От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 14.10.2003 21:25:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

С пеной у рта (о пивных реках в современной России) (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda117.html

С ПЕНОЙ У РТА

Фраза, вынесенная в заголовок, увы, воспринимается сегодня не только в
переносном смысле. Хуже, когда подросток (а речь прежде всего о подрастающем
поколении), у которого еще молоко на губах не обсохло, начинает употреблять
хмельное пойло. И совсем страшно, если он буквально брыжжет слюной, а врачи
отправляют его в психоневро-логическое, токсикологическое или даже
реанимационное отделение с диагнозом "пивной алкоголизм" либо "алкогольный
психоз". И это ничуть не лучше "белой горячки".
В связи с этим возникают по крайней мере три вопроса.

Что?

Известно, в литре пива содержится алкоголя столько же, сколько в 80 граммах
водки. За год же московский подросток (печально, но факт) выпивает свыше
трехсот литров пива. В среднем. А не в среднем?
Если через одного, то в день получается приличный стакан водки. Кто после
этого скажет, будто пиво - безалкогольный напиток?
И вот что любопытно. На прилавках все больше появляется пива с пометкой
"крепкое". 11-процентное уже не помогает, коли "трубы горят": здесь
требуется более высокая концентрация спиртного.
Но и это не все. Как-то эксперты НИИ пивоваренной, винодельческой и
безалкогольной промышленности, не сговариваясь с Госторгинспекцией,
определяли качество пива. Сотрудники института проверяли все то, что в виде
рекламы мутным потоком льется с телеэкрана и оседает в неокрепшем организме:
"Клинское" и "Балтику", "Бочкарев" и "Афанасий", "Старый мельник" и "Три
медведя", "Невское" и "Патру". Высшая оценка - 25 баллов - оказалась не под
силу ни одному (!) из них, и лишь единицы, по мнению специалистов,
приблизились к эталону. К основным недостаткам они отнесли повышенную
кислотность, привкус некачественного хмеля либо пресных дрожжей.
В торговой инспекции к процессу подошли строже: половину образцов, признав
небезопасными для здоровья, до "дегустации" вообще не допустили. А в трех из
них обнаружился бензоат натрия, в пиве никак присутствовать не должный.
Короче, в этом своеобразном конкурсе больше 19 баллов никто не заслужил. А
ведь это были как бы лучшие отечественные сорта, в коих обнаружились,
выражаясь языком экспертизы, "посторонние включения". Получается, в одном
флаконе и выпивка, и закуска, после употребления которых тоже нужно вызывать
"скорую".

Где?

Однако нарваться на неприятности может и тот, кто клюнет на пиво с
иностранным названием. Это никак не гарантия, что оно выпущено за границей и
лучше российского.
"Чешский стандарт", к примеру, варят, как и "Красный Восток", в Казани.
"Старопрамен", якобы из той же Чехии, изготавливают по соседству с
"Клинским". И так далее: датский "Туборг" - в Петербурге, турецкий "Эфес
пилзенер" - в Москве и Ростове-на-Дону, немецкий "Хольстен" - в Калужской
области и там же - американский "Миллер".
Справедливости ради надо отметить, что вместе со своими названиями
зарубежные пивовары привезли к нам и более современные технологии,
оборудование. И скоренько смекнули, какой янтарный источник у них под боком.
Очень быстро в их руках он превратился в бездонную "Золотую бочку" - такой
сорт производит у нас южноафриканская компания.
Еще одна фирма, английская, прикупила аж восемь заводов - в Петербурге и
Иванове, Курске и Перми, Омске и Саранске, Московской и Волгоградской
областях. И вышла на второе место в нашей стране по количеству продаж.
Безусловным же лидером остается "Балтика" - почти четверть хмельной
продукции в общем объеме производства. Правда, рекламируя ее, менеджеры
нередко идут на уловки: так, в спортивных трансляциях употребляют
формулировку вроде "Вместе с футболом, вместе со страной", забывая назвать
эту самую страну. И то! Скажешь "Финляндия" - обидятся шведы, скажешь
"Швеция" - оскорбятся финны. Ведь "Балтика" ("Baltic") - финляндско-шведское
предприятие, просто работающее на нашей территории: в Петербурге, Туле,
Ростове.
Так что большинство пивоваренных заводов - по некоторым оценкам, до 90
процентов - принадлежит иностранному капиталу. Нет, налоги они платят
исправно. И новые рабочие места создают. Вот буквально на днях в
Новосибирске немцы открыли пивоварню, выпускающую их фирменный напиток. Все
так. Но какой-то привкус (как после "дегустации" в НИИ и Госторгинспекции)
остается.
Во-первых, значительная часть прибыли уплывает за кордон - стали бы
капиталисты затевать бизнес себе в убыток! Во-вторых, поражают вопли типа
"Зажимают отечественного производителя!", едва разговор заходит о пивном
алкоголизме среди подростков, порождением которого стала безудержная реклама
как самого напитка, так и западного образа жизни.

