От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Александр Ответить по почте
Дата 02.09.2003 18:08:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Re: А где здесь товар?

>Бабы, например. Нет, нак не пойдет. Экономическое "благо", если под этим понимать благо обмен и распределение которого в обществе попадает в сферу применимости экономических моделей - это такое "благо" обмен которым в данном обществе свободен от моральных норм. Обмен бабами и их распределение в обществе - субъект жестких моральных норм.

В экономической науке речь идёт о товарах (и услугах), которые являются благом в той мере, в какой они удовлетворяют потребности людей, и являются ценными согласно их редкости. "Обмен бабами и их распределение" поэтому не является предметом экономикс. Хотя проституцию и работорговлю можно исследовать экономическими методами - там уже есть рынок по той причине, что есть товар/услуга.

>Ну! Вот скажем баба, каждый российский мужик хотел бы иметь их, да побольше, но произвести каждому по паре дюжин не представляется возможным. Имеем предмет экономической науки?

С моральными нормами мы далеко не уйдём. Есть, например, запрет на наркотики, но это не мешает существованию рынка.

> Да, а вот еще в Америке запрещено платить донорам за сданную ими кровь.

Запрет этот вызван определёнными неэкономическими причинами. Т.е. он наложен государством, чтобы ограничить действие рыночного механизма.

>Миф о неограниченных потребностях нужен чтобы оправдать жадность "человеческой природой" и ничего более глубокого тут не подразумевается.

Об этом - отдельно.

>Почитайте СГ про Кубу. А как на счет квартир или хирургических операций в СССР?

Квартиры в СССР были редкостью (вспомните многолетние очереди на получение). Даже если бы вся экономика СССР собралась и построила за год каждому по квартире, это не отменило бы их редкость. Ведь ресурсы ограничены, а раз так, то существует проблема их эффективного использования. Квартиры в данном случае не были бесплатными, ведь при их строительстве был осуществлён отказ от использования задействованных ресурсов где-то ещё. Вы как потребитель не платили, но за Вас платило общество, Вы сами - неявно. Все эти связи не так хорошо видны, потому что экономика была нерыночной, но они там есть.