любые свои действия. Шикарная позиция, любой бы
согласился, но к вящему сожалению данных персонажей окружаещее быдло (если
прилюдно тогда обычно употребляют слово "народ") ее почему-то не приемлет.
Вот и приходится ее драпировать в респектабельные одежды - авось пипл
схавает.
О свободе слова имеет смысл печься в жестко-тоталитарном государстве,
причем, заведомо зная что эти попытки обречены на провал en masse и
правозащитника не ждет ничего кроме безвестности, и никто не оценит его
усилий и не воздаст по заслугам. Вот тогда это да, это подвиг.
В общем когда ты сыт-пьян-и нос в табаке, но при этом из себя ничего не
представляешь ни как человек ни как художник - тогда разговоры о свободе
слова это попытка сделать медиа-событие, не более.
Эти мороки на мой взгляд есть еще одно порождение сумеречной нежити -
советской [интеллигенции]. Не подохнет никак, вурдалачье семя, воет и
цепляется за жизнь...

============================================

Мы можем определить классического русского интеллигента как воинствующего
монаха нигилистической религии земного благополучия. Если в таком сочетании
признаков содержатся "противоречия, то это - живые противоречия
интеллигентской души. Прежде всего интеллигент и по настроению, и по складу
жизни - монах. Он сторонится реальности, бежит от мира, живет вне подлинной
исторической бытовой жизни, в мире призраков, мечтаний и благочестивой веры.
Интеллигенция есть как бы самостоятельное государство, особый мирок со
своими строжайшими и крепчайшими традициями, со своим этикетом, со своими
нравами, обычаями, почти со своей собственной культурой; и можно сказать,
что нигде в России нет столь незыблемо-устойчивых традиций, такой
определенности и строгости в регулировании жизни, такой категоричности в
расценке людей и состоянии, такой верности корпоративному духу, как в том
всероссийском духовном монастыре, который образует русская интеллигенция. И
этой монашеской обособленности соответствует монашески суровый аскетизм,
прославление бедности и простоты, уклонение от всяких соблазнов суетной и
греховной мирской жизни. Но, уединившись в своем монастыре, интеллигент не
равнодушен к миру; напротив, из своего монастыря он хочет править миром и
насадить в нем свою веру; он - воинствующий монах, монах-революционер. Все
отношение интеллигенции к политике, ее фанатизм и нетерпимость, ее
непрактичность и неумелость в политической деятельности, ее невыносимая
склонность к фракционным раздорам, отсутствие у нее государственного
смысла - все это вытекает из монашески -религиозного ее духа, из того, что
для нее политическая деятельность имеет целью не столько провести в жизнь
какую-либо объективно полезную, в мирском смысле, реформу, сколько -
истребить врагов веры и насильственно обратить мир в свою веру. И, наконец,
содержание этой веры есть основанное на религиозном безверии обоготворение
земного, материального благополучия. Все одушевление этой монашеской армии
направлено на земные материальные интересы и нужды, на создание земного рая
сытости и обеспеченности: все трансцендентное, потустороннее и подлинно
религиозное, всякая вера в абсолютные ценности есть для нее прямой и
ненавистный враг. С аскетической суровостью к себе и другим, с фанатической
ненавистью к врагам и инакомыслящим, с сектантским изуверством и с
безграничным деспотизмом, питаемым сознанием своей непогрешимости, этот
монашеский орден трудится над удовлетворением земных, слишком <человеческих>
забот о <едином хлебе>. Весь аскетизм, весь религиозный пыл, вся сила
самопожертвования и решимость жертвовать другими - все это служит
осуществлению тех субъективных, относительных и преходящих интересов,
которые только и может признавать нигилизм и материалистическое безверие.
Самые мирские дела и нужды являются здесь объектом религиозного служения,
подлежат выполнению по универсальному плану, предначертанному
метафизическими догмами и неуклонными монашескими уставами. Кучка чуждых
миру и презирающих мир монахов объявляет миру войну, чтобы насильственно
облагодетельствовать его и удовлетворить его земные материальные нужды.

============================================

Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и
перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь
весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов
школы.
По словарю Даля "образовать" в отличие от "просвещать" означает: "придать
наружный лоск".
Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и
верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или
опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть "образованщиной".

