При чтении этой статьи русским читателем, на мой взгляд, становится
особенно явным контраст между двумя культурами - нашей и американской.
Конечно, люди знакомые с работами С.Г. Кара-Мурзы справедливо увидят в ней
прежде всего шедевр манипуляции общественным сознанием. Однако, при этом
стоит помнить и то, что всякий тип культуры вполне определяется тем, как
именно возможно манипулировать людьми, к нему принадлежащими. ЧТО нужно им
говорить? Какую наживку манипулятор должен насаживать на свой крючок? Так,
для успешной манипуляции русским человеком следует внушить ему чувство
стыда, заставить раскаяться в каком-либо прегрешении - реальном или мнимом.
Пусть даже и не им самим совершённом, а более или менее далёкими предками:
<растоптали пражскую весну>, построили ГУЛАГ, делили Польшу, ходили на
Новгород с Иваном IV-м... В состоянии стыда, <прозрения> русских легко
толкнуть на поступки самоубийственные или братоубийственные (что с точки
зрения Истории всегда одно и то же). Так уж мы, видать, устроены, что всякая
несправедливость, нами совершённая, вызывает жгучее желание немедленно
загладить её несправедливостью ещё большей. Каковая, разумеется, вызовет в
будущем новую волну раскаяния - на радость грядущим манипуляторам... <Всё
должно в природе повториться>...
А вот какие стереотипы американского сознанания являются культурно
значимыми - это пусть читатели перевода решают сами. Я позволил себе
прерывать текст собственными комментариями (выделены курсивом). Но хочу
отметить, что, несмотря на свою полемическую заострённость, мои примечания
вовсе не являются полемикой. Более того, я признаю, что для той аудитории, к
которой обращается американский автор, доводы статьи звучат вполне
бесспорно, а мои попытки их атаковать - весьма неубедительно. Поэтому, они
не более чем способ выделить для русского читателя самые, по-моему,
колоритные места статьи.
КТО НАБЛЮДАЕТ ЗА КЛАССОМ?
Интернет-камеры в школах вызывают беспокойство за неприкосновенность частной
жизни.
Грег Топпо, , 11 августа 2003
Когда ученики в Билокси, штат Миссури придут сегодняшним утром в классы,
чтобы начать учебный год, целая армия цифровых видеокамер будет поминутно
фиксировать каждый урок в любом классе.
Сотни видеокамер, подключённых к интернету, будут включены весь год в
надежде, что их присутствие будет фактором сдерживания правонарушений со
стороны 6300 учащихся местных школ, равно как и учителей. Данная мера
помогает честным людям быть ещё честнее (выделено мной - М.Ш.), как говорит
глава школьного округа Ларри Дроуди, который наравне с директорами школ и
сотрудники служб безопасности может пользоваться паролем для наблюдения за
уроками с любого компьютера. При необходимости полиция также может
подключаться для наблюдений.
На сегодняшний день Билокси является единственным школьным округом в стране,
который установил интернет-камеры в каждом классе, в настоящий момент их
около 500. Однако, школьные округа в крупных городах Англии уже давно
эксперементируют с интернет-камерами для обеспечения безопасности.,
устанавливают недорогие камеры в школьных корридорах и отдельных классах и
планируют оснастить подобными устройствами новые школы. Одна из компаний
сообщила, что ведёт переговоры с одним из округов по поводу установки 15000
камер для того, чтобы сотрудники охраны могли наблюдать за классами,
школьными корридорами и стоянками машин.
Практически повсюду в своей повседневной жизни американцы находятся под
наблюдением камер: на работе, на автодорогах, на общественных мероприятиях.
Должны ли школы составлять исключение? Дроуди и его сторонники считают, что
не должны. Он сообщил, что в посёлке Гальф Коаст против нововведения не
возражали ни учащиеся, ни их родители.
Что ж, можно только порадоваться за <честных людей> Америки и Англии, что у
них появилось так много шансов стать <ещё честнее>. А заодно и отметить
прозорливость Оруэлла, который в <1984-м> снабдил каждую комнату своей
жуткой фантастической державы <телескрином>. Правда, сам Оруэлл, когда в
1948-м писал свой роман, метил всё больше против <большевистской деспотии>.
Тем радостнее, что самые смелые фантазии художника успешно воплощаются в
жизнь у него на Родине. А ещё говорят, что пророков в своём отечестве нет!
Очень даже есть!
