|
От
|
Pout
|
|
К
|
Игорь С.
|
|
Дата
|
03.03.2003 09:06:13
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Классы и символическое структурирование. Бурдье
Может ,Вам как математику "топология социального простарнства"Бурдье и
Ко будет интересна, полюбопытствуйте на досуге(а другим- особенно
физикам-"общая теория полей" может быть интересна). В Копилке выложу
сборный зип-файл нескольких переводов работ Бурдье по теме.
Игорь С. сообщил в новостях
следующее:88259@kmf...
> Не обязательно классовое сознание должно быть "глубоко" осознанно, оно
может быть недостаточно адекватным ( не включать в класс всех его
представителей или включать тех, кто на самом деле таковым не является),
но оно обязательно должно "родиться" хоть в каком-то виде. Пока его
нет - нет и класса, можно говорить только об объективных предпосылках
рождения класса, имхо.
Об это "классовое сознание" с завидным постоянством согнуто и перебито
столько палок, и столько говорено разговоров даже в полит.обсуждениях
в сети, что трудно без"конвенции"начинать распутывать клубок. Когда
первые шажки делаешь - требуется сразу операционно-идеологический
результат "для тут и сейчас" по типу "много не говори, ты за белых или
за зеленых". Какие на фиг белые(рыжие) или зеленые, не ясно, но звучит
гордо.Говоришь
скажем что у Маркса с Дюркгеймом, и далее с Вебером, в самом подходе к
"классу" много структурно общего. Что от каждого из этих
отцов-основателей( и других нет) идет долгая традиция в "классоведении"
, в разных странах - разная. Что, наконец при искусном синтезе
появляются современные операционные подходы. Встречный пал "риторике"
из двух-трех или пяти заходов потребуется.
"Своего подхода я не скажу (...не могу...), я не
рыжий и не белый, а ...ваабще (...не то что ты...), но значит (кодовое
магическое слово ЗНАЧИТ, и.о. "поэтому"), предлагается разжечь
классовую борьбу, то есть - гражданскую-вселенскую войну (два кодовых
слова- "класс"и"борьба"). И в ней ты - зеленый (или
полосатый)застрельщик. Ты зеленый(полосатый)поджигатель. Поджигатель
святой Москвы(.. мне лучше видать из Тулузы...) А саира! поджигетелей
Москвы -расстрелять на месте! Мсье Рамбаль, пристрелите эту бешеную
собаку". (Завершающий риторический аккорд, стряхнув пепел ) "Вуаля э
бьен мор"
(с)Бонапарате - прибитому под небом Аустерлица кн.Андрею
Поэтому мнэ-э... не советую состязаться в риторике. Ступор на первом
же шагу. Только что в очередной раз проходили. Дифференциальным
исчислением(социальной стратификацией) не то что озабочиваться , вроде
даже думать о таком - уже быть"по сути зеленым". Что профукали эту
стратификацию, шедшую
самоходом в позднем СССРе - это забыть и закрыть глаза.Так что отсюда
лучший
выход -если идете в "поход",закладывайтесь на свою "парадигму" (пусть
она и
обозначается скромным словом ИМХО), " выращенную" из и для "операционных
нужд" . От "рыжих" которые"ваабще" , уже в начале спора, стоя "как Петен
под
Верденом"(тоже крылатая французская фраза), просите предъвления своей,
ХОТЬ СЕРМЯЖНОЙ И ДОМОТКАННОЙ, ПАРАДИГМЫ, И ПЫТАЙТЕСЬ НАВЕСТИ КОНВЕНЦИЮ
ХОТЯ БЫ ПО СБЛИЖЕННОМУ
ПОНИМАНИЮ "СЛОВ". Это ведь, к сожалению , не"определение из словаря", с
такими концептами как "класс" этот ход не выходит.
Топологический подход к социальному пространству плюс синтез(полный
аналог"принципа дополнительности Бора") "феноменологии-субъктивизма" с
одной
стороны и "объективизма- субстанциализма" с другой. Бурдье. Мне даже как
физику эти его концепты ближе. Поля там полностью аналогичны физ. полям
,
как принцип принят корпускулярно-волновой дуализм "поле-вещество" или
"волна-частица" (принцип дополнительности), и далее по списку. Но
длинно. Выращено из эмпирических наблюдений за
возникновением, структурированием и "символической и классовой
борьбой" в совеременных полевых условиях( каламбур). Поля не из головы
выписываются. а берутся из
экспериментальной практики. У мэтра Бурдье в основном французской, и
культурной (литература, искусство, СМИ, журналистика и пр.), но он и сам
был политиком, неплохо знал и корнцепции Грамши, и писал про
"политическое поле" с учетом работы именно коммунистических
функционеров ФКП, членом коей он в период ее максиамального могущества
некоторое время пребывал, на своей шкуре испытав то ,о чем вдохновенно
писывал Грамши.
