Рамсфелд без страха и упрека
14.04.2003 14:26
В Вашингтоне, похоже, крепнет желание как следует «наказать» Дамаск за его помощь (мнимую или реальную – другой вопрос) режиму Саддама Хусейна. По крайней мере, высказывания высших должностных лиц США в последние несколько дней явственно обозначили новый вектор политики – жесткое давление на сирийский режим. Чем все это закончится?
Конечно, велик соблазн сказать, что Соединенные Штаты развяжут еще одну войну. Тем более, что быстрое свержение Саддама Хусейна еще раз наглядно продемонстрировало возможности США в этом смысле. Вряд ли Сирия сможет дольше выстоять в войне, если таковая, не дай Бог, все-таки случится…
Претензии Соединенных Штатов к Сирии можно свести к нескольким пунктам (причем по сложившейся традиции роль главного обвинителя взял на себя глава Пентагона Дональд Рамсфелд):
1) в Сирии могли укрыться представители свергнутого иракского режима. Правда, кто конкретно – не уточняется. Сами сирийцы называют подобного рода информацию «инициированной Израилем».
2) Дамаск обладает значительными запасами химического оружия. Впрочем, об этом давно известно, равно как и то, что сирийцы обладают несколькими десятками ракет, способных нести химические боезаряды, что представляет собой реальную угрозу все тому же Израилю. Министр иностранных дел Сирии Фарук а-Шара уже заявил о том, что в случае начала военных действий, первый удар будет нанесен по Израилю.
3) Сирия поддерживает террористов. Обвинения в связи Дамаска с организацией «Хезболла» появились на свет отнюдь не вчера. Но в нынешних условиях это чрезвычайно удобный повод для вмешательства. А по словам Дональда Расмфелда, в том же Ираке были задержаны несколько десятков сирийцев, при которых были обнаружены крупные суммы денег и листовки с призывом совершать теракты против оккупационных войск.
Трех этих поводов вполне достаточно для того, чтобы Вашингтон устроил еще одну маленькую победоносную войну. Во всяком случае, Саддам поплатился своей властью (а возможно и жизнью) только потому, что не смог убедить Белый дом в отсутствии оружия массового поражения. А за Дамаском к тому же числится и еще один грех – поддержка террористов. До сих пор у США руки до Сирии не доходили, но теперь уж точно дойдут…
Впрочем, пока Вашингтон не торопится форсировать события, ограничиваясь, если так можно выразиться, словесным давлением. И Джордж Буш, и Дональд Рамсфелд, и Колин Пауэлл, так или иначе затрагивавшие в последние дни тему Сирии, неизменно выражали надежду на то, что Дамаск «пойдет на сотрудничество». Пока сирийские власти реагируют на обвинения, звучащие из-за океана, негативно, но не особенно агрессивно, оставляя пространство для маневра. В конце концов, решающее слово остается за президентом Башаром Асадом, а он предпочитает пока отмалчиваться. Оценивает перспективы?
Впрочем, вряд ли в ближайшее время военная операция против Сирии возможна. Скорее всего, Соединенные Штаты добьются своей цели, не прибегая к помощи авианосцев и морских пехотинцев. В конце концов, руководство Сирии состоит не из самоубийц, готовых пожертвовать властью и жизнью ради идеи противостояния имперским амбициям Вашингтона. События в Ираке со всей наглядностью продемонстрировали, что апеллировать к международному сообществу не имеет никакого смысла. Если уж в Вашингтоне зададутся целью сместить режим силой, то эта цель будет выполнена. Так что выбор у Башара Асада и его окружения небогатый.