|
От
|
Pout
|
|
К
|
Silver1
|
|
Дата
|
01.07.2002 18:34:28
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Солидаризма была два- масонский и НТСовский
Ну Вам-то может годящ и тот, и другой,это уж не знаю.
Любой поиск по сети дает более 200 ссылок на термин "солидаризм". Это либо С-1 доктрина франц.радикалов, связанных с масонством. Либо С-2 - что сейчас в РОссии рапространено - доктрина злейших антисоветчиков-НТСовцев.
Термин солидаризм как принадлежность их набора идей при их ресурсе будет ими легко отстаиваться. Об этом не встрече был разговор.
"В любом случае должен быть включен" - это Вы уважаемый загнули. Как раз сомнительный ход.
Другое дело слово солидарный как прилагательное - это менее несущий фрргмент доктрины(без это -изма). Солидарный не имеет политический коннотаций,это "общегражданское "слово.
Соотевестственно в проекте может фигурировать прилагательное солидарный в смысле советский - и только так, что требуется акцентировать, а это непросто.
Резюмируя,голый и без прчиндалов как есть -"солидарИЗМ", да еще и только он, без советского - сомнительный ход.
Черного кобеля при соотношении ресурсов не отмоешь добела.
=============
С-1 и С-2
---------------
http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/JOURNAL/NEWHIST/01_06/RADICAL.HTM
...
У Буржуа есть еще одна заслуга перед партией радикалов. В 1897 г. он опубликовал брошюру под названием "Солидарность", вписав важную страницу в ее идейно-теоретическое творчество. Доктрина солидаризма была призвана обогатить французскую демократию новым содержанием и провести разграничительную линию среди республиканцев, а точнее - между либерализмом умеренных, радикализмом и коллективизмом социалистов. "Демократия не есть только форма правления, - заявлял Буржуа. - Она есть форма организации всего общества в целом. Политическому равенству должно соответствовать равенство экономическое: республика должна быть демократической и социальной" [50].
Доктрина солидаризма Буржуа основывалась на утверждении о том, что молчаливым соглашением между людьми устанавливается как бы договор, в силу которого они обязаны переносить социальные повинности пропорционально выгодам, которые приносит им общество. Буржуа назвал этот договор "квази-договором". На каждом гражданине, считал он, лежит его "социальный долг". Наиболее справедливой политикой является та, которая приведет к регулированию взаимных долгов. Таким образом, в доктрине солидаризма речь шла о более справедливом распределении богатств, о практической организации социального равенства в обществе путем социальной солидарности [51].
Буржуа провозглашал, что солидаризм является социализмом, но социализмом неколлективистским. Его идеалом служили свобода личности и сохранение частной собственности. Социалистическую идею о классовой борьбе против капитализма и революции Буржуа отрицал, противопоставляя ей эволюционную теорию освобождения человека, "которое никогда не может быть достигнуто окончательно", и мысль о том, что неравенство в обществе заложено природой происхождения человека, а потому его тоже "никогда нельзя преодолеть" [52]. Один из исследователей истории радикализма известный французский историк Р. Блок писал о том, что Буржуа никогда не возражал против того, чтобы солидаризм называли либеральным социализмом [53]. Буржуа критиковал представителей либерализма XIX в., хотя и не отрицал основы его экономической теории. Либеральное общество не удовлетворяло Буржуа в силу отсутствия в нем солидаризма. Он намеревался откорректировать либерализм, "заменив в нем идею поиска личного благополучия идеей благополучия индивидов солидарной группы" [54].
По своей сути, солидаризм был антиподом либерализма лишь в сфере морали. Его можно охарактеризовать, как либерализм социальный. Моральный долг, считавшийся у либералов понятием индивидуальным, провозглашался доктриной солидаризма делом социальной организации, а социальная справедливость заменяла либеральную благотворительность. Поэтому один из идеологов либерализма французский литературный критик и историк философии Э. Фаге, выпустивший в 1902 г. книгу под названием "Либерализм", использовал идеи Буржуа о "квази-договоре" для развенчания теории равенства прав человека [55].
