|
От
|
Pout
|
|
К
|
М.Згурски
|
|
Дата
|
03.04.2003 11:25:46
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
"Действия по контуру", умные вещи, активность, "наивная" картина мира
М.Згурски сообщил в новостях
следующее:91018@kmf...
> Один только вывод, который далеко выходит за рамки вопроса
социализации слепоглухонемого ребенка:
> > <...>Вернемся теперь к ходячему предрассудку, согласно которому лишь
> меньшинство населения земного шара обладает мозгом, от рождения
> способным к <творческой> работе. Этот наукообразный предрассудок,
> обряженный цифрами статистики, разукрашенный терминами генетики и
> физиологии высшей нервной деятельности и <учеными> рассуждениями о
> врожденных <церебральных структурах>, якобы заранее предопределяющих
> меру талантливости человека, просто-напросто клеветнически взваливает
на
> природу (на гены) вину за крайне неравное распределение условий
развития
> между людьми в классовом обществе. Это просто-напросто проекция
> процента, выражающего известную пропорцию в сфере наличного разделения
> труда (а тем самым и способностей), на экран на в чем не повинной
> биологии. Натуралистическая апологетика наличной - буржуазной - формы
и
> масштабов социального неравенства.Дело в том, что буржуазная
цивилизация закрывает трудящемуся большинству доступ в высшие этажи
развития человеческой психики, поскольку обрекает это большинство на
пожизненную нетворческую работу ради куска хлеба, ради крыши над
головой, ради грубопримитивных или
> гипертрофированно-извращенных этой цивилизацией требований плоти. А
> такой тип мотивации никогда не рождал и не родит таланта.
>
> т.е. здоровые физически и психически при равных социальных стартовых
условиях ИМЕЮТ примерно РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ в СОЦИУМЕ:
Это абстрактно-верная общая постановка,ее придерживались и доказвали
делом многие советские психологи, педагоги, да и не только они.
Талантливы все,но по-разному,спектр проявления возможностей велик и
может расширяться. Слоан напрваления-"мы говорим и доказываем делом, что
талантливы - ВСЕ"
> ><...>Не будем выяснять, насколько достоверна статистика, определяющая
> наличный процент талантов. Важно другое - она выражает совсем не то,
что
> стараются ей приписать буржуазные идеологи. Она выражает тот факт, что
> при наличном - буржуазно-капиталистическом - способе разделения
> общественного труда лишь меньшинство индивидов оказывается в
нормальных
> условиях человеческого развития и потому достигает нормы этого
развития.
> Норма составляет тут привилегию. Остальные же этой нормы не достигают,
> поскольку система воспитания, созданная этой цивилизацией, задерживает
> их на том уровне развития психики, для которого доступна лишь чисто
> репродуктивная работа, исполнение извне навязанных действий, схема и
> алгоритмы которых разработаны <талантливым> меньшинством.
>
> Вот почему коммунистический гуманизм - подлинный, в отличие от любого
другого, воспевающего общество социального неравенства, лживого и
блудливого.
Отож!
насчет последнего сюжета были ожесточенные споры года полтора назад,
недавно их поминал, когда опять всплыла тема"слишком много заботились об
уровне культуры и добра". "Ишь, белинских растят, обнаглели
совсем" -позиция училок
Возвращаясь к теме "действия по контуру", которое конечно в таком виде
также звучит абстрактно. Там есть уже по ходу раскрытия смысла введения
дополнителных уточнений. Но нет еще сюжетов об"этапах пути". Например,
об Ольге Скороходовой, которая была первой, еще до загорских, и
"прорывалась" еще более "самостоятельно",поисково. Был там например
сюжет на тему "этап когда мыслят руками"(далее "мышление руками"
переходит в жесты). Как Ольга создавала концепты простанства, а потом -
понятия*понимала что такое ). Наример,она ходила гулять вдоль оврага, а
дома из пласитилина лепила контуры этого оврага, создавала модель его,
прсотарнственную форму и т.п. У них замечательные пластилиновые поделки,
модели реальности,порой показательно -ошибочные , см. там о щенке ПОД
забором или вороне, которая сидит на ветке свесив ножки. У них это самое
"мышление руками" работает показаетльно явно, очень чуствительные
пальцы,например Лернер - отличный скульптор. Ощупывая лицо
преподавателя,создал его бюст, потом его отлили в бронзе. И т.п.