Но поборники неприкосновенности частной жизни, отдельные группы учителей и
некоторые другие люди обеспокоены тем, что классы будут круглосуточно <под
колпаком>. Некоторые говорят, что камеры могут быть использованы не по
назначению и стать помехой для учителя, в то время как другие опасаются
того, что округа, понадеявшиеся на интернет-камеры, утратят бдительность в
вопросах школьной безопасности.
Хотя видеозаписи в Биокси и не зарегистрировали пока серьёзных преступлений,
Дроуди говорит, что они <избавили от многих неприятностей> и помогли
диекторам школ разобраться с мелкими правонарушениями, такими как школьные
кражи, которые при отсутствии камер потребовали бы длительных раследований.
Он также говорит, что те камеры, которые были устновлены за последние 3
года, могут выступать в роли всевидящего ока, подерживающего учителя при
возможных конфликтах.
Однако, Курт Лаварэло, исполнительный директор Национальной Ассоциации
Школьных Работников, полагает, что камеры могут наоборот - снизить уровень
безопасности в школах. <Мы утрачиваем непосредственный контакт с
глазу-на-глаз, который так остро необходим> - отмечает он. Надежда на камеры
<не должна заменять человеческого фактора>.
В отличии от традиционных (не подключённых к Сети), интернет-камеры передают
изображение практически на любой компьютер. Директор или инспектор по
образованию могут просматривать записи из дому или даже из автомобиля. Такие
записи проще хранить и каталогизировать.
Интернет-камеры стоят примерно вдвое меньше, чем традиционные, говорит
Фредерик Нилсон, из компании <Аксис Коммуникейшенс>, шведского предприятия,
которое ведёт переговоры с одним из городских округов на поставку 15000
камер, примерно по 150 на школу. Представители образования в Атланте должны
голосовать сегодня по поводу установки 2000 камер в школьных корридорах и
автопарковках. В одной из школ Миссури за этими частями школьной территории
уже наблюдают 27 интернет-камер, дополнительные 45 будут подключены этой
осенью.
Интернет-камеры появились также в нескольких школах Министерства Обороны США
на военных базах: они позволяют военнослужащим наблюдать за обучением их
детей и даже общаться с ними в диалоговом режиме. Учителя Лондона требуют по
камере в каждый класс, т.к. это позволит родителям из дому наблюдат за
поведением их детей в школе. Рой Балентин из компании по установке и запуску
интернет-камер говорит, что многие школьные работники перегружены из-за
огромных размеров кампусов. <Вам не удасться быть одновременно во всех
местах, но если вам будет помогать ещё и несколько искуственных <глаз>, то
это сильно улучшит дела> - считает он. <Камеры дешевле, чем содержание
дополнительного персонала.>
Замечательно то, в какой плоскости ведётся обсуждение: важны эффекивность и
денежные затраты на камеры по сравнению с наблюдателем-человеком. Этическая
сторона вопроса игнорируется. И впрямь, не всё ли равно, откуда почерпнута
информация: оттого ли, что наблюдатель открыто присутствовал в комнате, либо
оттого, что подсматривал в замочную скважину (пусть даже в замочную скважину
эпохи высоких технологий - в интернет-камеру)?!
Сам Рой Балентин был директором той самой школы в Миссисипи, где учащийся
Лук Вудман убил двоих и ранил семерых соучеников. Балентин не верит в то,
что видеокамеры могли бы предотвратить эту и другие школьные перестрелки, но
считает, что камеры, всё же, полезны для безопасности и для <неформального
наблюдения> за учителями.
Полагаю, что кроме своей непосредственной задачи - слежки за гражданами, у
повсеместно установленных видеокамер есть и ещё одна, не менее важная
функция. Они нужны для раздробления общеста на <атомы>, на отдельных не
связанных друг с другом <налогоплательщиков>. Уже и сейчас в канадской,
например, школе практически отсутствуют какие-либо неформальные связи между
учителями и учениками. Понятие <наш бывший учитель> давно потеряло свой
изначальный культурный смысл: оно не выделяется из такого ряда как <наш
бывший служащий почты> или <бывший кассир нашего супермаркета>. То ли ещё
будет после того, как все классы оборудуют камерами! Ведь это эффективнейший
способ раздробить общность людей - заставить их жить и общаться перед
орвэлловским <телескрином>. (Зрители <За Стеклом> наблюдали нечто подобное.)
