|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
16.07.2003 08:40:12
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Апрель. Референдум. "С кем вы.мастера халтуры?".Осень. "Раздавите гадину!"
Pout сообщил в новостях следующее:98440@kmf...
> К десятилетию госпереворота сентября-октября 1993г
> ---------------------------------------------------------------------
--
"Творческой интеллигенции" и особенно творческому истеблишменту
посвящается.
Две статьи из в общем пролиберальной и антисоветской НГ, с
приснопамятным,но сильно подзабытым лозунгом номер 1 лета-осени 1993-
"Раздавите гадину!".
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА ХАЛТУРЫ?
Может быть, вы и правы в своем выборе, но в своем угодничестве не правы
Виктор Топоров
Независимая газета
от 30 апреля 1993 года
Независимо от итогов референдума и его последствий на вопрос, вынесенный
в название настоящих заметок (равно как и на другой, послуживший
первоисточником нашего), можно ответить однозначно. Мастера сделали свой
выбор. Мастера определились. И не стоит, конечно, же осуждать их за это:
каждый дышит тем, что пишет. Или пляшет. Или, разевая луженую глотку, не
первое десятилетие поет. Мастера определились, и удивляться здесь
следует разве что трогательной одинаковости их вдохновенного выбора.
Пожалуй, никогда со времен развитого сталинизма искусство не служило
власти со столь самозабвенным восторгом. Но ведь даже тогда - в 1936-м,
в 1946-м, в 1952-м - призывы "власть употребить" не звучали в режиме
опережения. Свору спускали, она накидывалась - это бывало. Но поводок
сама не рвала. Это уж новация наших дней.
Литературе и искусству необходим просвещенный паразитический слой. На
худой конец, сойдет и непросвещенный. Лишь бы платил, заказывал, угощал.
Таким слоем была номенклатура КПСС. И вдруг все это рухнуло.
Вот почему так льнут мастера к Ельцину - они прозревают в нем деспота,
они умоляют его стать деспотом (надеясь, что деспотом он окажется
просвещенным, потому что они его просветят). Вот почему так обхаживают
скупщиков краденого и торговцев воздухом - паразиты уже завелись,
осталось отвлечь их эстетические идеалы и химерические капиталы от
тотального увлечения гениталиями. Впрочем, если "вы хочете гениталий",
то "их есть" и у мастеров.
Все это понятно и поэтому простительно, хотя и прискорбно. В пьесе
Пиранделло семь персонажей ищут автора, в нашем сюжете сорок сороков
мастеров культуры ищут хозяина. Нашли его. Поняли, как он им нужен.
Остается только - воспользовавшись моментом - убедить его в том, что они
позарез нужны ему. И тогда наступит - а верней, восстановится - всеобщая
гармония.
Я пишу эти строки 24 апреля. Сейчас час дня. Что случится завтра, что
послезавтра - темная вода во облацех.
Нравственное саморазоблачение творческого истеблишмента,
растиражированное на всю страну голубым экраном, - предварительный (и
пока главный) итог Пасхальной недели. Может быть, вы и правы в своем
выборе - но в своем угодничестве вы не правы. И вдвойне не правы, когда
тщитесь выдать его за отважное служение идеалам демократии.
Шварца вы все-таки читали (а кое-кто даже экранизировал). И фразу "Ваше
Величество, вы гений" вы научились произносить с неслыханной дерзостью.
Изобличаете остро. В коридорах власти грязь разгребаете бесстрашно. Хотя
и рекомендуете ее (власти, а не грязи) верховному носителю появляться на
публике хорошо причесанным и в строгом костюме. Катоны!
А как быть с элементарной человеческой порядочностью? Старушка продает
на улице последнее. - Задорнов, это что, переход к рынку? Жена
президента жарит на Страстной мясные котлеты. - Рязанов, это что,
православие? Вице-президенту, поддержанному председателем Верховного
Совета, не дают выступить в прямом эфире. - Хазанов, обхохочешься! Бари
Алибасов, обопляшешься! Полторанин, обФИЦишься!
Ваше троеперстье полно фантомной болью - не по кресту, а по кукишу. Ваш
эзопов язык перестали воспринимать - а на другом вы не умеете. И вдруг -
по команде свыше и по зову сердца - появляется возможность вынуть кукиш
из кармана - и показать его съезду. Оставить условности эзопова языка -
и послать народных избранников по матери. А заодно и обозвать мать
летчика-героя "свиноматкой" - гуляй, братва, его из вице-президентов все
равно погонят! А заодно и - о, интернационалисты - отстоять русский
народ в неравном бою с коварным инородцем, которого вы именуете
"Виссарионовичем".
Вчера, 23 апреля, ведущие программ новостей то и дело повторяли одну и
ту же фразу: в Томской области сильные пожары. У вертолетов нет
горючего, чтобы гасить пожары и развозить бюллетени референдума.
