От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кобзев) Ответить по почте
Дата 11.04.2003 00:20:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Дуэль". Как при царизме разрушали храмы (*+)

http://www.duel.ru/200314/?14_6_2

КАК ПРИ ЦАРИЗМЕ РАЗРУШАЛИ ХРАМЫ

Двенадцатый год в русскоязычной периодической печати, на голубых экранах
быстро <пожелтевших> телевизоров, в радиоэфире не утихает злобная и
массированная антикоммунистическая кампания, во многом способствовавшая
расчленению и порабощению нашего единого и неделимого Отечества - Союза
Советских Социалистических Республик. Одним из основных мотивов этой
долговременной кампании была и остается чудовищная ложь о процветании
великой русской культуры <под эгидой монархов> в дореволюционной России,
которой со второй половины XVIII века управляли даже не Романовы, а
Гольштейн-Готорпы, о бережном отношении к историческим и архитектурным
памятникам в Российской империи XVIII-XIX столетий и начала XX века, о
<нехороших большевиках>, якобы разрушивших большую часть <святых
православных храмов>, о добродетелях попов и монахов, которые, дескать,
неустанно заботились о сохранении драгоценных святынь русской старины. В
распространении такой вопиющей неправды успешно соревновались и доныне
соревнуются лжедемократы-западники и лжепатриоты-монархисты, платные агенты
иностранных разведок и доморощенные дураки, мечтающие заменить иноземного
кровососа на шее великого русского народа своим, <российским> паразитом, то
бишь <национальным предпринимателем>, <отечественным товаропроизводителем>,
православным купчиной.

И не ведают доверчивые и наивные читатели и слушатели сей брехни, что за
триста четыре года царствования Романовых-Гольштейн-Готорпов в России было
разрушено в пятнадцать раз больше православных (!) храмов и уничтожено в
сорок пять раз больше фресковых росписей, чем за неполных семьдесят четыре
года Советской власти, причем фрески и сами церкви до 1917 года нередко
уничтожались по личным, <именным> указам царей и императоров, по приказам
митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и даже по
распоряжениям приходских священников. Не знают наши современники и о том,
что подавляющее большинство храмов, снесенных после Великой Октябрьской
социалистической революции, было возведено во второй половине XIX столетия и
в 1900-1914 годах, а дореволюционные храмоломатели разрушали или уродовали
православные церкви, построенные в XI-XVIII веках, то есть здания, имевшие
не только историческую, но и огромную художественную ценность. Свою борьбу с
русской церковной (и не только церковной!) стариной цари династии Романовых
начали с варварского уничтожения фресок Успенского и Архангельского соборов
Московского Кремля - фресок, созданных самыми лучшими русскими художниками
ХV-ХVI веков. Начиная с эпохи Ивана III, первого государя всея Руси,
Успенский собор являлся главным собором Великорусского позднефеодального
централизованного государства. Этому храму всегда уделялось особое внимание.
<В 1481 году лучший живописец этого времени Дионисий с артелью написал
трехъярусный иконостас и несколько крупных икон, [...] а в 1513-1515 годах
собор был украшен фресками>. Что же осталось от этого иконного и фрескового
великолепия? К сожалению, почти ничего. Официальный современный путеводитель
свидетельствует: <Немногое сохранилось до наших дней из первоначального
убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми, [...] древние фрески в
середине XVII века были сбиты> (Московский Кремль. Успенский Собор. -
Москва: Государственный историко-культурный музей-заповедник <Московский
Кремль>, 1995, с. 8). Академик Анатолий Тимофеевич Фоменко и кандидат
физико-математических наук Глеб Владимирович Носовский резонно заметили в
своей монографии <Империя>: <Этим якобы <древним> фрескам Дионисия было,
следовательно, всего лишь 100-150 лет, когда их сбивали. Для фресок - не
возраст. Да и иконы вряд ли уж так сильно <обветшали> за такой короткий
срок. Конечно, могло быть и так - именно в Успенском соборе протек потолок,
быстро пришли в негодность фрески и т.д. Но почему буквально то же самое и в
то же время происходит и в Архангельском соборе, построенном в 1505-1508
гг.?...> (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. Империя. Русь, Турция, Китай,
Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. - Москва:
издательство <Факториал>, 1996, с. 110).

