|
От
|
Pout
|
|
К
|
WLD
|
|
Дата
|
20.04.2003 11:05:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Философская энциклопедия(словарь)1983 (ссылка)..
WLD сообщил в новостях следующее:91888@kmf...
>
> <Опираться на словари и современные
> энциклопедии можно с очень большой опаской.>
>
> Не возражаю. Указал на энциклопедические словари не как на
некуюабсолютную истину, а как на отражение мнения профессиональной
группы.
>
Для сравнения. Из сети можно скачать
ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
МОСКВА
"СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
1983
http://www.communards.org/histomat/zip/fes.zip
Это большой том на 900стр.(3.5 мега зип., файлы в формате ворд с
сохранением транскрипции и шрифтов,в т.ч. греческого). Хотя частью он
устарел, и порой, в идеологически нагруженных статьях, сильно
пропесочен тогдашним синклитом( его гл.ред., уже зиц-председатель,был
престарелый акад.Федосеев), по ряду позиций и для справок вполне
годится. В нем вполне удовлетворительные статьи по ряду персоналий,
обширный словник, разъяснены многие термины, есть статьи, которых уже
нет в антисоветской НФЭ. Так, есть статьи на страницу про Чернышевского,
Белиннского, на полстраницы про Грамши, попадаются и актуальные
персоналии вроде Бжезинского, большая статья на 3 стр. Ленин, с отсылкой
на крупные статьи ФЭС по отдельным работам Ленина , и т.п. Также есть
справки , к примеру, по основным работам Спинозы (их автор - В.Соколов.
Интерпретация Соколовым концепции Спинозы беднее , чем скажем у мэтра
Асмуса, но в словаре за первым был закреплен этот раздел, и то хлеб).
Короче, есть добротные , порой сжатые материалы (это фактически
Энциклопедия в одном томе). Приведу ряд выдержек из ФЭС по обсуждаемой
теме и для примера- статьи про ленискую работу и про Бергсона. Не вижу
"ужасов нашего городка", о которых вопиет нынешний синедирон НФЭ. Вполне
себе справки, указана литература и т.п. Что немаловажно, указаны и
авторы статей Словаря, что позволяет ориентироваться в том "кого-чье".
Ряд таких статей взят в сокращенном виде из Философской энциклопедии (5
томник) 1970,напр. статьи А.Ф.Лосева,Г.С.Батищева, о которых я упоминал.
Список авторов статей в отдельном файле
ИММАНЕНТНОЕ
ИНТЕЛЛЕКТ
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
"ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУ-МА" (он же "Трактат об очищении
интеллекта", в др.переводе - это осн.методическая работа Спинозы)
"БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ"
БЕРГСОН
БИХЕВИОРИЗМ
БЖЕЗИНСКИЙ
"ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИ-ТАЛИЗМА"
<ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ>,
=========
ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis - пребывающий в
чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне
прису-щее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство
(закономерность). Материалистич. диалек-тика утверждает, что движение и
развитие имманент-но материи. В истории философии И. противополага-ется
_трансцендентному_(см). И. как теоретико-познават. проблема играет
важную роль со времени Канта, по-ставившего вопрос о т. н. имманентном
употреблении разума, т. е. о его границах: с т. зр. Канта, сфера
законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в
противоположность незакон-ному - трансцендентному употреблению разума,
вы-ходящему за границы возможного опыта). Представи-тели имманентной
философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою концепцию потому, что
объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания.
Имманентной называют также филос. кри-тику, к-рая рассматривает то или
иное учение с т. зр. последовательного проведения его собств.
предпосы-лок.
ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis -
неизменяющийся), свойство нек-рых су-щественных для системы соотношений
не меняться при её онредел. преобразованиях. Отражая неизменное и
постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же
системы), И. выступает как определяю-щий момент её структуры; в этом
смысле структуру правомерно рассматривать как инвариант системы. Понятие
И. используется для обоснования универ-сальности категории причинности:
причинно-следст-венная структура нек-рой области мира (т. е. набор
характерных для неё причинно-следственных отноше-ний) инвариантна при
преобразованиях пространст-венно-временных координат. Фундаментальное
значе-ние для науч. познания имеют принципы сохранения, выражающие идею
И. вещей, свойств и отношений при-роды. Молекулярная биология исследует
инвариант-
ные, сохраняющиеся при любых изменениях характе-ристики живых систем. В
психологии И. выражает общ-ность важнейших аспектов ряда восприятий
одного и того же объекта различными познающими субъектами. Составляя
объективное содержание этих восприятий, И. служит основой адекватного
отражения сущности объекта.
Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более
распространённых) форм движения материи, выступают в качестве
инвариантных для выс-ших форм движения (напр., хпмич. законы
инвариант-ны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы
познания инвариантны для специализиров. форм (напр., логич. законы -
инвариант для познания математич., физич., химич. реальности). Одиако в
ряде случаев при переходе на более высокий уровень сущ-ностный характер
И. законов низшего уровня снижает-ся; так, в процессе социальной
эволюциимн. биологич. закономерности (выживание наиболее
приспособленно-го, единство организма со средой и т. д.) потеряли свой
универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное значение
для понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и
др. общенауч. принципов и категорий, связанных с иссле-дованием систем и
структур. Выделение инвариантных отношений даёт возможность применения
структурно-го подхода к объекту исследования, а в более широком плане
составляет необходимое условие построения теоретич. знания.
* Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959;
Александров А. Д., Теория относительности как теория абс.
пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959;
Овчинников ?. ?., Принципы со-хранения. М., 1966.
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - познание, пони-мание, рассудок),
способность мышления, рациональ-ного познания, в отличие от таких,
напр., душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображе-ние
и т. п. Термин "И." представляет собой лат. пере-вод др.-греч. понятия
нус (ум) и по своему смыслу тож-дествен ему. В схоластике он
употреблялся для обо-значения высшей поянават. способности (сверхчувств.
постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как
низшей познават. способности (к эле-ментарной абстракции). В обратном
значении эти тер-мины были употреблены у Канта: И. (нем. Verstand -
рассудок) - как способность образования понятий, а разум (нем.
Vernunft) - как способность образова-ния метафизич. идей. Это
словоупотребление получило распространение в последующей нем. философии
и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка (И.) и
разума.
В зоопсихологии под И. (или "ручным мышлением") высших животных
понимаются такие доступные гл. обр. обезьянам реакции, к-рые
характеризуются вне-запностью решения задачи, лёгкостью воспроизведе-ния
раз найденного решения, переносом его на ситуацию, несколько отличную от
исходной, и, наконец, способ-ностью решения "двухфазных" задач
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos род. падеж teleleos - результат, завершение,
цель и logos - слово, учение), идеалистич. учение о цели и
целесообразности. В про-тивовес детерминизму, а иногда в "дополнение" к
нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, от-вечающей на
вопрос - для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный
процесс. Этот принцип "конечных причин" (causa finalis), согласно к-рому
идеально постулируемая цель, конечный резуль-тат, оказывает объективное
воздействие на ход процес-са, принимал разные формы в различных
концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.-
идеалистич. антропоморфизация природных про-цессов, приписывание цели
природе, перенос на неё
способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща лишь
человеч. деятельности.
Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции "внеш.
целесообразности", устанавливае-мой якобы богом, в антропоцентрич. и
утилитарной Т., согласно к-рой мир создан "ради целей человека" (Вольф и
др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т. е. приписывающей внутр.
цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем,
утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную
цель, так и предметы природы вклю-чают бесконечную по содержанию цель
своего "стрем-ления" (потенциальную цель), реализующуюся в про-цессе
развития предмета. Эта внутр. цель являет-ся, по Аристотелю, причиной
движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в
нек-рый абсолют - энтелехию - как завершение развития. Идеи имманентной
Т. в новое время разви-вались Лейбницем в его монадологии и учении о
пред-установленной гармонии; они получили своё последо-ват. воплощение в
учении Шеллинга о "мировой ду-ше", в объективном идеализме Гегеля.
В своеобразной форме идеи Т. развивал Кант. Созна-вая недостаточность
концепции механич. детерминиз-ма в объяснении сложных процессов (прежде
всего ор-ганич. жизни и человеч. деятельности), он постулиро-вал особый
вид причинности, позволяющий познать эти процессы как "цели природы". По
Канту, однако, "целесообразность природы есть... особое априорное
понятие, которое имеет свое происхождение исключи-тельно в
рефлектирующей способности суждения" (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179).
Кант подвергает сомнению объективный смысл "целей природы", телеологич.
"конечных причин", рассматривая их значение лишь в качестве
регулятивного, эвристич. принципа.
В различных вариантах осн. формы Т. распрост-ранены в науке (витализм,
неовитализм и др.) и фило-софии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и
др.).
Theiler W., Zur Ge-schichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf
Aristoteles, Z.-Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches Denken, B.,
1951; S с h m i t z J., Disput uber das Teleologische Denken, Mainz,
1960; см. также лит. к ст. Целесообразность.
И. Т. Фролов.