Это образ нашего времени. Пожары. Горючего нет. Гасить пламя ничуть не
более важно, чем развозить бессмысленные бюллетени.
Вчера, 23 апреля, эстрадный певец Филипп Киркоров пел на экране
политические и патриотические частушки. При нем, как всегда, плясала
девица. Одета она была на этот раз в сарафан а ля рюс, начинала плавно,
но сразу же сбивалась на канкан.
Это образ вашего искусства. Это прогноз. И не обольщайтесь
аплодисментами, звучащими нынче уже в основном лишь из "царской ложи".
24 апреля 1993, СПб
-----------
НА ВСЕХ ПАРАХ ЧЕРЕЗ БОЛОТО
НЕсвоевременные мысли о творческой интеллигенции в окаянные дни
Виктория Шохина
Независимая газета
от 9 октября 1993 года
"Провокация Азефа отличается от других только тем, что она более
красочна и по составу убивающих, и по составу убиваемых. Но она
решительно по принципу ничем не отличается от всех обыкновенных
политических провокаций, которые есть альфа и омега нашего политического
управления". (Из выступления профессора О.Я. Пергамента в III
Государственой думе. 1909 год.)
Октябрьские события еще долго будут обсуждаться и в обозримом будущем, и
в том дальнем, когда рассудит уже сама история. Мы же, живущие здесь и
сейчас, видим здесь и сейчас происходящее - мы запоминаем случайные
реплики и неслучайные выступления, обращаем внимание на словарь и
пластику главных действующих лиц, массовки, клаки, обычных людей. Мы
дышим этим воздухом. Мы - каждый из нас - сейсмологи поневоле. И потому
имеем право говорить о том, что видим, понимаем, пропускаем через себя.
Я вижу грандиозную политическую провокацию. Ключевой момент ее назвала у
костра на задворках Моссовета в ночь с 3-го на 4-е простая душа -
Валерия Новодворская: "До сегодняшнего дня они (Белый дом. - В.Ш.) могли
как-то ссылаться на Конституцию и демпроцедуры. Теперь у них остается
один аргумент - сила оружия" ("НГ", 5.10.93). Я знаю, что в ту ночь на
Советскую площадь по призыву Егора Гайдара пришло множество искренних и
честных людей - только они ошиблись, приняв октябрь 93-го за август
91-го. Я видела там и достаточно людей темных - тех, кто не хотел
называть свое имя и кто работал слишком профессионально для простого
демонстранта.
Я чувствую, что "засланных казачков" во всех горячих точках столицы было
куда больше, чем самое смелое воображение может вообразить. И боюсь, что
всем им, с громкими именами и без оных, удастся выскочить сухими из
воды, потому что это самые ценные кадры русской политики. Кто-нибудь
задумывался о том, почему расследование первомайских беспорядков не было
доведено до конца в свое время? А ведь то была репетиция октября! И еще
я хотела бы знать, где получают зарплату Анпилов и Баркашов - козырные
карты в политической колоде. Впрочем, фигуры, так сказать, экзотические.
Есть и другие - они на виду, они не скрываются. Игры, в которые они
играют, попроще, вроде подкидного. Но - начинают и выигрывают, не
отличая победы от поражения.
В стане "победителей" есть странное общественное образование, называемое
"творческой интеллигенцией". Роль ее в политике достаточно серьезна,
чтобы не обращать на нее внимания. Именно эта группа литераторов имела
доступ к президенту и оказывала на него сильное влияние. Именно эта
группа требовала решительных мер - так, как она их понимала, и так, как
их понял президент. В начале августа 36 литераторов опубликовали в
"Литературных новостях" обращение к согражданам, в котором призывали
"провести досрочные, не позднее осени текущего года, выборы высшего
органа законодательной власти". 15 сентября Б.Н. Ельцин пригласил
авторов письма на дачу - ту самую, где в августе 1991 года собирались
гэкачеписты.
Нет, все вроде бы правильно, нормально. Отчего бы, в самом деле,
президенту не поговорить с теми, кого он держит за "прогрессивную часть
интеллигенции"? Но почему, почему те дачные посиделки заставляют
вспомнить о главе 7 части II романа "Бесы" - "У наших"?.. Словарь ли
участников встречи тому причиной? Еще что-то? История, повторяю,
рассудит, а пока - несколько выдержек из отчетов о встрече. Цитирую по
статье Мариэтты Чудаковой, там бывшей, выступавшей и все подробно
описавшей. "Нужен прорыв! - говорила она. -...Сила не противоречит
демократии - ей противоречит только насилие..." Возможно, М.Чудаковой,
известному булгаковеду, не пришло в голову, что она выступает в стиле
героя пьесы "Батум". И что применение силы и есть насилие. Впрочем, не
стоит обольщаться. Читаем дальше: "И не нужно панически бояться
социального взрыва, которым пугают журналисты со страниц полярно
противоположных изданий..." Андрей Нуйкин, будто он кадровый офицер,
"напомнил, что в офицерском уставе за промедление в бою полагаются
большие наказания". Комментарий М.Чудаковой: "Это был прямой и, конечно,
оправданный упрек, и президент принял его". Воля ваша, господа, но до
чего же странные речи произносят порой прогрессивные литераторы... И -
страшные. Вот глубоко уважаемый мною Лев Разгон. Но вдумайтесь в то, что
он сказал, и в то, как отозвались эти слова сегодня: "Нельзя сделать
яичницу, не разбив яиц. Мы все время сидим в глубоко эшелонированной
обороне" ("Русская мысль", 23.09.93). Что ж, яйца разбиты, вот она,
яичница... Приятного аппетита!