Кстати, в самом романе, который я уже упоминал, это показано очень ясно:
неформальные отношения, в которые вступают главные персноажи (становясь
любовниками, минуя соответствующие госструктуры), являются их бунтом против
государства. Неформальным в таком мире может быть только <наблюдение>...
Это-то и волнует критиков, которые утверждают, что видеозаписи могут быть
использованы для иных целей. А если родители жалуются, что учитель
использует уроки для пропаганды контроля за рождаемостью, наркотиков или
даже терроризма? <По сути, Ваши уроки теперь задокументированы> - говорит
Кларк Кельсо из Университета Сакраменто. <На учебный округ будет оказываться
колоссальное давление : <А давайте поглядим, что там!>>
Мелинда Андерсон из Национальной Учебной Ассоциации, крупнейшего в США
объединения учителей, говорит: <Это новая область, поэтому у нас маловато
опыта в этих делах.> Она утверждает, что видеокамеры могут соединить теснее
школу и семью, но в тех округах, где наблюдение за учителем ограничено
подписанным контрактом, правила использования интернет-камер должны это
учитывать.
Вот оно - то самое <правовое мышление>, которым демократы уже давно пытаются
спасти наши грешные души! Итак, подглядывать в замочную скважину можно там,
где в контракте не оговорено обратное. Вот мы с Вами работаем учителями в
двух школах, разделённых улицей, и относящихся к разным округам. За Вами
шпионить можно, а за мной нельзя: у меня так в контракте прописано! Ссылки
на мораль, которая не может, вроде бы, быть разной по разные стороны улицы,
в <правовом государстве> неприличны: мораль есть понятие почти <туземное>, и
при <правильной> организации общества неизменно уступает дорогу
кодифицированному Праву (<приоритет права над моралью>). Т.е. попросту
отсутствует: мораль ведь такая штука, что может быть либо на первом месте,
либо ни на каком вообще. Так, например, работая в западной школе я не могу
остановить озорничающего ученика, сказав: <Не делай этого, потому, что так
поступать стыдно!>. Но следуя правилам политкорректности я должен сказать:
<Не делай этого, потому, что такое поведение противоречит внутришкольным
правилам!> Чувствуете разницу!
<Использование интернет-камер перенесёт нас в другой мир, где происходящее в
классе станет доступно для наблюдения всем и постоянно> - говорит она.
<Можно спорить с тем, что <просто наблюдение> не мешает преподаванию, но
если оно приведёт к большому количеству жалоб на учителей и стиль их работы,
способы подачи материала и т.п., то наблюдение может стать помехой>.
Дроуди утверждает, что камеры устанавливаются в целях безопасности - <для
наблюдения, а не для подглядывания>. Но он допускает, что результаты съёмки
могут быть использованы для аттестации учителей. <Это возможно, если в вашей
школе не очень щепетильная администрация. С другой стороны, если мы
поступаем как надлежит профессионалам, нам не следует делать что-либо такое,
что мы побоялись бы делать перед камерой.>
По словам одного из членов школьного округа Билокси, матери четверых детей,
родители рассматривают такую систему как ещё один способ держать своих чад
под присмотром. <Мне никто не отзывался плохо о нововведении> - подчеркнула
она. <Как мать я не вижу в наблюдении проблемы, я хочу, чтобы мои дети
хорошо себя вели>.
Однако, стоит лишь заикнуться про интернет-камеры, как у защитников
непркосновенности частной жизни бегут по спине мурашки. <Ведь ты сам не
можешь ничего тут выбирать. Это-то и напрягает> - говорит Дан Фармер,
представитель организации Основной Безопасности из Калифорнии, который
консультировал Конгресс США по вопросам частной жизни и безопасности,
связанными с интернетом.
Замечательно, что все <идеалистические> возражения основаны на этой самой
пресловутой privacy (<частной жизни>), за которую на Западе положено так
сильно переживать. Мне-то кажется, что не о <частной жизни> тут надо в
первую очередь беспокоиться американцам, а о том типе культуры, который они
передадут своим детям. В русской, например, культуре принято особо ценить
индивидуальность учителя, пусть даже не особую яркость (не у всех ведь она
есть), а и просто ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ чудачества и слабости - так, например,
описаны школьные годы в гимназических воспоминаниях Пришвина и Паустовского.