Солидаризм предполагал отказ от признания господства государства над человеком. Государству отводилась роль выразителя интересов индивидов. Оно могло вмешиваться в регулирование социальных отношений, чтобы помочь человеку выполнить обязательства перед своими потомками, сверстниками, предками.
Таким образом, солидаризм - это попытка достижения общественного консенсуса, основанного на синтезе индивидуалистического либерализма и коллективистского социализма. Между этими двумя непримиримыми идеологиями, согласно солидаризму. есть все же точки соприкосновения. Это - "научная правда и моральные принципы" [56]. На признании и соблюдении их Буржуа предлагал примирить антагонизм.
Радикалы, сделав солидаризм своим лозунгом и вписав его на собственное знамя наряду с девизом "свобода, равенство, братство", заимствованным всеми республиканцами от революции 1789 г., могли претендовать, по крайней мере, на оригинальность своей доктрины. По мнению Блока, благодаря солидаризму, она "вплотную подошла к выработке настоящей доктрины" [57].
О влиянии масонских лож во Франции знали многие современники. Российский посол в Париже князь Урусов неоднократно сообщал об этом в донесениях царю. Он писал об "искусственном сплочении республиканской, демократической идеи с масонскими тенденциями" и утверждал, что "франкмасонство есть своего рода олигархия" [73]. Отмечая, что "почти без исключения все здешние либеральные политиканы принадлежат к масонским ложам, имеющим основным принципом непримиримую враждебность к христианской религии вообще и преимущественно к католикам", Урусов подмечал, что влиянию масонов подвержены не одни только радикалы [74]. На это указывал и Комб, отмечая, что посвященными в масоны частично были и умеренные, и социалисты. Комб особо акцентировал внимание на том, что лидеры радикалов почти не занимали высших должностей в масонских ложах. Он писал, что пребывание Ф. Бюиссона среди масонства было непродолжительным, а А. Бриссон, "которого преувеличенно представляют как типичного масона Третьей республики", после того как с 1885 г. начал активную парламентскую деятельность, почти не появлялся п ложах. Некоторые признанные авторитеты радикализма Гобле, Клемансо, вообще никогда не посещали масонских лож. По мнению Комба, из руководителей радикалов трое были наиболее активными масонами: Ф. Демон, Г. Мюзерер и Ш. Дебьер [75].
Решительная инициатива в процессе организации радикалов в партию исходила именно от масонов. 14 июля 1900 г. Ложа Великого Востока, которую тогда возглавлял радикал Ф. Демон, решила создать Лигу республиканского действия с целью объединения всех республиканцев. Ею был составлен манифест, под которым подписались многие радикалы. 8 апреля 1901 г. Комитет действий за республиканские реформы адресовал своим членам и всем, кто симпатизировал радикалам, циркуляр с предложением собрать в Париже "съезд республиканско-радикальной партии" под эгидой бывших премьер-министров радикалов Гобле, Бриссона, Буржуа. Другой целью его составителей была подготовка к предстоявшим в 1902 г. парламентским выборам. Поначалу депутаты радикалы отнеслись к этому призыву с недоверием. К. Пеллетана. Ж. Клемансо и др. не устраивало то, что инициатива исходила не от них. Они усматривали в ней попытку установления контроля над парламентариями. Но в конце концов большинство их откликнулось на предложение и прибыло на съезд.
На решение радикалов создать общенациональную партию также повлияло положение дел в социалистическом движении. Радикалы в то время испытывали на себе сильное наступление со стороны зародившейся теории социалистов, которые стремительно шли к объединению, угрожая увести за собой от радикалов основную часть рабочего класса. Ж. Кайзер отмечал, что радикалы надеялись получить большие преимущества перед социалистами, создав свою партию во время их раздоров. Провинциальные газеты настаивали, чтобы радикалы ответили на разлад в рядах социалистов споим собственным объединением [76].
