Война в Ираке: писатели против, шахматист - за
Всеволод Воследов vosledov@smi.ru
21 марта 16:31 MCK
Начало войны и предшествовавшие этому 'дипломатические усилия' позволили
известным деятелям культуры, чье отношение к войне как таковой не требует
дополнительных разъяснений, решили использовать, чтобы выразить свое
отношение лично к президенту Бушу.
Так, несколько дней назад весьма популярный в последнее время в России
писатель Пауло Коэльо, написал Бушу открытое письмо. Впрочем, достаточно
скучное, хотя кому-то оно, несомненно, понравится. Как пишет Newsru.com, в
письме Коэльо 'остроумно перечисляет многие важные события, которые
произошли с начала года, когда весь мир жил в тревожном ожидании начала
войны с Ираком'. Письмо начинается так: "Спасибо, великий правитель Джордж
Буш. Благодарю Вас за то, что открыли нам глаза на опасность, которую
представляет собой Саддам Хусейн. Хусейн - это кровавый диктатор, самое
очевидное воплощение зла нашего времени".
Дальше Коэльо перечисляет, за что еще он хочет 'поблагодарить' американского
президента, ничего нового, впрочем, не открывая. Заканчивается письмо
благодарностью за то, что теперь 'все мы - целая армия безымянных людей,
вышедших на улицы чтобы остановить идущий полным ходом процесс - знаем, что
такое бессилие. Теперь мы научимся бороться с ним и преображать его'.
Куда интереснее оказалась статья Умберто Эко, опубликованная в итальянском
L'Espresso. В своей статье Эко, отнюдь не пытаясь оправдать действия
иракского диктатора, намекает на полное непонимание как политической
ситуации, так и культурного подтекста. В частности, говорит Эко, 'бурное
негодование Белого Дома в ответ на переменчивые заявления Хусейна (сначала
он говорит, что у него нет ракет; затем - что он их уничтожил; еще позднее -
что уничтожит; потом - что их у него всего две или три... и так далее),
доказывает, что американское командование вряд ли читало сказки из 'Тысячи и
одной ночи', действие которых происходит в Багдаде и имеет к багдадскому
халифу самое непосредственное отношение'.
Эко не сомневается, что Саддам 'ведет свой рассказ, подобно Шехерезаде,
которая каждую ночь рассказывала своему повелителю новую историю. И
продолжалось это на протяжении двух лет и девяти месяцев: благодаря своим
сказкам Шехерезада осталась жива, и халиф не отрубил ей голову'. Именно
'отсутствие познаний в антропологии', по мнению Эко, лежит в основе
нетерпимости, с которой Буш реагирует на здравомыслие многих европейских
стран. Буш не учитывает, что эти страны на протяжении полутора тысяч лет
мирно сосуществовали или боролись с исламским миром и глубоко изучили
традиции арабских народов. Франции, Германии и России 'стоило бы объяснить
Бушу, что оздоровление всего арабского мира, тяжело страдающего от
терроризма фундаменталистов, нельзя воспринимать лишь в одном аспекте'.
В конце статьи Эко оспаривает убеждение, что война - не самое подходящее
время для занятия культурологическими и антропологическими исследованиями.
'Римляне воевали с германскими племенами, но для того, чтобы понять суть их
столкновений потребовалась помощь Тацита. Те, кто стремился к цивилизации,
не только производя пушки, но и финансируя развитие науки, спасая лучших
физиков, в то время как Гитлер отправлял их в концлагеря, лучше, чем
кто-либо другой должны понимать это'.
Отметился молниеносно написанной статьей и другой известный писатель - Генри
Миллер. В своей статье для мексиканского журнала La Jornada он заключает,
что Америка - 'нация идиотов', чему пытается привести подтверждения. Разной
степени убедительности. 'Не так давно мне на глаза попались фотографии всех
наших вице-президентов, помещенные в одну рамку, - пишет Миллер: они могли
бы стать прекрасным примером для иллюстрации дурного вкуса. Кто-то из них
походил на преступников, кто-то - на тупиц, а кто-то и просто на идиотов. По
правде говоря, президенты выглядели не намного лучше'.
На руководстве страны гнев Миллера не останавливается. 'Почти вся страна в
целом. Скольких великих писателей, художников, музыкантов породила наша
страна за эти два столетия? Гораздо легче вспомнить количество знаменитых
бездельников, порожденных ею!' - пишет Миллер. Писатель слегка заходится,
демонстрируя незнание реалии, скажем, российской жизни, когда заявляет, что
американский народ - 'нация алкоголиков и наркоманов! О чем можно говорить,
если напиваются даже бабушки!' Однако, начав, надо продолжать, и Миллер
завершает статью цитатой из Уитмена, которого называет единственным великим
американцем: 'Вперед, мои возлюбленные американцы, еще дальше гоните своих
коней - волнение! деньги! политики! Открывайте все затворы, пусть они
раскачиваются и дальше, давя всех остальных. Очень скоро и ты окажешься там,
и захочешь сдержать их, но только не сможешь. Вы лишь вовремя отдайте, чтобы
строили тысячи сумасшедших домов. Потому как вы выбрали лучший путь для
создания нации идиотов'.