ТЕЛОС 673
ТЕЛОС (греч. telos - завершение, цель), термин др.-греч. философии,
предназначение отд. вещей, человека
или мира в целом. Представление о Т. формировалось в качестве антитезы
учениям натурфилософов 6-5 вв. до н. э., считавших достаточными
причинио-следств. объяснения устройства мира. Уже Платон в "Федоне"
(97Ь-99с), не употребляя слова Т., критикует Анак-сагора за то, что тот
не объясняет смысла и назначения устройства Вселенной, ограничиваясь
механич. объяс-нениями. Одно из осн. положений философии Аристо-теля -
"природа ничего не делает напрасно" ("О душе" 432 b 22 и др.). При этом
Аристотель рассматривал Т., т. е. цель существования вещей и Вселенной в
це-лом, не как нечто заданное извне, а как имманентное свойство их
природы. В стоицизме внутренне прису-щий миру Т. управляет космосом и
является руково-дящим принципом поведения мудреца.
o HolwerdaD., TEЛОS, "Mnemosyne", 1963, ?. 16, .? 4> ?, 337-63; см.
также ст. Телеология и лит. к ней.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ (позднелат. transcendentia, или transcendentalia, от
лат. transcendens - пересту-пающий, выходящий за пределы), понятие
ср.-век. схоластики, обозначающее наиболее универсальные, высшие
определения бытия. Ещё Аристотель привна-вал особое место подобных
понятий, не объединяя их, однако, в особую группу. Ср.-век. философы
объединя-ли под термином "Т." понятия, возвышающиеся над
аристотелевскими категориями: сущее (ens), единое (unum), истинное
(verum), благое (bonum) и др. В уче-нии Альберта Великого о Т. единое,
истина и благо вводятся как первые и существ. определения бытия; у Фомы
Аквинского бытие характеризуется теми же предельными понятиями.
Детальное учение о Т. разра-ботал Дунс Скот, к-рый выделял, кроме бытия,
два важнейших класса Т.: 1) простые - единое, истинное, благое, и 2)
разделительные - случайное и необходи-мое, действительное и возможное.
Понятие Т. по свое-му происхождению родственно таким понятиям, как
трансцендентный и трансцендентальный.
o W o 11 е г А. В., The transcendentals and their function in the
metaphysics of Duns Scotus, Wash., 1946.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за
пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие
аспекты бытия, к-рые выходят за сферу ограни-ченного существования,
конечного, эмпирич. мира. По-нятие Т. характеризует высшие и универс.
предметы метафизич. познания - напр., единое, истинное, бла-гое (см.
Трансценденталии).
Кант придал термину "Т." гносеологич. значение: понятие Т. в его
философии характеризует всё то, что относится к априорным условиям
возможного опы-та, формальным предпосылкам познания, к-рые орга-низуют
науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности - пространство
и время, категории рас-судка - субстанция, причинность и т. д.). "Я
назы-ваю трансцендентальным всякое позна-ние, занимающееся не столько
предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это
познание должно быть возможным a priori" (К а н т И., Соч., т. 3, М.,
1964, с. 121). Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести
различие между Т. и трансцендентным, Кант, однако, нередко употреблял
эти термины в сходном смысле.
o Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973; E u с k e n R., Ge-schichte der
philosophischen Terminologie, Lpz., 1879, S. 144, 205; Vaihinger H.,
Commentar zu Kants "Kritik der reinen Vernunft", Bd l, Stuttg., 1881, S.
467-76; K r i n g s H., Transzendentale Logik, Munch., 1964.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, термин, возникший в схола-стич. философии и
характеризующий всё то, что выхо-дит за пределы чувств. опыта, эмпирич.
познания ми-ра; предмет религ. и метафизического познания. Схола-стика
различала имманентные и трансцендентные при-чины и действия; первые
имеют место в самих объек-тах, вторые - находятся за пределами их
наличного бытия,
У Канта термин "Т." приобрёл гносеологич. оттенок и стал означать - в
противоположность имманентно-му - то, что переступает границы возможного
опыта: "...основоположения, применение которых целиком ос-тается в
пределах возможного опыта, мы будем назы-вать имманентными, а те
основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем
называть трансцендентными" ("Критика чи-стого разума", см. Соч., т. 3,
М., 1964, с. 338). Кант пытался закрепить различие между понятиями
транс-цендентальный и Т., понимая под последним также и то, что
недоступно теоретич. познанию, но является предметом веры (бог, душа,
бессмертие).
"ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУ-МА" ("Tractatus de emendatiae
intellectus", Amst., 1677), ранняя работа Спинозы. Осталась
неокончен-ной, написана на лат. языке ок. 1661, опубликована посмертно.
Одно из первых произв. европ. филосо-фии, в к-ром развивались идеи
рационализма Декар-та, в то же время - первый набросок гносеологии
Спинозы.