В итоге 21-23 нюня 1901 г. на организационный форум радикалов собралось 78 сенаторов, 201 депутат, 476 комитетов, 155 масонских лож, 849 мэров, генеральных и окружных советников, делегатов от муниципалитетов, лож, ассоциаций, 215 республиканских, радикальных и радикал-социалистических журналов.
Во время формирования партия радикалов не собиралась принимать программу, чтобы не отдалить от себя ни одно течение, защищавшее интересы республики. Поэтому ей и было дано название Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов [77]. Первым оратором во время открытия съезда радикалов был Г. Мезюрер. Он обратился к делегатам с призывом "к согласию и единству, к забвению во имя высшей цели всего, что разделяет, к духу дисциплины. Провозгласив: "У нас нет врагов слева", автор высказался за союз с социалистами" [78]. Главными докладчиками на съезде были Гобле, Бриссон, Буржуа.
Гобле выразил тревогу за судьбу республики, институтов власти, установленных по конституции 1875 г., которые он назвал "республиканскими только по названию" [79]. Бриссон дополнил Гобле. заявив, что ближайшей задачей всей французской демократии являлась защита республики от клерикальной опасности на выборах 1902 г. Он призвал к объединению для борьбы против засилья церкви в системе народного просвещения и одобрил деятельность правительства Вальдека-Руссо в этом направлении. Буржуа, поддержав предложения своих соратников, высказался за создание профессиональной "армии сплоченной, армии могучей, армии, готовой выполнить свою задачу", по не вмешивающейся в политику [80]. Буржуа повторил свою доктрину солидаризма.
Первый съезд радикалов завершился принятием Декларации принципов, которую торжественно зачитал Пеллетан. Основными задачами партии, намеченными в ней, провозглашались: сплочение против врагов республики, представленных в первую очередь клерикалами, ограничение монополий, национализация некоторых из них "по мере того, как этого потребуют интересы национальной обороны и производства", предоставление собственности на средства производства трудящимся, "каждому индивидуально" [81]. Из текста Декларации видно, что она была составлена явно в духе радикал-социалистов, хотя в заключительном слове Мюзерер подчеркнул единство взглядов, единодушие и дисциплинированность, царившие на съезде.
Декларация закрепила принцип самостоятельности составных частей партии. Устанавливалась двойственная структура партии, при которой депутаты парламента пользовались большими правами, чем рядовые члены. Съезд не принял не только программы, но и устава. Вместо него были предложены шесть принципов организации структуры партии. Ее высшим органом считался ежегодный съезд, участниками которого становились все парламентарии и другие избранные лица, представители департаментских федераций, групп, комитетов, ассоциаций, лож и индивидуальные члены. Руководить работой партии между съездами должен был Исполнительный комитет, составленный на первом съезде из 100 человек. Порядок его выборов на этом съезде не был согласован. Каждому члену Исполкома было предложено создать федерацию партии в своем департаменте.
Декларация принципов республиканской партии радикалов и радикал-социалистов была принята на съезде единогласно, вызвала овации делегатов, которые, в конце, стоя, исполнили "Марсельезу".
О том, какие социальные слои составили массовую базу партии радикалов весьма красочно писал в то время на страницах газеты "Сьекль" де Лансен:
"В ее рядах фигурируют все мелкие коммерсанты, отягощенные патентами к выгоде крупных магазинов; все мелкие и средние землевладельцы, эксплуатирующие землю собственными руками или сами руководящие полевыми работами и ведущие борьбу вместе и против фиска, и против метеорологических влияний; все мелкие хозяева в промышленности, руки которых так же мозолисты, как у их работников, а плечи еще недостаточно окрепли, чтобы легко выдерживать непомерные фискальные тяжести; все служащие в торговле, промышленности, отраслях общественного пользования, скромный заработок которых не может укрыться от фиска, потому что он так же точно и хорошо известен, как и неизменен" [82].
По всей Франции умножалось количество радикальных комитетов, которые, как отмечает Бааль, в отличие от комитетов в современном понимании, занимающихся в основном пропагандой и выборами, выполняли, кроме этих функций, роль групп давления на местах. С 1901 по 1904 гг. количество их возросло от 476 до 1000 [83].