============================================

Тут, конечно, требуется оговорка. Нужно уточнить термин "интеллигенция",
говоря об этих невостребованных авторитетах. Здесь я следую трактовке,
данной в сборнике "Вехи", но можно вспомнить и афористическую формулу
Г.П.Федотова: интеллигенция - это группа людей, объединенных идейностью
своих задач и беспочвенностью своих идей. В советской модификации типичными
интеллигентами будут так называемые шестидесятники, дети ХХ съезда, как
любили они одно время себя называть. Эти люди составили ударную силу
горбачевской перестройки, они и разрушили коммунизм, что им, конечно же,
зачтется. Строят уже другие - такие, как Гайдар. Гайдар ни в коем случае не
интеллигент, он спец, эксперт, техник-прагматик; ни в коем случае не
идеолог, каковы все, так сказать, мундирные интеллигенты. Интеллигенция -
это, согласно тем же "Вехам", идеологи-моралисты, профессиональные
народолюбцы и профессиональные же оппозиционеры - люди, не желающие и не
способные брать власть, другими словами, ответственность.

Но есть власть и власть. Существует в России, помимо правительственной, и
другая власть, по крайней мере существовала и только ныне утрачивается:
власть слов, вот это моральное превосходство людей не делающих, а говорящих.
Считалось, что начальство в России властвовало, а интеллигенция состояла в
вечной оппозиции. В действительности все было гораздо сложнее: интеллигенция
по существу и создала в России идеократический режим, узник Петропавловки
Чернышевский привел к власти Ленина. Социально-психологически и культурно
интеллигенция в России выполняла функции того духовно-авторитетного в
европейской истории слоя, который Ницше назвал жречеством.

Кто такие жрецы у Ницше? Это не только официальные церковники, но и всякие
люди, претендующие на духовный авторитет, - философы, например, или даже
поэты. Последний случай - совсем уж русский: как тут не вспомнить еще раз
знаменитые слова Солженицына о писателе, всегда бывшем в России вторым
правительством. Крайне важно, что во всех подобных случаях духовный
авторитет институализируется как социальный статус, так сказать, миссия
становится профессией. И если строго придерживаться терминологии Ницше, то
придется сказать, что жречество - специфический способ реализации воли к
власти; психологизируя же проблему (к чему и призывал Ницше), можно сказать,
что это путь самореализации: человек, не способный стать царем, становится
жрецом. Но каждому властителю нужны подданные, каждому пастырю - пасомые.
Вот тут и начинается, по Ницше, злокачественность жречества: в качестве
пасомого стада жрецам нужны несчастные.
Дело в том, что жрецы - носители аскетического идеала. Ведь они претендуют
на духовную власть, а духовность отождествляют со слабостью, с телесной или
даже бытийной немощью, со всяческим несчастьем, нехваткой, недостачей и
нуждой. Они из нужды делают добродетель, отождествляя немощь с духовностью:
это и есть генеалогия морали у Ницше. Еще раз: жрецы не столько помогают
несчастным, сколько сами нуждаются в них как предлоге и мотивировке
собственного существования. Им требуется зафиксировать несчастье как норму
бытия.

...Картина гибели России, рисуемая интеллигентами, - это проекция
собственного интеллигентского нисхождения, исчезновения интеллигенции как
класса, как социально институализированного слоя - ницшеанской касты жрецов.
Сегодняшняя истерика интеллигенции - предчувствие собственного конца, а не
пророчество о конце России и русского народа. Жрецы не нужны в
секуляризованном свободном обществе, строящем комфортную жизнь не только для
выдающегося художника Окуджавы, но для всех.

============================================

Сразу оговоримся: речи идет не об образованном классе вообще, в силу
очевидной в нем надобности наличествующем при любых видах общественного
устройства, но именно об интеллигенции, долг которой в том, чтобы подвергать
все критическому сомнению и безусловно оппонировать власти уже в силу того,
что она - власть. Безоглядное оппонирование вместо того, чтобы стать
обязательным элементом морального кодекса всякого образованного человека
(как то наблюдалось в России, допустим, сто лет назад, а во многих западных
интеллектуальных кругах и поныне наблюдается), скорее стало признаком
принадлежности к общественной маргиналии, а фигуры и лица, выдвигаемые в
качестве принудительно референтных, своего предназначения в должной мере не
исполнили.
Дабы понять, что случилось, отметим, что как апологеты, так и критики
интеллигенции сходятся в одном. И те, и другие признают, что
характеристическое свойство интеллигенции заключается в отрицании устоев (в
связи с чем интеллигенция - левая по определению) и введении в общественный
оборот иных, альтернативных идей и мнений. Прогрессисты видят в том
необходимый при всяком хлебопечении и виноделии бродильный элемент,
реакционеры же полагают, что элемент не бродильный, а сугубо гнилостный.