Причем концепты там самые теоретически-общие,но никакие не метафоры, и
хотя "жаргон" конечно мешает, просматривается такая "общая теория
полей", котоая дает и специфические ответвления для разных типов полей и
подполей(напр.
политического там и сям, и суб-полей тоже). "Класс"- это один из
топосов, (все)общая такая структурно--смиволическая единица. И ей
отведено
специальное внимание и заходы с разных строн, но только "сознание" там
йок, не в сознании дело. В практиках с одной стороны, в символизации - в
другой. Сознание элиминировано, см. о Логиках практики в другой ветке.
http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/88343.htm
В одной лекции Бурдье сравнивает классы с созвездиями звезд, что мне
тоже понятно.Пока их не выделили и не "символизировали",группа или
констелляция
ничего "не говорит" и ни на что не влияет, как куча картошки. Взор идет
насквозь. Выделили.. ( а как приятно знать звездное небо! сразу "видишь"
нечто важное там, где сосед
просматривает"насквозь")упорядочили...осмыслили....вот вам Зодиак. И
конечно эт-то уже будет другой разговор.Зодиак как известно определяет
судьбу
стран и людей...и ведь как не странно, у разных стран и эпох бывает
очень близкие символизации , порой- одни и те же созвездия. Я тут
как-то Сысою рассказывал историю, почему у почти ВСЕХ народов разных
времен есть одно и то же в одном месте неба созвездие Птица(Лебедь) , у
очень многих - Бык(Телец) , у многих - Медведь(Бол.Медведица). Так
работает символизация на исходных "прото-символически расположенных
кучках звезд". Конечно, принипиально важно и даже фатально для самого
существоания "класса" еще то, кто
выделяет и как идет кодификация,но повторяю, созвездие есть созвездие,
общее родовое имя типа, самая распространенная и принятая таксономия.
Хотя возможны и дальнейшие уточняющие классификаторские ходы.
Скажем,без созвездий. Звезды " в среднем калибре ан масс" делятся не на
созвездия, но крупными мазками, на объемлющий весь небесный экватор
"Млечный путь"(сходное название у всех народов) .Созвездия так как выше
описано не стратифицируют, а некоторые более специфические констелляции
обозначают другими терминами, тоже "народнями" и более редкими
(скопления, скажем вроде Плеяд, Гиад, Яслей -рассеянные, есть еще
шаровые). Тогда астроному требуется оговаривать, что предагается другая
таксономия. Иначе тебя не поймут даже когда ты дальше будешь рассуждать
о естественных для своей таксономии вещах, на своем
символьном жаргоне,вроде того что "Солнце вступило в Рыбы",и началась
весна, или начался первый весенний месяц"нисан" . Далее -это уже
астрология - царь или ты родился "под знаком Козерога" (или там в год
Рыжей Крысы -зодиаки
тоже бывают разные,но это уже детали). Просто будут говорить что весна
начинается потому , что растаял снег. А ты будешь упорно твердить -
Солнце
вступает в Рыбы, подними взор горе. (Пересекает небесный экватор,точку
весеннего равноденствия - за этим физический факт перехода к новому
сезону,что определяется физическим местом Земли на орбите вокург
Солнца). Тебе
будут сожалеюще говорить, что астрологию лучше тебя знают из отрывных
календарей, не понимая, что речь в начале идет об астрономии с ее
символьной системой (Зодиаком из 12 зодиакальных созвездий), а не о
голимой мистике. И конечно, весна наступает, когда растает снег,тут
абсолютно нечего сказать. Какого числа"месяца нисана",впрочем, это уже
непосильно для такой таксономии. Там неоткуда взяться числу 12или 13-
как в еврейском календаре бывает. "Гуси полетели - снег и растаял".
Такая до-научная народная календарная традиция.
Переходя к традиционной риторике. Пробегом по ортодоксальной классовой
МЛ схеме в отечестве. После того как "уничтожили эксплуататорские
КЛАССЫ" ,уничтожили кулаков как
КЛАСС, прошли "обострение КЛАССОВОЙ борьбы", схема МЛ в сталинском
варианте стала дисфункциональной. Схема 2+1 (1936) та же "трехчленка",
что и в формационке"пятичленка". Не работает операционно для
конструктива(для агитпропа работала до конца).