Ко времени своего возникновения в 1901 г. партия радикалов имела уже солидное и впечатляющее идейное наследие. Радикализм до этого в течение полувека будоражил умы французов, ассоциировался с республикой и демократией. Именно это обстоятельство имела в виду газета "Русские ведомости", когда, комментируя итоги первого съезда радикалов, писала: "Партия эта существует давным-давно. Ее вожди уже успели состариться на службе ей, но у нее, как и у других старых французских политических партий, нет еще постоянной и правильной организации, а потому до сих пор не было еще и съездов" [84].
Берстайн и Милза назвали партию радикалов периода становления "крупной левой партией", которая воплощала собой республиканскую культуру начала XX в., идентифицировалась с воинственным антиклерикализмом того времени, так как ее философские посылки были резко враждебны влиянию церкви на общество. Ее ценности - это ценности среднего класса. "Прочтение ею Республики" превратило ее в партию консенсуса, где могли себя найти все французы, ратовавшие за взвешенное и прогрессистское управление парламентской республикой. Она провозглашала себя преемницей Революции, передовым поборником либеральной демократии в виде парламентской формы, которая представлялась институционной интерпретацией принципов Революции. Она защищала "маленьких", обещая им демократию мелких собственников, в которой повышение социального благосостояния будет обеспечено наиболее его достойным. Наконец, это была партия рядовых патриотов, озабоченных одновременно идеей защиты мира и отечества. По своему образу партия радикалов выступала партией республиканской законности, место которой - у власти [85].
Французский исследователь истории радикалов, один из руководителей нынешней партии радикалов и автор ее последнего манифеста, принятого на съезде 1995 г., Ж.-Т. Нордман видит изменение портрета радикала накануне образования партии таким:
"1832 год - молодой человек, чувствительный к романтическому популизму, насмехающийся над орлеанистами и ожидающий всеобщего избирательного права, как главного завоевания социального идеала (мирным путем);
1848 год - открывающий сложную, но необходимую связь права и свободы;
1869 год - ищущий эффективного способа избежания подчинения индивида государству;
1876 год -боящийся, как бы республиканские идеи не растворились в монархической конституции;
1885 год - ожидающий от новых политических институтов перехода к социальному государству, в котором процветает каждый индивид. Противник колониальных войн;
1889 год - рьяный парламентарист в условиях риска установления плебисцитарной диктатуры;
1901 год - создается партия, чтобы противостоять националистам и конгрегациям, угрожающим республике" [86].
В этом описании наглядно показано формирование радикальной доктрины, которая сводилась к тому, чтобы, не отрекаясь от революционных корней, открыть путь к созданию центристского правительства, претендовавшего на реализм и выполнение того. что является выполнимым. Ей были присущи организационная слабость, опора на нотаблей, симпатизировавших и журналы, как на ядро идейных носителей. В преддверии парламентских выборов 1902 г. эта доктрина воздействовала на французов. Партия радикалов превратилась в лидирующую силу на политической арене и выиграла выборы. Один из ее лидеров Комб занял кресло премьер-министра, включал в состав своего правительства социалистов, провозгласив лозунг "нет противника слова", и оставался на этом посту до 1906 г. Время с 1901 по 1905 г. Берстайн назвал "золотым периодом радикализма" [87]. Партия радикалов действовала очень решительно и добилась наиболее полного практического выполнения намеченной программы за всю свою историю.