Когда?

Врачи давно бьют тревогу: по данным Минздрава, частота употребления алкоголя
детьми за последние пять лет увеличилась вдвое, в Москве - еще больше. Если
прежде в группу риска включали 15-летних ребят, то сейчас отсчет ведут с
12-летнего возраста. А кое-где и раньше. В одном крупном сибирском городе,
по опросу социологов, каждый второй первоклассник уже отведал пиво.
Привыкание же к нему в дет-стве имеет практически необратимый характер.
Подростковый алкоголизм, к которому быстро приучается юный организм,
неизлечим! К 16-17 годам ребята деградируют, превращаясь в горьких пьяниц.
Они стали "чаще встречаться", но не в школе, училище, театре, на стадионе, а
в наркологических диспансерах, больницах, вытрезвителях, просто под забором.
Вот что значит, слепо копируя телевизионную рекламу, "правильно пить пиво".
И вот в конце 2000 года Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко,
выражая обеспокоенность медиков, издает в целях обеспечения здоровья
подрастающего поколения, будущего страны и ее безопасности постановление "Об
усилении госсанэпидназдора за пивоваренной продукцией". Ему предшествовала
собственная комплексная проверка предприятий, в ходе которой браковалась
каждая третья бутылка, а в ряде городов, особенно в глубинке,- целые партии
только что выпущенного пойла. Поэтому и предлагалось, помимо ужесточения
контроля за горе-производителями, приравнять пиво, в первую очередь -
"крепкое", к алкогольным напиткам, ограничить его рекламу, запретить продажу
около учебных заведений, кинотеатров, спортплощадок, а главное - людям до 18
лет. (Кстати, аналогичные ограничения в Америке, на которую любят ссылаться
наши либералы и бизнесмены, касаются молодежи до 21 года).
Это был поступок! Ибо "наезды" ввиду неизбежной в такой ситуации утечки
информации на Главсанврача начались незамедлительно. А специалист стоял на
своем. Тогда "заинтересованные лица" организовали наступление по широкому
фронту - от владельцев пивбаров и уличных торговцев до оптовиков и,
разумеется, пивоваров. Особенно неистовствовали последние. Как же, убытки
предстояли несусветные!
Пивная мафия (назовем вещи своими именами), опьяневшая от быстрых и легких
денег, через телевидение, получающее от рекламы пива миллиардные отчисления,
а также подконтрольные газеты шла на любые провокации. Некоронованные короли
(впрочем, кто-то ведь носит "Сибирскую корону" и другие венцы) с пеной у рта
завывали в СМИ о резком повышении цен, стращали снижением налоговых
поступлений в бюджеты и даже сварганили писульку в правительство с
требованием уволить Онищенко, а ему самому угрожали судом и, по слухам,
физической расправой. Но и этот яростный напор он выдержал.
Не выдержал лишь тогда, когда премьер-министр порекомендовал отменить
постановление, а министр здравоохранения, по существу сдав своего
заместителя, распорядился об исполнении.
Прошло три года. Кривая детского алкоголизма неуклонно стремится вверх, как
и доходы пивоваров. Представители иностранных компаний прогнозируют (и
осуществляют) дальнейшую экспансию российского рынка своей продукцией - в
среднем на 10-15 процентов в год. Если все останется без изменений, через
несколько лет в алкогольном угаре задохнется вся страна.
Пока не поздно (не поздно ли?), с массовым пивным психозом пора "завязывать"
. Кто поддержит наконец Геннадия Онищенко? И когда?

Виталий КОЗЛОВ.
----------------------------------------------------------------------------
----