Второе. "Умные вещи". в кторых опредмечена человеческая практика- основа
очеловечивания. И выработки ПОНЯТИЯ, то есть верного концепта. Ольга
скажем свой контур оврага снова ощупывает, распредметивает опредмеченный
образ. Распредмечивание - делание своим, интериоризация. Адекватная
идея образуется в процессе действия"по контуру"предмета . Отсбда
"определение определения". Как надо давать определения,что должно
содержаться в деяфиниции. Производящая прчиина. Простейший пример,
часто используемый - определение окружности по Спинозе. Существует
множетсво определений круга,но нужно выбрать одно. Окружность есть
контур, образуемый при движении линии, один конец которой
закреплен - в определении содержится способ построения. Адекватная
идея - опирается на "производящую причину"." В меру своего участия в
процессе - я понимаю"
Третье важное. Действие _активно_. Ну тут с ходу тоже пара примеров.
Мне интересны не субъективные, а научно верифицируемые
принципы работы того же зрения(точнее- мыслящего тела). Тут на самом
деле порой мало что до сих пор глубоко исследовано. В 1988-1992
годах
выходил на русском ж-л "В мире науки"(это Сайентифик Америкен так
удавалось издавать С.Капице). В нем была серия исследовательских
статей о зрении и других органах чувств. Даже основные законы работы
его(как целостной системы орган-мозг в действии)не поняты. Помню,
напр., статью о слухе,орган ухо-мозг Это не дешевка, не
гипотеза, это
экспериментально доказанный фундаментальный факт. СЛУХОВОЙ АППАРАТ
ЧЕЛОВЕКА АКТИВЕН, а не пассивен. Мы не просто тупо напрягаем слух,
пытаясь расслшыть чужие звуковые волны. Аппарат _генерирует_ опорную
частоту(ок.1кгц, если не ошибаюсь),дальше работа идет по принципу
интерферометрии. Форма ушей, расположение, мощность, частота волн -
все не просто так, а подчинено общим принципам построения
синтетической системы"активного звукового общения с миром".Осязание
см.выше, это- более ясный случай, орган рука-мозг. Зрение гораздо
сложнее. Эвальд Ильенков напр. интересно писал о зрении. Глаз, точней
ситема зрительное восприятие - активна. Зрение -едино с мозгом. Недаром,
грил, древние сплошь рисовали и воспроизводили работу зрения
как испускание лучей, светящийся глаз в тч. Это образ, но имеющий
прямое отношение к сути дела. Зрение уподоблялось и осязанию - как
слепой посохом определяет контур предмета - и затем строит в мозгу
контур своего движения - так, но гораздо уверенней и четче
зрак"ОЩУПЫВАЕТ"ПРЕДМЕТЫ. Вот что за этим модельным подходом древних...
Ильенков. <Видит> не глаз и не мозг, а Человек, находящийся в
реальном контакте с внешним миром, то есть система <человек - вещь>, а
не система нейронов.
Если моя рука ощупывает вещь, то контур движения руки тот же самый, что
и очертание вещи; та же самая форма, только один раз данная в
пространстве, а другой раз - развернутая движением во времени. Один раз
ее точки расположены в пространстве одна рядом с другой, а другой раз -
те же самые точки следуют одна за другой во временной последовательности
движения по ним. Это хорошо понимал уже Спиноза.
И только соотнося зрительные впечатления с формами движения нашего
собственного тела (в частности руки) по реальным контурам внешних вещей,
мы научаемся и в зрительных впечатлениях видеть реальные контуры, а не
результат воздействия вещей на сетчатку наших глаз. Каждый из нас
<школу> такого соотнесения прошел в раннем детстве, и для взрослого
человека акт воображения является таким же автоматическим и
непроизвольным, как, скажем, ходьба на двух ногах."
Впрочем,по зрительному восприятию лучше проработарь "технаря от
космонавтики" Раушенбаха, он написал несколько работ , в том числе
основанных на экспретиментах, в приложении к современным
задачам(наведения корабля при стыковке напр)о законах восприятия , о
типах персепктивы,это отдельная тема.
Дальше по теории разбирать надо уже не работу собственно
органов
чувств (если ее уже поняли и ), а самые общие законы функционирования
"подсистем души". Описаны аналоги законов Ньютона для зрительного
восприятия объектов. Закон первый инерции восприятия движения тела-
полная аналогия первого закона Ньютона. Воспринимается
целостное движение, при том на подсозательном уровнге неявно многое
делается(а это заложено отчасти опытом и навыком).