В "Т." ставится характерная для философии нового времени задача
"очищения" познават. способности человека с её естеств. возможностью
усмотрения исти-ны от неясности и многозначности, причём решающим
условием "врачевания" разума признаётся универс. метод правильного
мышления. Спиноза связывает цель исследования с моральными и социальными
идеалами, утверждая, что знание единства, к-рым дух связан с природой,
тождественно обладанию высшим благом, а распространение этого знания на
всех требует по-строения соответствующего общества. Анализ позна-ват.
способностей Спиноза начинает с выделения видов восприятия. Критически
оценивая метод эмпиризма, он указывает на две наименее достоверные
ступени позна-ния: восприятие понаслышке, или по произвольному признаку,
и восприятие от беспорядочного опыта. Бо-лее надёжное знание дают
познание причины по след-ствию или вывод из универсалии. Высший вид
восприя-тия - через сущность вещи или её ближайшую причи-ну - приводит
нас к адекватным идеям. Истинные, или адекватные, идеи обладают ясностью
и отчётли-востью, обусловленными их независимым от слов и образов
формированием и необходимой связью субъек-та с предикатом. Как таковые
они сами являются своим критерием истины: для достоверности истины не
нужен никакой признак, кроме самой истинной идеи, т. к. в этом случае
высшей достоверностью будет сам способ восприятия сущности. Такое
понимание природы исти-ны позволяет Спинозе назвать её своего рода
духовным автоматом. Большое значение Спиноза придаёт началь-ному акту
истинного познания, к-рый задаёт норму для всего дальнейшего движения
духа. Предпочтит. началом познания должно быть постижение идеи
со-вершеннейшего существа. Метод должен обеспечить движение духа:
во-первых, возможность отличить и оградить истинную идею от остальных
восприятий; во-вторых, правила восприятия неизвестных вещей;
в-третьих, порядок познания. Неадекватные идеи, по Спинозе, делятся на
три типа: фиктивные (не со-держащие необходимости или невозможности
своего существования); ложные (результат необоснованного утверждения или
отрицания); сомнительные (резуль-тат нерешительности перед утверждением
или отрица-нием). Их общим источником является воображение, доставляющее
пассивной душе разрозненные впечат-ления от внеш. вещей. Воображение
приводит к ошиб-кам, или непосредственно подменяя собой понимание, или
посредством слов, к-рые суть знаки вещей в вооб-ражении. Заключается
исследование перечислением свойств высшей познават. способности - разума
(in-tellectus) .
Академич. изд.: Opera, hrsg. v. С. Gebhardt, Bd 2, 1925. Рус. пер.: Г.
Полинковского, 1893; В. Н. Полов-цевой, 1914; Я. М. Боровского, 1934, с
незначит. изме-нениями вошёл в Избр. произв., т. 1, 1957.
o см. к ст. Спиноза.
"БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ" ("Тга-ctatus theologico-politicus",
1670), одно из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени
авто-ра, с ложным указанием места издания (Гамбург). Состоит из 20 глав,
большинство к-рых посвящено историч. критике библейских книг, и является
одним из первых образцов этого направления. Историч. и филология, анализ
Библии свидетельствует, по Спи-нозе, что она не может быть источником
теоретич. истины и авторитетом для философии и науки. В гл. 14-15 он
показывает, что между философией и бого-словием "нет никакой связи и
никакого родства" и, следовательно, невозможно никакое их соподчинение.
За Библией остаётся функция воспитания в народе нравственности и
послушания, но ещё лучше этой цели служила бы введённая в гос-ве
"всеобщая религия", ос-нованная на упрощённых и очищенных от суеверий
дог-матах. Спиноза резко критикует монархию и церковь, служащую ей, за
стремление держать людей в обмане и страхе. Цель трактата, указывает
Спиноза, доказать, что свобода не только не вредит спокойствию гос-ва и
благочестию, но и не может быть уничтожена без унич-тожения последних.
Однако для свободы личного ве-роисповедания и в интересах гос-ва
терпимость пр-ва в отношении церквей должна быть ограничена. Соци-альные
идеи трактата представляют собой вариант теорий естественного права и
"общественного договора"; Спиноза отстаивал респ. идеал. Книга вызвала
ожес-точённую критику теологов всех .исповеданий и кар-тезианцев голл.
ун-тов, в 1674 запрещена пр-вом Гол-ландии.
Академпч. изд. под ред. К. Гебхардта: Opera, hrsg
БЕРГСОН (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж,-4.1. 1941, там же), франц.
философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. В
1900-14 проф. Коллеж де Франс; с 1914 чл. Франц. академии. Нобе-левская
пр. (1927).
Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц.
спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. Выступая против механицизма
и дог-матич. рационализма, Б. утверждает в качестве под-линной и
первонач. реальности жизнь, интерпретируе-мую как некую целостность,
радикально отличающую-ся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по
себе, яв-ляются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни
может быть постигнута только с по-мощью интуиции, к-рая, будучи
своеобразной симпа-тией, как бы непосредственно проникает в предмет,
сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает
противопоставления познаваемого по-знающему как объекта субъекту; она
есть постижение жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к
собств. жизни сознания, к-рая дана каждому непо-средственно.
Самонаблюдение, по Б., позволяет обна-ружить, что тканью психич. жизни
является длитель-ность (duree), непрерывная изменчивость состояний,
к-рые незаметно переходят одно в другое. Длитель-ность, а стало быть
жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это
"качественное", "живое" время радикально отличается от
механическо-физич. времени, к-рое, по мнению Б., возникает в результате
разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует как орудие
оперирования с "мёртвыми веща-ми" - материальными, пространств.
объектами, про-тивопоставляя его интуиции.
Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обо-снование в его
метафизике - в концепции эволюция органич. мира. Жизнь - это некий
метафизическо-космич. процесс, "жизненный порыв" (elan vital), своего
рода могучий поток творч. формирования ("Творч. эволюция", рус. пер.,
М.- СПБ, 1914): но мере ослаб-ления напряжения жизнь распадается,
превращаясь в материю, к-рая характеризуется Б. как неодушевлён-ная
масса, вещество.
Человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь
"жизненного порыва". Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за
Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, к-рая как бо-жеств,
дар дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции
творчества и культуры вообще. Б. признаёт два типа общества и
соответственно два типа морали: "закрытая" и "открытая". Первый
удовле-творяет требованиям социального инстинкта и имеет целью
сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в
жертву пользе. С т. зр. "от-крытой" морали личность и творчество
эстетич., религ. и нравств. ценностей выше интересов сохранения рода.
Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Резкое
противопоставление Б. рассудка и интуиции де-лает невозможным филос.
познание, ибо созерцаемое в "чистой" интуиции без всякого понятийного
различе-ния должно оставаться невыразимым. В своей абсолю-тизации
изменчивости Б. приходит к полному субъек-тивизму (см. "Восприятие
изменчивости", СПБ, 1913). Учение Б. оказало значит. влияние на
прагматизм У. Джемса, персонализм, экзистенциализм, философии истории А.
Тойнби.
* Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1913-14; Длительность и одновре-менность,
П., 1923.
* Л о с с к и й Н. О., Интуитивная философия Б., П., 1922;
Чанышев А. Н., Философия А. Б., М., 1960; Воро-нов
А. И., Интуитивная философия В., М,, 1962; J u r e-? i с s
P., H, Bergson. Eine Einfuhrung in seine Philosophie,
БЕРГСОН 49
Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; L i n d-sa у A. D., The
philosophy uf Bergson, Wash.-- [N. Y., 1968].
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour - поведение), ведущее
направление в амер. психологии кон. 19-20 вв., в основе к-рого лежит
понимание по-ведения человека и животных как совокупности двига-тельных
и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на
воздействия (стимулы) внеш. сре-ды. Б. возник под непосродств. влиянием
эксперимен-тальных исследований психики животных. IL-JL л_этих
исследованиях не мог применяться метод самонаблю-дения, господствовавший
при изучении психики чело-века, то была построена методика эксперимента,
осно-ванная на серии контролируемых воздействий на жи-вотных и
регистрации их реакций на эти воздейст-вия. Эта методика была перенесена
и на. изучение пси-хики человека. Общеметодологич. предпосылками Б.
явились принципы философии позитивизма, согласно к-рым наука должна
описывать только непосредст-венно наблюдаемое. Отсюда осн. тезис Б,:
психология должна изучать поведение, а не сознание, к-роe в прин-ципе
непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность
связей "стимул - реак-ция" (S-R). Родоначальником Б. является Э.
Торн-дайк. Программа Б. и сам термин были впервые пред-ложены Уотсоном
(1913). На формирование науч. ос-нов Б. большое влияние оказали работы
Бехтерева и Павлова.
Согласно Б., у человека при рождении имеется отно-сительно небольшое
число врождённых схем поведе-ния (дыхание, глотание и т. п.), над к-рыми
надстраи-ваются более сложные процессы, вплоть до образова-ния
сложнейших "репертуаров поведения" (Скиннер). Удачная реакция
закрепляется и впредь имеет тенден-цию к воспроизведению - "закон
эффекта". Закреп-ление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е.
многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же
стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения
того, ка-
ким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие,
Торндайк выдвинул принцип "проб и ошибок", согласно к-рому выработка
всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжаю-щихся до тех
пор, пока одна из них не приведёт к по-ложит. эффекту.