Современный академический путеводитель сообщает: <Существующая ныне
настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652-1666 годах в
правление царя Алексея Михайловича, который указал: <писать церковь Михаила
Архангела наново стенным письмом, а старое збить>, так как стенопись XVI
века, времен царя Ивана IV, к середине XVII столетия сильно обветшала>
(Московский Кремль. Архангельский Собор. - Москва: Государственный
историко-культурный музей-заповедник <Московский Кремль>, 1995, с. 8).
Любознательные А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский писали: <Отметим, что фрески,
написанные при Романовых в XVII веке, не сбивали затем ни в XVIII, ни в XIX,
ни в XX веке. Почему же в XVII веке понадобилось сбивать еще сравнительно
свежие фрески, исполненные лучшими иконописцами XVI века? Обратим внимание,
что фрески были именно сбиты, а не записаны новыми поверх якобы
<обветшавших>. Другими словами, в двух крупнейших кремлевских соборах
практически в одно и то же время была зачем-то проведена огромная работа по
сбиванию штукатурки со всей поверхности стен и сводов. После чего они были,
следовательно, заново оштукатурены. И лишь затем по новой штукатурке
написали новые фрески. Если уж так хотели по каким-то соображениям покрыть
стены и своды соборов новыми фресками, то почему их просто не написали
поверх старых? Как это обычно делалось и как это было сделано, например, в
Благовещенском соборе Кремля (стоящем рядом). Не потому ли, что Романовы
хотели навсегда уничтожить следы того, что было изображено на стенах
кремлевских соборов во времена предыдущей [...] династии? Ведь если написать
новые фрески по старым, то старую роспись в принципе можно в какой-то
степени восстановить, соскоблив верхний слой краски. Что и делают сегодня,
раскрывая фрески XV, XVI, а иногда даже XIII веков. А вот сбитые фрески
действительно восстановить уже невозможно...> (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко.
Там же, с. 111).

Второй царь династии Романовых <тишайший> Алексей Михайлович (1629-1676),
царствовавший в 1645-1676 годах, ознаменовал свое более чем тридцатилетнее
правление не только уничтожением фресок соборов Московского Кремля, но и
целенаправленным истреблением народных музыкальных инструментов и...
деревянных и даже каменных шатровых церквей Русского Севера. А во время
церковной реформы, проведенной патриархом Никоном с ведома и одобрения
царя-батюшки, были сожжены сотни тысяч русских рукописных книг, в том числе
дохристианские рукописи VI-X столетий и раннехристианские книги Х-ХIII
веков. При третьем царе династии Романовых, Федоре Алексеевиче (1661-1682),
сидевшем на престоле в 1676-1682 годах, царские любимцы сожгли почти все
родословные и разрядные книги якобы во имя борьбы с местничеством.
Единственным царем, по-настоящему заботившимся об охране памятников светской
и церковной русской архитектуры и вообще о сбережении отечественного
культурного наследия, среди Романовых был Петр I Алексеевич (1672-1725), не
жаловавший попов и монахов, но понимавший ценность старинных церковных
зданий и средневековых фресковых росписей. Преемники первого императора
всероссийского не отличались ни гениальностью, ни проницательностью Петра
Великого, хотя среди них были такие незаурядные женщины, как Елизавета
Петровна (1709-1761) и Екатерина II Алексеевна (1729-1796). Даже императрица
Екатерина II готова была построить на месте большей части Московского Кремля
гигантский дворец в стиле раннего русского классицизма и уже приступила к
разборке Кремлевской стены со стороны набережной Москвы-реки, и только
нехватка средств в государственной казне, истощенной Русско-турецкой войной
1768-1774 годов, войной с польскими магнатско-шляхетскими
разбойниками-конфедератами тех же лет и Крестьянской войной 1773-1775 годов
под предводительством Е.И. Пугачева, помешала осуществлению титанического
архитектурного проекта великого русского зодчего Василия Ивановича Баженова
(1737-1799).

В период царствования императора Александра I Павловича (1777-1825),
просидевшего на престоле двадцать четыре года (с 1801 по 1825), особенно
пострадали исторические и архитектурные памятники Московского Кремля. И
пострадали они не только от бандитских взрывов, учиненных в октябре 1812
года по приказу Наполеона Бонапарта, но и от планомерного уничтожения
средневековых кремлевских церквей и гражданских зданий по прямым указаниям
Александра I и его сановников. Так, были разрушены каменные Колымажные
ворота XV столетия и собор Николы Гостынского (Гостунского), в котором в
середине XVI века служил диаконом великорусский первопечатник и выдающийся
изобретатель Иван Федоров (около 1510-1583). В Китай-городе по именному
приказу Александра I был стерт с лица земли грандиозный архитектурный
ансамбль Московского Пушечного двора с каменными зданиями ХV-ХVII веков.
Александр I приказал снести Борисов городок - личный укрепленный замок царя
Бориса Федоровича Годунова с самой высокой в России каменной шатровой
церковью, поднимавшейся над землей на 74 метра (знаменитая церковь
Вознесения в селе Коломенском имеет шестидесятидвухметровую высоту).