Раньше работала нешутейно. Это не риторика, что бы там не говорили, а
та
самая"полная гибель всерьез". Трезвый практицистский взгляд - работала
или нет. Это значит и "бумаги", т.е.кодификацию.(Первый признак
советской кодификации -соц.происхождение и соц.положение. Критичные в
20-30х
до предела). Бурдье например очень ценит, что такие критерии (он
упоминает"кулака")легитимизировались государством (это здоровый
практицистский признак ). Сам он гордится например, что его
наработанные"квалификационные признаки" "быть может,будут включены в
удостоверения личности". Кодифицированы государством на
индивидуально-юридическом уровне. Это опять же не шутки, а тот самый
полный серьез и "проверка на кресте"(разумеется,куда мягче прежнего
стигмата"социальной принадлежности"). И одновременно -признак того
что"классовый алгоритм работает"(а человека как человека -инкорпорирует,
вопреки веберам ). Как выделяются классы бурдьеризмом...полностью из их
эмпирики. Ну скажем, Бурдье говорит о "тех которые едят бобы и тех
которые едят спаржу".
Современная "философия праксиса",которая умеет "поместить" человека в
класс,а социальное - представить в человеке, через габитус, сетку
практик.Это глубоко
укорененные, нередко недоступные рациональному осмыслению когнитивные и
мотивационные системы. Есть "телесные"габитусы (когда игра- типа игр в
теннис,биллиард или футбол). Как он говорит," инкорпорированная
социальная игра, ставшая натурой. Нет ничего более свободного и,
одновременно, более вынужденного, чем действие хорошего игрока. Он
совершенно естественным образом находится в том месте, куда упадет мяч,
как если бы мяч им управлял, но посредством этого он управляет мячом".
Некоторая часть семантики понятия "габитус" у Бурдье покрывается русским
словами склад или уклад, например в сочетаниях: склад личности,
крестьянский уклад, семейный уклад.Это воплощаемое в поведении, речи,
походке, вкусах человека прошлое (его класса -есть различные _классовые
габитусы_, габитусы среды, семьи). Отчасти можно сопоставить его с
"прошитым БИОСом" в компьютере.
В том что выходит из поля игр в тривиальном смысле слова, - это в
знач.мере возрождение в утонченнном "квантовом"облике прежнего
знаменитого когда-то"классового критерия",над топорным применением
которого(вульгарный социологизм)много издевались.
=============
(заключительный фрагмент лекции)
....
Теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса о том, при каких условиях
символическая власть становится конструирующей властью, используя это
понятие, вслед за Дьюи, как в философском, так и в политическом смыслах.
Рассмотрим, каким образом она приобретает способность поддерживать или
трансформировать объективные основы происходящих в социальном мире
процессов слияния и разделения, организации и дезорганизации; сохранять
или изменять существующие социальные классификации по национальным,
региональным, возрастным, социально-профессиональным признакам;
распоряжаться словами, которые обозначают или описывают индивидов,
группы, институты.
Чтобы изменить мир, необходимо изменить способы его творения - как
общее представление о мире, так и практические пути формирования и
воспроизводства социальных групп. Символическая власть, наиболее
заметное проявление которой состоит в способности продуцировать
социальные группы (признавая реально существующие группы или создавая
новые, подобные пролетариату у Маркса), обеспечивается двумя факторами.
(+ Во-первых, как всякий вид перформативного (или производительного)
дискурса, символическая власть должна быть основана на обладании
символическим капиталом. Власть внедрять в чужой ум старое или новое
видение социального деления зависит от социального авторитета,
завоеванного в предшествующей борьбе. Символический капитал - это
доверие, это власть, предоставленная тем, кто получил достаточно
признания, чтобы быть в состоянии внушать признание. Таким образом,
власть конструирования, власть формирования новой группы с помощью
мобилизации, или формирования ее "по доверенности", говоря от ее имени,
являясь ее официальным выразителем, может быть получена лишь в
результате длительного процесса институционализации, к итоге которого
учреждается доверенное лицо, получающее от группы власть формировать
группу.+)
Во-вторых, эффективность символической власти зависит от того, в какой
степени предлагаемые ею представления соответствуют действительности.
