Показательная статья "от редакции" газеты "Ведомости" (под чутким руководством WSJ и FT). Обратите внимание на последний абзац статьи.
ОТ РЕДАКЦИИ: Доброе утро, Венесуэла 31 октября 2003
Случилось то, во что никто не хотел верить. Силовики начали передел собственности.
Схема проста. Генеральная прокуратура сочиняет уголовное дело против владельца компании. "В обеспечение материального ущерба" на принадлежащие обвиняемому акции накладывается арест. На этой стадии в четверг вечером оказалось дело "ЮКОСа".
Что происходит дальше? Программа максимум понятна - изъятие вожделенных акций в пользу государства в счет погашения ущерба, якобы нанесенного государству владельцами компании. Остальные варианты зависят от степени гибкости сидящего в тюрьме акционера и результатов подковерной борьбы в Кремле.
Обвинения, предъявленные главе "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому, как мы уже писали во вчерашней редакционной статье, можно предъявить любому российскому бизнесмену. А значит, любые акции любой российской компании могут быть арестованы Генпрокуратурой. И, возможно, национализированы. В обмен бизнесмену может быть предоставлено право жить на свободе, желательно - в эмиграции.
Следователь Генпрокуратуры Салават Каримов, который ведет дело "ЮКОСа", уже проделывал такие операции с Яковом Голдовским, согласившимся продать "Газпрому" акции "СИБУРа", и Владимиром Гусинским, расставшимся с "Медиа-Мостом". Попрактиковавшись на средствах массовой информации и защите интересов любимой компании российской власти - "Газпрома", силовики занялись гораздо более интересными материями.
"Если какое-то предприятие нанялось доверительно обслуживать управление [минеральными] ресурсами, это не значит, что они могут приватизировать нашу прибыль", - так сформулировал новую идеологию глава поддержанной Путиным партии "Единая Россия" Борис Грызлов.
В прошлом году идея забрать "нашу" прибыль у сырьевых олигархов "по ошибке" попала в проект поправок в закон "О недрах", подготовленный в администрации президента. Поднявшийся шум был быстро погашен, но, как выясняется, лишь на время.
Угроза национализации нависла над всем российским бизнесом. И если Владимир Путин и на этот раз поддержит действия силовиков, как он сделал в понедельник, мы будем вынуждены констатировать, что наш президент собрался пойти по советскому пути. По пути, уводящему далеко от стабильности и процветания.
От президента, как гаранта конституции, мы ожидаем защиты конституционного права собственности, которое было нарушено прокуратурой. Арестованный пакет акций "ЮКОСа" (44,1% ) принадлежал совместно нескольким лицам (более 10 человек) , из которых обвинения предъявлены лишь троим. Прокуратура нарушила право собственности депутата Владимира Дубова, топ-менеджера "ЮКОСа" Михаила Брудно и других известных в стране людей.
Мы также ожидаем, что профессионализм судьи, который санкционировал подобные антиконституционные действия Генпрокуратуры, получит справедливую оценку коллег.
Смешно говорить о несоизмеримости цены арестованного пакета (около $10 млрд) и суммы ущерба, который якобы нанесла государству "организованная группа" во главе с Михаилом Ходорковским, - по подсчетам Генпрокуратуры, более $1 млрд. Следователи очень сильно старались сделать эту сумму максимально большой, даже умудрившись насчитать 6,2 млрд руб. упущенной выгоды акционеров ОАО "Апатит" в 2000 - 2002 гг. Своими вопиющими действиями Генпрокуратура ежедневно существенно снижает стоимость арестованного пакета. Если президент не остановит силовиков, к концу года весь "ЮКОС" не будет стоить и миллиарда. Так что это будет не просто национализация, а очень дешевая национализация.
Реакция бизнеса на подобное развитие событий может быть только одной - закрываться. В стране, где не защищается право собственности, можно вести только нелегальный бизнес.
Президенту стоит протереть глаза и увидеть, наконец, что Генпрокуратура за один день рушит то, что создавалось годами. Стоимость всех российских активов, котирующихся на фондовой бирже, уменьшилась из-за дела "ЮКОСа" на 20%. Наносится и прямой вред государству - дороже становится обслуживание российских облигаций. Приостанавливаются переговоры об инвестициях в страну. И никто пока в прокуратуре не ответил за этот ущерб. И, похоже, не собирается.
Можно согласиться с замминистра финансов Сергеем Шаталовым, который во вчерашнем интервью "Ведомостям" говорил о "неприличности" и "неэтичности" финансовых схем, используемых многими российскими олигархами. Он приводил в пример жесткую борьбу США с теми, кто уклоняется от налогов. Это неподходящий пример, потому что в США право не применяется избирательно, там в случае экономических обвинений не сажают в следственный изолятор, не арестовывают имущество людей, которых ни в чем не обвиняют. Со вчерашнего дня нас правильнее сравнивать с Венесуэлой, страной Уго Чавеса, победившего венесуэльских oligarcos. Все, что происходит с "ЮКОСом", уже давно проделано в Венесуэле, стране, где много нефти и вся ее добыча национализирована. Там проходят многомесячные забастовки, а el presidente поет и читает стихи по телевизору. Его страна - сосед России по рейтингу коррупции и пока еще чуть ниже нас в рейтинге конкурентоспособности. Но это ненадолго.