С течением времени доктрина радикализма менялась: у нее появились новые теоретики и новые идеи. Некоторые ее ценности утрачивали актуальность по мере их реализации, становились достоянием нации. Среди таких: светский характер современной Французской республики, всеобщее бесплатное светское образование, введение прямого пропорционального налога на доход, отмена обязательной воинской повинности. В своих идейных истоках радикалы черпают силу и по сей день. Так, девизом съезда партии радикалов в 1995 г., на котором принимался новый программный манифест, были слова: "гуманистический, светский, социальный, европейский"; а галерея портретов выдающихся лидеров в агитационной брошюре начиналась Ледрю-Ролленом, Гамбеттой, Клемансо. Один из последних представителей партии левых радикалов Ж.-Ф. Ори, попытавшийся реформировать ее в 1991-1994 гг., в личной беседе с автором назвал свою доктрину социальным либерализмом. Согласно данным опроса, проведенного Институтом радикальных наук среди радикалов в 1990 г., члены партии левых радикалов среди наиболее почитаемых ценностей назвали свободы (90%), гуманизм (86%), солидарность (85%), справедливость (84%). Не очень разошлись с ними во взглядах и члены партии радикалов. Они расположили свои ценности так: радикал-радикализм (81%), гуманизм (77%), свободы (75%), солидарность (70%) [88]. Различия приоритетов у современных радикалов подтверждают скорее старую истину о многоликости радикализма, в котором изначально, до образования партии, уживалось несколько тенденций. В конце XX в. 61,25% членов партии левых радикалов отнесли себя к левому центру и 64% членов партии радикалов - просто к центру [89].
"Глубокая вера в неограниченные возможности разума и перспективу общественного прогресса в условиях демократии" [90] обеспечили радикалам столетнее существование после официального создания республиканской партии радикалов и радикал-социалистов. Богатое идейное наследие радикализма вдохновляло французскую новую левую молодежь организовывать в середине XX в. специальные дебаты на тему: "Не заключается ли будущее радикализма в его прошлом?". Оно послужило поводом для газеты "Ле котидьен де Пари" опубликовать в 1989 г. статью под заглавием "Все стали радикалами" [91].
В фундаментальном научном труде по истории французского центризма утверждается, что у "социального и философского центризма" есть будущее в культурной и гуманитарной областях и что политической культуре Франции органически присуща идея консенсуса [92], что радикалы не исчезнут с политической сцены во Франции XXI в. Учитывая метаморфозы либерализма и социализма в наши дни, а также то, что обе эти теории "еще в XIX в. стали глубоко национальными... усваивали местные традиции, нравы и обычаи" [93], логично подчеркнуть, что радикализм, изначально нацеленный на то, чтобы примирить их путем солидаризма в обществе, будет составлять одну из специфических черт французской демократии. Исходя из того, что такие основные идейные ценности радикалов, как индивидуализм, защита частной собственности и невмешательство государства в экономику, совпадают с ценностями современного либерализма [94], радикализм заслуживает права считаться одной из разновидностей французского либерализма.
Литература
...
========
Результаты поиска
Ключевое слово - солидаризм
новый поиск
(найдено 3 книг)
Страница 1
66+66.3(2Рос)12
А 471
Алексеев Д.Ю.
Народно-трудовой союз российских солидаристов в борьбе против тотолитарного режима.Дис. . . канд. полит. наук: 23. 00. 01 /ДВГУ -Владивосток:Изд-во Дальневост.ун-та, 1998.-169c.
ДВГУ(тр.преподавателей),диссертации,краеведение,национально-трудовой солидаризм,общественно-политическая мысль,политическая борьба,политическая наука,политическая система,Россия,солидаризм,тоталитаризм,
66
А 471
Алексеев Д.Ю.
Народно-трудовой союз российских солидаристов в борьбе. . : Спец. 23. 00. 01-теория и имтория политической науки.Автореф. дис. . . канд. полит. наук /ДВГУ -Владивосток:Изд-во Дальневост.ун-та, 1998.-28c.
ДВГУ(тр.преподавателей),диссертации,краеведение,национально-трудовой солидаризм,общественно-политическая мысль,политическая борьба,политическая наука,политическая система,Россия,солидаризм,тоталитаризм,
66.3(2Рос)12+63.3
А 471
Алексеев Д.Ю., Печерица В.Ф.
Российский солидаризм: теория, история и современность. /М-во образования Рос.Федерации.Уссур.гос.пед.ин-т -Уссурийск:Изд-во Уссурийск.гос.пед.ин-та, 2000.-183c.
"Посев",общественно-политические движения,политические организации,политология,русская эмиграция,солидаризм
===========