В советских фильмах любили показывать те особые доверительные отношения,
которые могли сложиться у учителя с каким-либо определённым классом,
отношения <групповой конфиденциальности> (<Доживём до Понедельника>, <Чужие
Письма>, <Ключ без Права Передачи>). Страшно даже представить себе
<всевидящее око> видеокамер, направленное на их героев! Но ведь и в
американской культуре была некогда хотя бы возможность такого вот <сговора>
взрослого с детьми. Был же снят хороший фильм <Общство Мёртвых Поэтов>
() про учителя литературы, который сеет надежды и
сомнения в души учеников элитарной школы - и изоняется оттуда после
<разоблачения> начальством. Неужто не ясно, что поколение, выросшее под
недреманным оком камер, в подобные общества объедняться не станет! Правда, и
хлопот начальству не доставит. Да и учитель невозвратно станет
<человеко-функцией> (т.е. профессионалом): страстям, чудачествам или
прорывающейся боли отныне уже не место в классе.
Однако, обеспокоены далеко не все. Один из учителей естествознания, который
проработал в классе с видеокамерами четыре года, считает, что критикам новой
системы следует слегка расслабться. <Я тут нахожусь на службе, я выполняю
свою работу> - говорит Скотт Паидж, преподаватель естествознания и
фотографии. <Мне вовсе не мешает, если кто-либо смотрит на то, что я
выполняю свои служебные обязанности>.
Мне так и хочется в этом пассаже заменить <служебные обязанности> на
<супружеские>. А что, американские газеты наперебой кричат о <домашнем
насилии>, им вторят плакаты в подземке больших городов, призывающие не
мирться с <абъюзом>! Отчего бы не оборудовать каждую североамериканскую
спальню интернет-камерой?! Надо думать, это замечательно <поможет честным
людям быть ещё честнее>...
Паидж, бывший учитель биологии, открыл доступ к видеонаблюдению за своим
классом всем желающим. Он говорит, что родители учеников привыки этим
пользоваться. <Так можно увидеть, носит ли ребёнок ту же самую одежду, в
которой утром ушёл из дому>. Паидж также часто наводит камеру на
лабораторные демонстрации, чтобы ученики могли просматривать их во время
выходных. Учащиеся могут входить в интернет из дома, если болеют, и посылать
письма с вопросами. <Всё, что укрепляет связь между семьёй и школой, идёт на
пользу детям> - убеждён он. Однако добавляет, что сам он против
использоваияя записей как довода при возможных конфликтах с учениками. Он
так и сказал: <Уж если дошло до того,что мои слова не перевешивают слова
ученика, я лучше себе другую работу подыщу>.
Ну а Доуди добавляет, что в настоящий момент рабочие монтируют третью по
счёу камеру в спортзал, т.к двух оказалось недостаточно. <Так и кажется, что
ничто не ускользает от наблюдения, но всегда где-нибудь оказывается <слепая
зона>>.
Конец... Очень бы хотелось, чтобы перевод этой статьи для русского читателя
поубавил у некоторых из наших людей пыл предлагать себя политкорректному
Мистеру Доуди и его морально безупречным соплеменникам в качестве младших
помощников по <борьбе с терроризмом>, <построению стабильного мира> и прочем
поиске <слепых зон> на белом свете.
Усман Маджид
Оружие массовой ассимиляции
Самое мощное оружие угнетателя - мышление угнетенного.
Стив Бико
США, как раньше Англия, демонстрирует самые гнусные черты колонизаторов:
ложное мнение, что их собственная культура, ценности и верования превосходят
все прочие. Затем они пытаются навязать эти <высшие> верования
колонизованным, с целью перекроить их на свой вкус и <цивилизовать>.
Агентство Международного Развития (USAID) США предоставило американским
компаниям вроде "Криэйтив Ассосиэйтс Интернэшнл" и "Рисеч Триангл
Инкорпорэйтид" контракты на 63 миллиона долларов на <оживление иракских школ
и стабилизацию образования>. Сюда входят учебные материалы и оборудование,
подготовка учителей, <разработка нового содержания обучения> и, возможно,
новые учебники.
Согласно публикации 23 апреля в американском издании <Эдьюкейшн уик>
замредактора Мэри Энн Зер, эксперты-ближневосточники сошлись на том, что из
переписанных учебников должны быть <исключены ссылки на идеологию партии
Баас>. И чем же колонизаторы собираются их заменить? Позволит ли
госдепартамент и USAID изучать в иракских школах эпохальные антиколониальные
труды вроде <Ориентализма> Эдварда Саида, <Проклятьем заклейменных> Франса
Фанона или <Открытых вен Латинской Америки> Эдуардо Галеано? Означает ли
чистка идеологии баасизма полный запрет на любую критику <свободного рынка>
и американского империализма?