Я тут еще рассказывал о "наивной физике", ссылку давал на дискуссию в
релкоме. Я там писал о "принципе импетуса". О том что люди интуитивно
воспринимают мехнику не по Ньютону,а по Буридану. Это тоже по материалам
Сай Американа.
отрывок
"Ослы Буридана и наивная картина мира"
=======
Ньютон - его так называемые законы суть опровержение интуитивных
представлений людей о движении. Вы не в курсе, что
95процентов (да, Константин) людей придерживаются представлений, что
движение тел поддерживается "приобретенной силой" (impetus, сорри), то
есть
не соответствуют законам ньютоновской механики?
Ето срендевековая концепция, восходящая к Аристотелю, автор - тот самый
Буридан, которого осел. Концепция возникла из нужд военной практики -
для
объяснения движения каменного ядра, бросаемого метательной машиной. Сей
Буридан так говорил - "Ежели кто-либо приводит некое Тело в движение, он
влагает в оное Импетус, сиречь определенную Силу, позволяющую Телу
двигаться
в заданном ему направлении - вверх, вниз, в сторону или по окружности.
Именно благодаря Импетусу камень сей продолжает двигаться далее даже
тогда,
когда Движение, посредством коего он был брошен, остановилось".
Так что ВСЕ мы, Константин, по натуре своей - буридановы ослы.
...
самый эффективный способ изжить в себе буриданова осла - это сначала
сформулировать свои интуитивные представления. После этого тебе умные
люди на пальцах объяснят законы Ньютона, всласть поиздеваются, и ты
внутре, на уровне подсознания, усваиваиваешь их разницу. И еще полезны
компьютерные игры, в которых предметы ведут себя не по законам
механики, а по средневековому. Только когда ядра начинают перед тобой
упорно летать по букве Г, буриданов осел в тебе окончательно сдохнет.
Уровень элементарных представлений об окружающем физическом мире
пожалуй еще более архаичен и убог, чем интуитивные представления о
механике окружающих тел.(Эх, не было там еще вопросиков об антиподах -
посмотрели бы как с этим сейчас ребятки разбираются). Причем речь-то
шла о студентах, выбравших себе эту специальность. Оказывается, почти
3\4 из них - средневековые крестьяне. А распространение в последние
годы суеверий, в том числе астрологических, замечательно вписывается в
эту устойчивую архаическую"интуитивную картину мира".
Чем больше и подробнее собираются такие данные, тем выразительнее
облик этой устойчивой архаики в мировоззрении, системе представлений
людей. Перейдя от механики и физики к биологии и обществу, можно
увидеть впечатляющую махровость и там. Половина американцев, напр.
считают что мир был сотворен около 10тыс лет назад, вскоре после этого
появился человек, а одновременно скопом, разом, все виды животных.
Если разбираться дальше, окажется, что дело обстоит точно так же, как
с импетусом Буридана и Ко. Представления о происхождении и эволюции
оказываются завязанными на интуитивную доктрину, вполне совпадающую с
ранней средневековой теологией в ее популярном изложении. Бог создал
все это с помощью процесса, именуемого "особым творением", который
больше не функционирует и не может быть исследован. Ну а дальше тоже-
близко к буквально читанной Библии - Адам родил Авеля и т.д. Основным
моментом в этом учении "креационизма" остаются всемирный потоп и Ноев
ковчег. Почему-то это всем важно.