Безусловно, социальные группы невозможно создавать ex nihilo (из
ничего. - Прим. пер.), они должны базироваться на реальных общностях
людей. Теоретическое обоснование также должно быть адекватным
реальности - тогда оно сможет оказывать мощное идеологическое
воздействие. Символическая власть - это возможность создания реальности
при помощи слов, что удается лишь тогда, когда понятия адекватны
реалиям. В этом смысле символическая власть обладает свойством скрывать
или обнаруживать реально существующие объекты. (+ В этом смысле
символическая власть есть власть утверждения или проявления, возможность
утвердить или проявить то, что уже существует.+)Означает ли это, что
сама символическая власть ни на что не способна? В действительности,
подобно созвездиям, которые, как утверждал Нельсон Гудман, становятся
реаль- ными, только если они открыты и обозначены, социальные группы,
классы или нации начинают существовать как таковые для тех, кто в них
входит, равно как и для остальных людей, только когда их, руководствуясь
теми или иными принципами, воспринимают и признают, выделяя тем самым из
множества социальных образований.
(+Борьба классификаций есть фундаментальное измерение классовой
борьбы. Власть навязывать определенное видение деления или делать
видимыми, эксплицитными имплицитные социальные деления, является прежде
всего политической властью, т.е. властью создавать группы и
манипулировать объективной структурой общества. Как и с созвездиями,
созидательная власть описывать, называть, производить на свет в
учрежденном, конституированном состоянии, т.е. в качестве corporate
body - сформировавшегося корпуса, в качестве corporatio, как говорили
средневековые юристы канонического права, изученные Канторовичем, то,
что до сих пор существовало лишь как collectio personarum plurum -
собрание многих лиц, серия, получившаяся от чистого сложения индивидов,
обычным образом рядоположенных.+)
Представитель группы - это персонифицированная группа, только через
него она выражает свои интересы. (+ Официальный представитель группы
является ее субститутом, который существует только через это
делегирование, в его лице группа действует и говорит.+) Как утверждали
каноники, status est magistratus, положение - это тот судья, который его
занимает; или же, как говорил Людовик XIV: "Государство - это я"; или,
наконец, как заявлял Робеспьер: "Народ - это я сам". Класс (народ, нация
или другая социальная общность) существует, если находятся люди, готовые
олицетворять его, официально выступать от его имени, люди, которых
остальные члены общества будут воспринимать как представителей этого
класса, народности или нации или любой другой социальной реальности,
которую может предложить реалистическая конструкция мира.
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что сложность изучения
социальной реальности коренится в сложности самого объекта изучения.
Башлар часто повторял: "Простое - это не что иное, как упрощенное". При
этом он доказывал, что наука может развиваться, только подвергая
сомнению простые идеи. Мне кажется, что подобное сомнение необходимо и в
социальных науках, где мы слишком легко удовлетворяемся очевидными
представлениями, которые черпаем из обыденного опыта и хорошего знания
научных традиций.
Пьер Бурдье СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
* Бурдье П. Социальное пространство в генезис "классов" // Вопросы
социологии 1992, т.1, ?1, с.17-33.
...
======
bourdClas-Shamp3.zip
( Полностью тексты нескольких работ Бурдье по "полям" и "классам" в
копилке.
Это выборка,на сайте есть книга"Социология политики" с бОльшим набором
текстов по теме. Тексты сложные, "прустовского"типа. Переводы возможны
разные, я составил сводный вариант в упомянутой лекции. Значками
(+.....+)
в тексте отмечены варианты перевода тех же проясняющих мест другим
переводчиком. Добавлена работа Алеманова по физическим полям и
корпускулярно-волновому дуализму с большим количеством цитат
из"энцикорпедий" -СП)
Пьер Бурдье
ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ
(Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко/Сост., общ. ред.
и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. - 27-31.)
Н.А. Шматко
ВЕДЕНИЕ В СОЦИОАНАЛИЗ ПЬЕРА БУРДЬЕ
(Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл.
Н.А.Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.)
Пьер Бурдье
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: Элементы теории политического поля
(Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Е.Д. Вознесенская/Сост., общ.
ред. и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. - С. 179-230.)
Пьер Бурдье
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГЕНЕЗИС <КЛАССОВ>
(Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко/Сост., общ. ред.
и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. - С. 53-97.)
Пьер Бурдье СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Pierre Bourdieu. Espace social etfouvoir symbolique. In: P. Bourdieu.
Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987. © Editions de Minuit,
1987 Перевод к.ф.н, В.И.Иванова
Текст лекции
=========