Другая цель USAID - пропаганда <сосредоточенных на запросах ребенка,
основанных на исследовании и участии педагогических методах, закладывающих
фундамент демократческого поведения и отношений среди детей и учителей>.
Хотя такая модель может и работать на Западе (ну, больше на словах - пер.),
есть все основания сомневаться, что она будет совместима с ближневосточной
культурой и традициями. Андрея Рух - американский этнограф и независимый
педагогический консультант - провела немало времени на Ближнем Востоке. Ее
замечания о некоторых возможных неувязках приведены в статье Зер от 16
апреля. Рух говорит, например, что дети Ближнего Востока больше привычны к
запоминанию и к понятию ответственности, чем прав. Она замечает, что
предложенная американская модель <совершенно не реалистична>, что это
<мешанина предположений, которые могут оказаться ошибочными>, и что такая
система <не отражает иракскую действительность и может оказаться рецептом
провала>.
Возьмем вопрос религии. В еще одной статье Зер, от 11 июня, указывается,
что, согласно решению федерального апелляционного суда в Нью-Йорке от 1991
года, деньги американских налогоплательщиков не могут использоваться для
религиозного обучения за рубежом>. Однако, изучение ислама - важный предмет
в государственных школах, не только в Ираке, но во всех исламских странах от
Марокко до Малайзии..
Учитывая плачевное состояние образовательной системы самих США, то, что
именно эта страна собирается перекраивать иракское образование, должно бы
вызывает серьезное беспокойство у иракцев. В книге <Тупой белый> Майкл Мур
объясняет, что <45 миллионов американцев не умеют читать и писать выше
уровня 4 класса - то есть, практически неграмотны>.
Опрос 2002 года (журнала "Нэшионал Джиогрэфик") исследовал географические
знания американцев 18-24 лет и обнаружил, что 1 из 10 не может найти на
карте мирта свою страну. Почти 30% не смогли найти Тихий Океан, 30% считали,
что население США составляет от одного до двух миллирадов, и хотя менее 15 %
могли показать на карте Израиль, Ирак или Афганистан, больше трети знали,
что последние серии <Выживающего> сняты в южной части Тихого океана. Именно
подобные цифры вдохновили Мура назвать США <Самой тупой страной мира>.
А вот для сравнение результаты отчета ЮНЕСКО в марте 2003 года о том, что до
войны 1991 года (т.е. до санкций -пер.) образовательная система Ирака <была
одной из лучших в регионе, со 100% посещением начальной школы и высоким
уровнем грамотности, среди как мужчин, так и женщин.> Отчет описывает высшее
образование, особенно естественнонаучное и технологическое, как
<соотвтетствующее мировым стандартам, с высококвалифицированными
преподавателями>.
Опять таки, если уж США так пекутся об образовании, почему бы им не защитить
научные и учебные учреждения вроде национального Археологического музея,
Национальной библиотеки архивов или Коранической библиотеки от грабежей и
поджогов? Как указал Роберт Фиск, тот факт, что американские солдаты
охраняли только министерства Нефти и Внутренних дел, ясно показывает, каковы
приоритеты колонизаторов.
Педагогические нужды угнетенных третьего мира явно противоречат обелению
колониализма, которое пытается навязать им США. Иракские дети должны учить
свою историю, включая ислам, и участвовать в создании общества, более
подходящего для них. А пока у США есть свои приоритеты - колонизация. На
сайте USAID одним из его главных целей названо <продвижение интересов США за
рубежом>. Профессор этнографии и географии университета Иллинойса Дж.М.
Блаут объясняет в <Модель мира с точки зрения колонизатора>, что
<модернизация> для колонизатора означает <распространение современной
экономики (крупными корпорациями страны-колонизатора), современную
государственную власть (колониальную политическую систему), современную
техническую инфраструктуру (мосты, плотины и т.д., построенные
колонизатором) и т.д.>
У США хватает своих собственным проблем. Учитывая, что больше чернокожих
сидит в тюрьме, чем в колледже, то, что средства на международную программу
<основного образования> USAID увеличились вдвое с 2001 года - до 217
миллионов долларов - пожалуй, уже чересчур! Все это вовсе не от бескорыстия
и доброжелательности. Это - попытка эксплуатации и подавления третьего мира,
и промывания мозгов его гражданам, чтобы они верили, что путь США - лучший и
неизбежный.
Иракские школы собираются не обновить, а колонизировать.