Наивысшего развития Б., в его классич. форме, до-стиг в 20-х гг. Оси.
идеи, методики исследования и тер-мины Б. были перенесены в
антропологию, социоло-гию, педагогику. В США эти науки, объединяемые
изучением поведения, получили общее назв. бихевио-ральных наук; это
назв. сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно
уже не выра-жает непосредств. влияния идей Б. После 2-й мировой войны
традиции Б. были продолжены в ряде исследо-ваний по машинному переводу,
а также в амер. кон-цепциях т. н. программированного обучения
(Скин-нер).
Осуществлённый Б. поворот к объективному изуче-нию психики,
разработанные им новые методики экс-перимента, широкое привлечение в
психологию мате-матич. средств составили сильную сторону Б. Однако в
сов. и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она
была начата гештальтпсихо-логией и продолжена в работах Л. С.
Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из
психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и
т. д., за игнорирование социальной природы психики, за примитивизацию
вследствие этого поведения человека и в конечном счёте за утрату
собственного предмета психологии (см. Необихевиоризм).
* У о т с о н Дж. Б., Бихевиоризм, в кн.: БСО,т. 6, М., 1927;
Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц.,
в. 1-2, М., 1960, гл. 1; Я ? о ш е в-с к и и М. Г., История психологии,
?., 19762, гл. 12; Хрестома-тия по истории психологии, М., 1981), раздел
1.
БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (р. 28.3,1928, Варшава), амер. социолог,
политолог и гос. деятель. С 1938 живёт в США. В 1977-81 помощник
президента США по нац. безопасности.
В книге об армии, политич. строе, внеш. политике СССР и его
взаимоотношениях с др. социалистич. стра-нами Б. выступает как заурядный
советолог и воинст-вующий антикоммунист. В неоднократно переиздавав-
шейся работе "Политич. власть: США/СССР" ("Politi-cal power: USA/USSR",
совм, с S. R. Huntington, 1964) Б. идеализирует амер. гос.-монополистич.
капитализм и пытается дискредитировать сов. политич. строй, под-вергает
критике "справа" теорию конвергенции двух систем как "заблуждение
либералов". Он противо-поставляет ей волюнтаристскую концепцию "эволюции
систем", согласно к-рой трансформация общества начи-нается с изменений в
идеологии и политике, а затем рас-пространяется на социальные и
экономич. отношения. В осн. кн. "Между двух веков. Роль Америки в
техно-тронную эру" ("Between two ages: American's role in the
technetronic era", N. Y., 1970) Б. с позиций крайнего технобюрократич.
утопизма излагает один из вариан-тов теории "постиндустриального
общества", отож-дествляет социально-экономич. и науч.-технич.
"модер-низацию" совр. мира с его американизацией, а также пытается
обосновать претензии новой "интеллектуаль-ной элиты" на безраздельное
политич. господство в гря-дущем "технотронном обществе".
Б., один из видных представителей амер. неоконсер-ватизма,
придерживается крайних антикоммуниста, и антисов. взглядов во внеш.
политике; с помощью гео-политич. концепций оправдывает стремление США к
гегемонии во всём мире, а также создание враждебного для СССР окружения.
Разработанная Б. глобальная антикоммунистич. стратегия включает в себя
экономич. "ассимиляцию" мировой капиталистич. системой со-циалистич.
стран, их изоляцию от "третьего мира" и "психологич. войну",
направленную на разобщение со-циалистич. стран и морально-политич.
дестабилизацию их обществ. строя.
* Totalitarian dictatorship and autocracy, Camb., 1956 (совм. с С.
J. Friedrich); Ideology and power in Soviet politics, L., 1962;
The fragile blossom. Crisis and change in Japan, N. Y., 1972.
* Борьба идей в совр. мире, т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2, 2.
"ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИ-ТАЛИЗМА", произв. В. И. Ленина, в
к-ром он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития
капиталистич. общества - империализма; внёс новый вклад в экономич.
учение марксизма и в теорию исто-рич. материализма. "И., к. в. с. к." -
прямое продол-жение и дальнейшее развитие "Капитала" К. Маркса.
Книга написана в янв.- июне 1916 в Цюрихе. Ма-териалы к книге собирались
Лениным задолго до её написания. Непосредственно к изучению лит-ры по
империализму Ленин, очевидно, приступил с сер. 1915, будучи в Берне
(Швейцария). Подготовит, ру-кописи, опубликованные впоследствии под
общим назв. "Тетради по империализму" (см. ПСС, т. 28), составляют ок.
50 печатных листов и содержат выписки из 148 книг и 232 статей,
множество отд. замечаний, историч. экскурсов, подсчётов, заметок.
Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы
к легальной серии "Европа до и во время войны". Это во многом
предопределило стиль изложения материала. "Брошюра,- отмечал Ленин,-
писана для царской цензуры. Поэтому я не только был вынужден строжайше
ограничить себя исключительно теоретическим - экономическим в
осо-бенности - анализом, но и формулировать необходи-мые
немногочисленные замечания относительно поли-тики с громаднейшей
осторожностью, намеками, тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком,
к которому царизм заставлял прибегать всех революцио-неров, когда они
брали в руки перо для "легального" произведения" (там же, т. 27, с.
301). Ряд политич.
выводов Ленин сформулировал в общей форме, без "раздражающих" цензуру
терминов и определений (напр., в книге нигде нет слова "социализм", хотя
все её содержание характеризует империализм как ка-нун социалистич.
революции). Ленинский труд - классич. образец творч. развития марксизма
и вместе с тем блестящий пример использования легальных возможностей для
пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под
заглавием "Империализм, как новейший этап капитализма. (По-пулярный
очерк)" книга вышла в свет в сер. 1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).
Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10
глав.
В то время как бурж. экономисты и реформисты иска-ли корни империализма
в сфере политической и даже психологической, Ленин начинает изучение
новой ста-дии капитализма с анализа её экономич. базиса (пер-вые 6
глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн.
экономич. признаков империа-лизма: 1) произ-во и капитал концентрируются
до сте-пени возникновения монополий; 2) банковский капитал сливается с
промышленным, на базе чего создаётся финанс. капитал, финанс. олигархия;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо
важ-ное значение; 4) образуются междунар. союзы капита-листов, делящие
мир; 5) заканчивается терр. раздел мира между крупнейшими капиталистич.
державами.
В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений
новой эпохи. Он показывает, что империализм есть прямое следствие
развития осн. характеристик домонополистич. капитализма, причём нек-рые
из них постепенно превращаются в свою про-тивоположность. Так,
конкуренция, эта осн. черта до-монополистич. капитализма, вытесняя
мелкое произ-во, диалектически превращается в свою противополож-ность -
монополию. Но монополии не устраняют своей противоположности -
конкуренции, т. к. те-перь конкурируют могуществ. объединения финанс.
капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее
обобществление произ-ва при сохране-нии частной собственности углубляет
осн. противоре-чие капитализма между обществ. характером произ-ва и
частной формой присвоения, ведёт к загниванию капи-тализма и создаёт
материальную базу для перехода к социализму.
Определив экономич. сущность империализма, Ле-нин переходит к обобщающей
его характеристике, кри-тике буржуазно-аиологетич. "теорий" империализма
(Дж. Гобсона, К. Каутского, Р. Гильфердинга и др.) и к анализу историч.
места империализма (главы 7-10). Ленин показывает, что изменения в
экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц. из-менения
и в надстройке, что империализм есть загнива-ние капитализма в целом.
Рост милитаризма, шови-низма, национализма, расизма, возникновение
все-возможных реакционных экономич., политич., филос. и социологич.
теорий, защищающих и приукрашиваю-щих империализм,- осн. признаки такого
загнивания.
Осуществив в своём исследовании требование единст-ва логич. и историч.
анализа, Ленин решает вопрос и об историч. месте империализма.
Капитализм стал империализмом лишь "...на определенной, очень высо-кой
ступени своего развития, когда некоторые основ-ные свойства капитализма
стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии
сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализ-ма к более
высокому общественно-экономическому ук-ладу" (там же, с. 385), т. е. к
социализму. Т. о., в ра-боте Ленина империализм предстал в целом как
необ-ходимый результат развития общества и как ступень на историч. пути
капитализма к его неизбежной гибели.
В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого
им закона неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в
эпоху
империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы
социализма первоначально в не-многих или в одной, отдельно взятой
стране.
Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом
истории. Книга Ленина и сейчас имеет громадное значение для выработки
стратегии и тактики междунар. рабочего движения, для борьбы против
новейших бурж. и социал-реформистских тео-рий.
* История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.
<ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ>, произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд
принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания
марксизма, а также о категориях как основном содержании теории
диалектики.
<Ф. т.> - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и
Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных
Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее раз-вёрнутым
и важным из к-рых является фрагмент <К воп-росу о диалектике>. Впервые
<Ф. т.> опубликованы в 1929-30. <Ф. т.> в целом представляют собой
подготовит.
материал для задуманной Лениным работы по тео-рии материалистич.
диалектики. Идеи <Ф. т.> составили методологич. основу теории
империализма, использо-ваны Лениным в статьях по экономике и политике,
напр. <Крах II Интернационала>, <Русские зюдекумы>, <Дет-ская болезнь
"левизны" в коммунизме>, <Еще раз о проф-союзах...>, <О значении
воинствующего материализма> и др.
