Секретарь ЦИК России Майя Гришина: «Избиратели ждут от СМИ объективной и достоверной информации»
19 мая 2016 года секретарь Центризбиркома Майя Гришина выступила модератором на очно-дистанционном обучающем семинаре для федеральных и региональных средств массовой информации, членов и работников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, отвечающих информационное сопровождение выборов.
В первом блоке своего выступления она подробно рассказала о различиях между информированием и предвыборной агитацией. Согласно законодательству представитель СМИ при осуществлении своей профессиональной деятельности не вправе проводить предвыборную агитацию. В тоже время правовые признаки агитации определены достаточно широко – это вызывает сложности у профессиональных журналистов, желающих без нарушения закона разносторонне осветить избирательную кампанию.
Секретарь Центризбиркома отметила, что признаки информации – объективность, достоверность и соблюдение равенства прав кандидатов и политических партий: «Вы занимаетесь информированием граждан о ходе избирательной кампании и ее итогах. Мы надеемся, что эта информация будет объективной и достоверной. Потому что именно этого ждут от вас избиратели».
В тоже время, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 15 от 2003 года, к агитации законодатель требования достоверности не предъявляет, пояснила М. Гришина.
Секретарь ЦИК России также напомнила участникам семинара о своей брошюре «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы», изданной к предыдущей федеральной избирательной кампании, в которой содержатся ответы на все актуальные вопросы возникающие у представителей СМИ в ходе избирательной кампании. С брошюрой можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК России в разделе «К сведению представителей СМИ» .
М. Гришина рассказала о последних новациях законодательства в сфере информационного сопровождения выборов, отдельно отметив появление третьего типа средств массовой информации – сетевое издание. Она также пояснила статус официальных сайтов средств массовой информации, если они не зарегистрированы как СМИ.
Второй блок выступления секретарь Центризбиркома посвятила «Календарю выборов» для СМИ, а также Комплексу мер по информированию о кандидатах и политических партиях.
М. Гришина сообщила, что общий агитационный период начинается с момента выдвижения кандидатов и списков кандидатов и заканчивается 16 сентября 2016 года, накануне «дня тишины». Она пояснила, что моментом выдвижения списка кандидатов является момент принятия на съезде политической партии решения о выдвижении списка: «А момент выдвижения кандидата – это подача документов в избирательную комиссию».
Агитационный период в СМИ начинается с 20 августа и заканчивается 16 сентября 2016 года. «Это касается и сетевых изданий», – подчеркнула секретарь Комиссии.
Список государственных средств массовой информации, предоставляющих бесплатное эфирное время и печатную площадь, будет опубликован избирательными комиссиями через 15 дней после опубликования решения о назначении выборов. Предоставление бесплатного эфирного времени будет происходить в рамках агитационного периода с 20 августа 2016 года по рабочим дням. Жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ будет происходить с 15 по 18 августа 2016 года.
М. Гришина напомнила нормы закона, касающиеся участия негосударственных СМИ в предстоящей избирательной кампании.
Секретарь Центризбиркома также рассказала о разрабатываемом Комиссией проекте Комплекса мер по информированию о кандидатах и политических партиях. В нем собраны позиции законодательства, требующие размещения информации о партиях и о кандидатах в сети Интернет и доведения этой информации до общественности.
По итогам семинара М. Гришина ответила на вопросы журналистов.