============================================

Меня с детства занимали люди, которые всегда правы. Быть всегда правым
чрезвычайно легко, и я уже несколько раз обнародовал этот рецепт: надо
навязать противнику правила игры, а самому играть без правил. Надо вовремя
подменить предмет полемики или перевести ее на личности. Надо почаще
повторять бесспорные вещи и никогда не пятнать себя произнесением спорных.
Формулу вечной правоты для людей попроще, для полемик покухоннее
сформулировал Жванецкий -- в разгар полемики спросить: <А ты кто такой?> Для
политики и публицистики рецепты должны быть поизысканнее, и их, в сущности,
два. Первый: чем хуже, тем лучше. Тогда при любом развитии событий, которое
всякого нормального человека привело бы в ужас, вы можете испытать
удовлетворение, горько поджать губы и сказать: <Ну, что я говорил такого-то
числа такого-то месяца?> (У людей такого типа все ходы записаны, хотя во все
дни всех месяцев они говорят примерно одно и то же: полный п-ц всему.)
Второй же рецепт заключается в том, чтобы никогда и ни в чем не признавать
своей ответственности за происходящее, а для этого беспрерывно, упорно,
иногда на самом пикейно-жилетном и дворово-кухонном уровне критиковать
власть. За все, вплоть до погоды. И вы всегда будете правы. Потому что быть
в России всегда правым -- и в смысле политической ориентации, и в смысле
метафизической правоты -- как раз и значит постоянно давать худший прогноз и
обвинять в таком ходе вещей очередного кремлевского постояльца. Такой
человек никогда и ничем не рискует. Власть отлично понимает, что он для нее
опасен не более, чем пикейный жилет из города Черноморска. Потому что таким
людям дороже всего реноме, а значит, собственная ж. дорога им и подавно. Под
собственной ж. я разумею, конечно, жизнь.
...Почему я так много говорю об этом типе интеллигента? Потому что в нем все
дело. Потому что только такие люди и заграбастали себе сейчас право
называться интеллигенцией, вытеснив всех остальных в нишу прихвостней,
сатрапов и чуть ли не помощников распорядителя казни. Именно они всегда
правы, не шучу, и в конечном итоге наверняка окажутся правы даже сейчас.
Ведь худший прогноз -- всегда верный.
...Самое пикантное, что любой, кто попытается этих людей вразумить и
остановить, как бы расписывается в собственной лояльности. И никого не
трясет, что вечно правые наши либералы на самом деле против любой власти, а
потому убеждений не имеют в принципе. Мне-то кажется, что иметь хоть
какие-то взгляды, пусть самые ошибочные, пусть человеконенавистнические, --
лучше, честнее, чем не иметь никаких. Я за то, чтобы подставляться. За то,
чтобы ошибаться. Лишь бы не эта гнусная, непробиваемая априорная уверенность
в чужой глупости и подлости! Но звание либеральной интеллигенции присвоили
себе те, кто не допускает и мысли о союзе с властью, и сколько-нибудь
серьезного отношения к самому слову <патриотизм>.