Работа Ленина над <Ф. т.> была вызвана необходимо-стью дальнейшей
разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го
Интернационала отри-цали наличие в марксизме собств. филос. системы, в
особенности теории познания, и настаивали на соедине-нии экономич.
учения К. Маркса с кантианством, пози-тивизмом или даже энергетизмом.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследова-тельность гегелевской
диалектики, вскрывает её идеали-стич. и мистич. характер, но вместе с
тем подчёркивает, что без её крития. освоения нельзя проникнуть в
сущест-во марксистского метода мышления. Именно Гегелю пер-вому удалось
угадать <... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их
противо-положностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной
смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы> (ПСС, т.
29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской по-зиции заключается в
обожествлении <логич. идеи>, мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля,
Ленин при-меняет учение о развитии к процессу познания. Диалек-тика
неполна без выражения движения в логике поня-тий, т.е. она имеет
подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает
особое зна-чение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал
вводить в логику Гегель. Предметная деятель-ность рассматривается
Лениным как основа для форми-рования категориального, логич. строя
мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому
диалектика как филос. наука есть одновремен-но и онтология (учение о
бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика,
к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме,
иллюстри-руемой <суммой примеров> (см. там же, с. 316). <Согласие> с
принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин
квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл
поэтому приобретает закон единства и борьбы противо-положностей,
позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения
характер> связи противоположностей внутри единого целого Ленин
упо-требляет различные термины (единство, совпадение,
тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимо-проникновение,
взаиыопереход противоположностей. <Диалектика есть учение о том, как
могут быть и как бывают (как становятся) тождественны-ми
противоположности,- при каких усло-виях они бывают тождественны,
превращаясь друг в друга,- почему ум человека не должен брать эти
про-тивоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные,
подвижные, превращающиеся одна в другую> (там же, с 98). Ленин обращает
внимание на необходи-мость использования для изучения и изложения
диа-лектики вообще логики <Капитала>, в к-ром Маркс дал образец
диалектико-материалистич. анализа реальности.
Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что
теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории
познания, включая историю умств. развития человеч. рода и ин-дивидуума,
историю языка, физиологию органов чувств. историю философии, историю
всех отд. отраслей зна-ния. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о
том, что историко-филос. развитие, освобождённое от слу-чайностей
историч. формы, должно составить существен-ное содержание науч.
философии. В понимании про-цесса становления и применения логич.
категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность
гегелевского образа <круга кругов>, к-рый в противоположность простой
хронологии и эмпирич. констатации раскрывает противоречивость,
слож-ность, многосторонность, спиралевидность процес-са познания.
Анализируя план диалектики (логи-ки) Гегеля, Ленин отмечает, что в
последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход
движения человеч. познания. Ленин требует пока-зать основополагающее
значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги,
ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые <...направ-ляются от
субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к
истине...> (там же, с. 301). <С одной стороны, надо углубить познание
материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причи-ны
явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть
углубление познания от внешности явле-ний к субстанции> (там же, с.
142-43). Ленин подчёр-кивает активность сознания, находящую выражение в
преобразовании человеком природной и социальной действительности, в
созидании культуры на основе познания объективных законов мира.
<Сознание челове-ка не только отражает объективный мир, но и творит его>
(там же, с. 194).
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего
материализма, разоблачая суеве-рие и мистику, свойственные идеализму,
критикуя Ге-геля . Он формулирует принципы диалектико-материалистич.
критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и
нек-рыми др. марксистами кан-тианства, махизма и т. д. <Марксисты
критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более
по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски> (там же, с.
161).
Конспектируя <Святое семейство> Маркса и Энгель-са, Ленин прослеживает
процесс перехода их на пози-ции науч. социализма и выделяет гл. моменты
это-го процесса: 1) подход <к идее обществ. отношений произ-ва>; 2)
критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли
пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое
подво-дит к социализму. В <Ф. т.> Ленина изложена программа филос.
исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос.
науки, глубокого осво-ения классич. филос. наследия и острой,
принципиаль-ной критики бурж. философии. Они сыграли громадную
ФИЛОСОФСКИЕ 739
роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление
исследований философов-мар-ксистов.
О <Ф. т.> В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Во-просы диалектики в
<Ф. т.> В. И. Ленина, М., 1960; Ка-сымжанов А. X., Как читать и изучать
<Ф. т.> В. II. Ле-нина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской
мысли, М., 1972.
А. X. Касымжанов.
=======
ФИЛОСОФСКИЙ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
МОСКВА
"СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
1983