Император Николай I Павлович (1796-1855), процарствовавший почти тридцать
лет (с декабря 1825 до февраля 1855 года) и прозванный народом Николаем
Палкиным, преуспел в истреблении архитектурных памятников, в том числе
православных храмов, ничуть не меньше, нежели его старший брат. По его
распоряжению при строительстве величественного здания Большого Кремлевского
дворца были снесены церковь XIV века и палаты ХV-ХVI столетий. Собор Христа
Спасителя по указу Николая I был построен на месте Алексеевского женского
монастыря, полностью разрушенного перед закладкой храма Христа. А ведь
Алексеевский монастырь был комплексом исторических и архитектурных
памятников ХV-ХVI веков! Николай Палкин развязал кампанию по уничтожению
шатровых церквей Русского Севера. В этом ему помогало высшее православное
духовенство. Как показали исследования доктора архитектуры А.В.
Ополовникова, Русская православная церковь немало сделала для того, чтобы
стереть с лица земли изумительное русское деревянное зодчество (А.В.
Ополовников. Реставрация памятников народного зодчества. - Москва:
Стройиздат, 1974, с. 68-70, 72, 122-124, 130).

К несчастью, в настоящее время мало кто знает о том, что именно во второй
половине XIX столетия, в предреформенной и пореформенной капиталистической
России было уничтожено гораздо больше архитектурных памятников и
градостроительных ансамблей, чем в России XX века при Советской власти. На
каждое старинное здание, снесенное или изувеченное перестройками в 1917-1987
годах, приходится не менее десяти (!) драгоценных памятников русского
зодчества, разрушенных или варварски изуродованных в 1856-1900 годах.
Документы ясно и неопровержимо свидетельствуют: ценнейшие архитектурные
памятники были уничтожены по приказам сановников Российской империи и
представителей высшего православного духовенства. Так, талантливый русский
писатель-аристократ (поэт, прозаик и драматург) граф Алексей Константинович
Толстой (1817-1875), принятый при императорском дворе и отнюдь не склонный
сгущать краски, писал в августе или сентябре 1860 года императору Александру
II:

<Ваше величество,Вследствие нового жестокого приступа моей болезни я
несколько дней не был в состоянии двигаться и, так как еще и сейчас не могу
выходить, то лишен возможности лично довести до сведения Вашего величества
следующий факт: профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными
целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде
затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней
каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил
высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого,
там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю
церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря,
относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно
так же снесли. Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы
заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески
стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России
Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!), была несколько лет тому
назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески
времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью,
соответствующей его вкусу.

На моих глазах, Ваше величество, лет шесть тому назад в Москве снесли
древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как
поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна
была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню. Той же
участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко
времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно,
что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от
другого.

Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую
церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте
Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново
отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску,
изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке.

Простите мне, Ваше величество, если по этому случаю я назову еще три здания
в Москве, за которые всегда дрожу, когда еду туда. Это прежде всего на
Дмитровке прелестная церковка Спаса в Паутинках, названная так, вероятно,
благодаря изысканной тонкости орнаментовки, далее - церковь Грузинской
божьей матери и, в-третьих, - Крутицкие ворота, своеобразное сооружение, все
в изразцах. Последние два памятника более или менее невредимы, но к первому
уже успели пристроить ворота в современном духе, режущие глаз по своей
нелепости - настолько они противоречат целому. Когда спрашиваешь у
настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся
все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти
прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: <О прежней
нечего жалеть, она была старая!>. И все это бессмысленное и непоправимое
варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов
и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно
присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько
оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно
усердствует по части истребления памятников.

Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли
признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?

Государь, я знаю, что Вашему величеству не безразлично то уважение, которое
наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь
малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на
этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического
неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне
кажется, действую в видах Вашего величества, которое, узнав обо всем,
наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом
предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения...>
(А.К. Толстой. Собрание сочинений в четырех томах. Том четвертый. Дневник.
Письма. - Москва: <Художественная литература>, 1964, с. 139-141).

Жестокий и лицемерный император Александр II, разумеется, не сжалился над
драгоценнейшими памятниками русской старины и поддержал не А.К. Толстого, а
министров и губернаторов, епископов и митрополитов, разрушавших
архитектурные и исторические святыни России. По приказу Александра II был
усилен тайный надзор за <дерзновенным вольнодумцем> графом Алексеем
Константиновичем Толстым (1817-1875), а 28 сентября 1861 года царь подписал
указ об увольнении в отставку флигель-адъютанта А.К. Толстого <по его
прошению>...

Так <заботились> о реликвиях русской истории и национальной культуры
цари-самодержцы. Надо ли удивляться тому, что подавляющее большинство их
подданных, не получившее эстетической подготовки, не могло по достоинству
оценить историческую и художественную ценность памятников своего Отечества?!

Виктор ПРИЩЕПЕНКО,
член Российской Народной Академии Наук