Все же "интуитивная механика" более исследована, и основываясь на ней,
можно задаться следующими вопросами. Почему именно концепция
схоластов-номиналистов (Буридан и прочие) совпадает с теорией механики
в башке(в подсознании) современных людей? Ведь она была напрочь забыта
уже ко временам Декарта, там споры шли между другими школами. А какие
аналоги этой связи в других областях, не в механике? Ведь люди
действуют в окружающем мире, исходя из свей натуры, из своей "картины
мира". Ну до Луны и планет им дела в повседневной жизни мало, можно
оставаться на докоперниковской парадигме, это в конце концов дело
вкуса. "Буриданова"парадигма механики, импетусные пережитки
преодолевается обучением и практическими навыками.(Американских
студентов проще убедить , играя с ними в баскетбол. Попробуй
полагаться в реальной игре на свой интуитивный "импетус" - сразу
заглохнешь). А вот для социологии, права, психологии должны быть свои
впечатляющие раскладки. Можно также выделить общую часть всех этих
"отраслевых" взглядов в ЖИТЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ, общие неявные правила,
котрыми люди руководствуются по жизни (часто этого не осознавая,
поскольку речь идет о глубоко упрятанных в душе комплексах)
Какие есть теории, толкующие общую картину. Во-первых, речь идет не
только об общей психологии , представлениях в голове. Речь идет об
упорядоченном, но неосознанном мировоззрении, о том, что называется
часто менталитетом людей. Здесь вместе и неявные правила мышления,
представления, и нормы поведения, действий. Попытки разобраться в этом
клубке идут по нескольким линиям. Исследования "интуитивной механики"
- это почти физиология. В психологии - это концепции
натурального"наглядно-действенного мышления", которое в процессе
обучения-воспитания окультуривается и становится культурным
(натуральный уровень преобразуется по законам"снятия", не исчезая и не
отменяясь в целом). Любопытно, что мир воспринимается
структурированно-устойчиво, подчиняясь правилам, используемым
зрительной системой. И "первый закон" такого устойчивого
мировосприятия дословно напоминает первый закон Ньютона. Звучит это так
"Воспринимаемое движущееся тело стремится сохранить свое движение по
прямой", система предпочительно воспринимает движение тела так, а не
воспринимает резкое изменение направления движения тела.
А все же - почему мы, блин, в натуре - буридановы ослы? (Собственно
парадокс буриданова осла обыгрывается в разных концепциях свободной
воли, там свои приколы). Дело, кажется, в исходном эгоцентризме
картины мира примитива(и ребенка в определенном возрасте).Такой
центризм как главную черту мышления "примитива"утверждал Пиаже .
Человек упорно неявно полагает себя в качестве центра мира,
отждествляет себя с нуль-пунктом на шкале отсчета, держится за
естественно-натуральные механизмы собственной физиологии, психологии,
поведения. И никакие ученые науки ему не указ, пока дело не доходит до
битья мордой об очевидные несоответствия в самом повседневном опыте.
Происходит сокрушительное столкновение "науки" с "жизнью", предпосылка
личной ньютоновской революции. Наследие схоластики -
приблизительность, безразличие к точному расчету, применению
математики и естественнонаучного мышления - перестает удовлетворять
твои интересы. Тогда приходится обучаться, умнеть, рассчитывать,
соображать. А если нет и не появится такой нужды - так и трава не
расти. Что мне-то за дело до этой темной стороны Луны, до принципов
устройства вечного двигателя или до не мной установленной системы
общественной иерархии.
Вот побьешься фейсом об"естественный порядок вещей"в социуме, тогда
неявные и "само собой разумеющиеся" представления об обществе
оказываются идеологическими построениями господствующего класса, а не
вечными законами человеческой натуры. Тогда бельма с глаз сходят, и
постепенно просекаешь подлинную "социальную механику"и ее жесткие
законы. Хочешь жить - умей вертеться. По Ньютону, а не по Буридану.
>А люди предпочитают иметь дело с "удобной реальностью" - то есть с
такой
>моделью мира (картой), которая наиболее эффективна в их практических
>делах.
А мне-то что за дело, что предпочитают "люди"? Я сам по себе.
Утверждения у меня шли как раз в частности(там еще много всего)
насчет
того, что
1. модели мира - типологически разные, конкретно-исторические. Модели
мира
вообще, как и менталитета, нет.
2. нужно бы сначала из опытного материала выяснить, что это за модели
и
карты. Имхо крайне нетривиально обнаружение основной доктрины
интуитивной
механики - у какого-то там Жана 14 века. Как будто в отдаленном
монастыре
нашли книгу, написанную на языке, на котором как внезапно оказалось
разговаривают современные люди. Почему - у него-то? И таких доктрин
счетное
число. У кого и где обнаружат следующую - допустим, социологическую? У
меня
есть кандидатура. А у Вас?
3. Физика чем хороша - измерима. Ну не летит ядро буквой Г, как не
верти.
Объективно в мишень или на 5м в сторону. Вот и критерий эффективности -
мнэ-э... практика. Враг убит или нет. Если в вашей житейской реальности
только враг сражен - не завидую.
========
======