============================================
Вообще же, не в первый раз полемизируя с нашими либералами, я давно уже
привык к тому, что они могут всё. Самая наглая ложь, самое беззастенчивое
шельмование, самое неприкрытое злорадство, - пожалуйста: норма. Стоит
почитать высказывания "либералов" на любом форуме: удар выше пояса тут -
большая редкость. Одни люди интересуются идеологиями, другие - технологиями;
первые считаются консерваторами - у них есть моральные ограничения; вторые
называют себя либералами - и вместо полемики занимаются пиаром, то есть
обсуждают внешность оппонента, его биографию, бюджет, родственников и
сексуальные пристрастия... Долгий опыт полемики вокруг "Норд-Оста" и
чеченской проблемы как таковой позволяет с уверенностью говорить, что девять
десятых наших так называемых правозащитников - истерики и лгуны, не
брезгующие самой беззастенчивой клеветой и лишенные моральных принципов по
определению. Отсюда и их позиция - страх противостоять сильному и
откровенное заискивание перед ним, восторженный азарт добивания слабого.
============================================
<Пидарасы - сказал Хрущев.
Был я смолоду не готов
оценить правоту Хрущева.
Но дожив до своих годов,
убедился, честное слово>.
============================================
Наше <гражданское общество> состоит из либералов-пацифистов, которые готовы
лизать любой сапог, причем, чем больнее пинок они получат этим сапогом, тем
интенсивнее будет лизательный процесс. Так уже было с Чечней, теперь и с
Туркменией тоже. Таким образом, никакой России у нас нет. Наверху -
советская бюрократия, внизу - пацифисты-космополиты и советские люмпены.
Славный получился итог 12 лет независимости.
============================================
"...снова в эфире всякая либеральная сволочь, которая говорит, что пора
налаживать, утрясать и надежные схемы устраивать. А власть кремлевскую - под
суд. Потому что она развязала, задушила, сделала вдовами тех, что с
автоматами, и т.д. Одни, понятно, исходя из конкретной ситуации и по долгу
службы, но другие явно от сердца и из лучших побуждений. Теоретически,
проблему можно было бы действительно решить полюбовно. А именно: запустить в
зал вместо заложников корреспондентов радио <Свобода>, венедиктовской
шарашки и шестой кнопки. И Бабицкого позвать. Пусть они там получат пару раз
в рыло автоматом вместо ни в чем не повинных людей. Которых они же и
подставили."
============================================
"Есть люди, изрядно уверенные в своем мнении и правоте. Они критикуют чужие
обычаи и порякди и делают это порой яростно, порой хладнокровно. На самом же
деле тот порядок, подвергающийся критике их вполне устраивает, и они, даже и
не ведая такого в себе в него тихо влюблены. При удобном случае они
наведыватся в то место, которое избрали объектом критики и пользуются там
теми благами, которые и критикуют. А ближе к концу жизни и поселяются там
насовсем.
Они любят призывать других к переменам и действиям, сопряженным с риском,
гибелью и большой кровью, но сами не желают принимать в этих действиях ни
малейшего участия, избрав для себя удобную позицию критика и подающего
советы человека. Дело в том, что такие люди, будучи по природе трусоватыми,
всячески стараются избежать ответственности, как за свои действия (что
случается редко, ибо их в полной мере можно назвать импотентами,
бессильными, имея в виду смысл первозданный) так и за слова. Даже если
попытаться получить ответ, то как правило они с милой улыбкой пожмут плечами
и попытаются найти подходящее случаю объяснение, а то и сослаться на
обстоятельства.
С ними гораздо лучше не иметь никаких серьезных дел, поскольку именно они и
есть то самое звено, склонное рваться в самый неподходящий момент. Поскольку
не имеют они силы ни на дела, ни на свершения, ни на то чтобы просто
отстоять свою точку зрения в обстоятельствах, неблагоприятствующих этому, то
равно склонны они к предательству. Хотя с их стороны это всегда будет
оправдано, поскольку чувство вины им чуждо.
Как ни странно эти люди живут удобно и вольно, их не очень волнуют
материальные проблемы, поскольку принадлежат они к обеспеченным слоям
населения. Духовные же проблемы не волнуют их равно - они не в силах даже
приблизиться к осмыслению настоящих духовных проблем, не говоря уж понять.
Вместо этого, поскольку такие люди неплохо образованы, они предпочитают
использовать хаотическую мешанину из лозунгов, цитат, нелепых суждений и
недалеких фраз. Поскольку более всего их волнуют свои (выражаясь грубо -
шкурные) интересы, в чем они никогда не решаться признаться, то они
исподволь устраивают свою жизнь и проживают ее довольно, оставляя по
странной прихоти судьбы иногда о себе память как о заметном человеке своего
времени.
На поверку же они оказываются скучны, эгоистичны, мелочны, лживы, трусливы и
неблагородны. Посему лучшим было бы как можно менее с ними общаться".