А теперь - о законе. Том самом законе, который у нас был, пусть старый,
пусть несовершенный, но был. "Закон - всегда самый большой дефицит в
России", - сказал Владимир Лакшин ("НГ", 25.03.93), за что
"прогрессивная часть" "творческой интеллигенции" и возненавидела его
лютой ненавистью. Потому что апелляция к закону, естественное стремление
к норме, которая предполагает право и возможность человека "не быть
зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной
воли другого человека" (Локк), - вещь для прогрессивного интеллигента
совершенно непереносимая. Поскольку сильно сужает (пусть даже мысленно,
в воображении) пространство для маневрирования - прагматического ли,
революционистски бескорыстного ли, с дальним ли прицелом, с ближним ли
интересом. "Разговоры о легитимности-нелигитимности пусты", - слышу я
голос Александра Архангельского ("ЛГ", 29.09.93). "Легитимность - бред,
легитимность - вздор", - доносится с разных других сторон. Я согласна:
может быть, и вздор, поскольку легитимность и законность - категории,
совпадающие лишь иногда и частично. Но если слова эти употребляют как
синонимы, тогда другой разговор.
"... Да, переворот. Да, неконституционно. Ну и что?" - говорит
А.Архангельский. А ничего! Кроме того, что все остальное - тоже пустое и
вздор. И бывший Верховный Совет, и грядущая Государственная дума. И
президент, будь то Ельцин или кто еще. И мэрия, и Моссовет... И - права
отдельно взятого творческого интеллигента, у которого нет ни понятия о
законе, ни малейшего желания культивировать законность. Все вздор и
чепуха! Кроме, вероятно, исторической целесообразности, которую всякий
волен понимать по-своему. "Ребята, хотите жить - раздавите гадину!" -
ссылаясь на Вольтера, выкрикнул по радио Юрий Черниченко. Главную мысль
Вольтера он, конечно, вспомнить не захотел...
Все призывы творческой интеллигенции были услышаны, что город и мир мог
увидеть собственными глазами. Однако творческая интеллигенция на том не
успокоилась. Не все успели отметиться вовремя, и вот к тем 36
присоединились еще шестеро "подписантов". "Писатели требуют от
правительства решительных действий" ("Известия", 5.10.92). Письмо
несколько запоздалое, но лояльное, как и положено. Разумеется, мне более
всего симпатичны те литераторы, которые вообще не подписывают в наше
время писем. В конце концов я уважаю А.Архангельского - за личную точку
зрения, хотя и не могу согласиться с нею. Но вот тех, кто стал
"подписантом", особенно после или по второму разу, я никак не могу
уважать, уж извините... 5 октября слова о том, что "пора научиться
действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу", звучат, мягко
говоря, странно. И скажите на милость, как, уже после штурма Белого
дома, можно писать вот такое: "Деятельность органов советской власти...
должна быть приостановлена". Или вот такое: "Признать нелигитимными не
только съезд народных депутатов, Верховный Совет, но и все образованные
им органы". Опять легитимность, понимаемая как законность... Ладно,
допустим, в окаянные дни не до терминологических тонкостей. Но пусть мне
хоть кто-нибудь из прогрессивной части творческой интеллигенции
объяснит: есть закон (легитимность) или нет? Нужно о нем думать? Или -
"да, незаконно. Ну и что?"
А пассаж в том письме запоздалом о "нашей юной, но уже, как мы (они! -
В.Ш.) с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии"
фальшив до невыносимости. И кощунствен. Ибо юная демократия наша - где
она теперь? - объясните.
И я с горечью вынуждена сказать: в эти дни творческая интеллигенция
выбрала себе роль провокатора и подстрекателя. И с удовольствием, в
охотку исполняет ее. А должна была бы выбрать другую роль.
"Что вам веселее: черепаший ли ход в болоте или на всех парах через
болото?" Вспомните-ка, господа творческие интеллигенты, кто это говорил.
Или, если вспомнить не сможете, спросите у Юрия Карякина, который вместе
с вами письма подписывал, - он знает.
=====
>