Чуть раньше Миллера диагноз Америке поставил Джонн Ле Карре. Еще в середине
января, когда кто-то еще надеялся, что войну удастся предотвратить, Карре
писал, что в Америке наступил очередной период исторического сумасшествия -
самый худший период: 'хуже чем маккартизм, хуже, чем Залив Свиней, а в
долгосрочной перспективе, возможно, более катастрофический, чем война во
Вьетнаме'. Писатель убежден, что война планировалась уже давно, а 11
сентября и последовавшая борьба с терроризмом стали лишь предлогом для ее
начала. При этом Карре не видит связи между сентябрьским терактом и режимом
Хусейно, и поэтому 'то, как Бушу и его хунте удалось перенаправить гнев
Америки с Усамы бен Ладена на Саддама Хусейна, является одним из величайших
пиар-трюков в истории. Однако им удалось провернуть это дельце'.
Религиозное лицемерие, которое отправит американские войска в бой, является,
по мнению Карре, 'самым отвратительным аспектом вероятной предстоящей войны.
У Буша постоянная связь с Богом. А у Бога - весьма особенные политические
взгляды. Бог предписал Америке спасти мир любым способом, который подойдет
Америке'. Достается от писателя и Израилю, который 'Бог назначил быть
ключевым звеном американской ближневосточной политики'. Основная мысль Карре
заключается в том, что если бы у Хусейна не было нефти, он мог бы истязать
своих граждан в свое удовольствие. 'Другие лидеры делают это каждый день -
вспомните Саудовскую Аравию, вспомните Пакистан, вспомните Турцию, вспомните
Сирию, вспомните Египет'.
К антивоенным протестам еще до начала войны успели присоединиться и многие
немецкие и французские интеллектуалы. В январе 900 человек подписали призыв
"предотвратить войну, попирающую международное право", с которым выступил
художник из Гейдельберга Клаус Штэк. Среди них, в частности, французский
философ Жак Деррида и немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер
Грасс. Тогда же Грасс в интервью немецкой телекомпании ARD обвинил Буша в
'нечестности и лицемерии'. Он, как и ле Карре, считает, что речь идет,
прежде всего, о том, чтобы получить контроль над иракской нефтью. Все
остальное является 'демагогическим прикрытием для достижения этой цели'.
Говоря об оружии массового поражения, писатель указал, что США должны
обратить внимание на себя самих, ведь они не только владеют огромными его
запасами, но и применяли его на практике, как это было во Вьетнаме.
Единственным видным 'интеллектуалом', осмелившимся вступиться за Буша,
оказался шахматист Гарри Каспаров. Вернее, он обрушился с критикой на
'лицемерных противников войны'. Как пишет спортсмен в статье, написанной для
Wall Street Journal, сегодняшних демонстрантов и антибушевские СМИ делает
столь непримиримыми тот факт, что за их действиями стоит в высшей мере
неточное толкование истории, которое унаследовано от движений левых в
прошлом столетии. Система верований и даже словарь этого движения оказались
вплетенными в основу ткани современных политических споров. Так, люди,
следящие за новостными сообщениями, говорят о кубинском "президенте" Фиделе
Кастро и об иракском президенте Саддаме Хусейне, но именуют "диктатором"
чилийского генерала Аугусто Пиночета.
Далее Каспаров поет хвалу свободолюбивой Америке: 'В умах многих из тех, кто
выступает против американской акции в Ираке, сохраняется книга истории, где
нет страницы, посвященной 38000 американских солдат, которые пожертвовали
своей жизнью в сражениях на Корейском полуострове. Нет там и главы о том,
как американцы защищают Тайвань, спасенный от кровавой бани Мао Цзэдуна
кораблями ВМС США. Хотя есть множество уроков, которые предлагается извлечь
из "империалистической" войны во Вьетнаме, нет и упоминания о том, что уход
США из Юго-Восточной Азии открыл ворота неописуемым ужасам полпотовского
геноцида в Камбодже и массовым убийствам и массовому исходу из страны
жителей Южного Вьетнама. Можно даже утверждать, что трагедия, постигшая
народы Юго- Восточной Азии, явилась прямым результатом успеха антивоенного
движения', - пишет Каспаров.
В завершение Каспаров говорит уже как американец - от первого лица: 'Для
противодействия этому (дезинформации общества 'левацкими СМИ') мы должны
сначала выиграть войну в Ираке и начать восстанавливать Ближний Восток. Мы
должны пересмотреть наше участие в многосторонних структурах, которые нас
подвели и которые служат этим движениям в качестве путеводной звезды. Но мы
также должны работать над тем, чтобы стали лучше понимаемыми сражения против
зла и тоталитаризма, которые велись в прошлом столетии. Только тогда у нас
появится общая основа для движения вперед'.