От Ikut Ответить на сообщение
К Ikut
Дата 26.03.2016 13:35:22 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Общинность; Либерализм; Война и мир; Версия для печати

Захар Прилепин. Интеллигенция зачастую путает 0,5% со всем населением России

http://svpressa.ru/society/article/144456/

Скучная, как антисоветская библиотека Захар Прилепин о том, что было и чего не было в СССР

Они всё-таки добились этого эффекта: слово «советское» воспроизводится молодыми людьми зачастую в контексте негативном, как символ косности и отсталости. Смотрел недавно фильм «Статус: свободен» с Лизой Боряской и Данилой Козловским в главных ролях, время действия —современность, но и там вдруг мелькнула эта тема, когда одна девушка, играющая резидента «Камеди Клаб», пошутила о своей жизни: «Скучная, как советская библиотека». А что эти люди знают о «советских библиотеках»?Что они помнят о том, как их открывали по всей, вопиюще неграмотной, стране — когда на целые огромные деревни, а то и городки, не были ни одной библиотеки вообще?Когда люди потом — обычные крестьяне и рабочие — стояли в очереди за книжкой Распутина , или братьев Стругацких , или Шукшина или братьев Вайнеров?Я всё детство своё провел в «скучной советской библиотеке» — и это было отличное детство. Я все волшебные книжки помню, которые приходили к нам в деревню: «Электроник» с белой обложкой, пухлый, коричневый том из трёх романов о Штирлице Юлиана Семёнова — чудо невозможное, собрание стихов и публицистики Есенина в одном томе, удивительные раритеты —издания Марины Цветаевой . Сейчас в моей деревне нет библиотеки вообще. Теперь там не скучно, как прежде. На месте этого здания растут весёлые лопухи. В стране исчезли тысячи библиотек — видимо, по мнению автора сценария фильма, это благотворно повлияло на ситуацию в стране. Ведь теперь у нас есть «Камеди Клаб». Вы спросите: зачем я это сравниваю? Да я не сравниваю — это они; я ж за язык их не тяну. Картина «советского», которая зримыми и не зримыми пассами складывается, алогична, а порой просто смехотворна — но в виду того, что за 25 лет выросло целое поколение, а то и два, которое просто не знает тех времён — приживается любая благоглупость. Публицист Максим Кононенко выступил тут с прославлением Михаила Горбачёва ; ему, в качестве контраргумента сбросили благодарные читатели ссылку на какое-то моё высказывание об отце «перестройки», на что Кононенко с лёгкостью необычайной ответил, что «при совке Захар Прилепин работал бы ментом, а сейчас пишет книжки и зарабатывает приличные деньги». Кононенко тут просто под руку подвернулся; эти глупости я сто раз слышал. То есть, мы должны сделать совместный вывод, что в Советском Союзе книги писать было нельзя? И уж тем более зарабатывать на них? Можно было только «ментом» работать?В Советском Союзе тысячи поэтов зарабатывали на, Боже мой, стихах! Такого вообще нигде в мире нет и не было. И если Кононенко скажет (а он скажет), что все эти поэты были «про Леонида Ильича и БАМ» — то он просто не знает предмет разговора. А прозаики?Где, позвольте спросить, публиковался Юрий Трифонов?Неужели Виктор Астафьев писал в стол? Разве существуют не изданные романы Булата Окуджавы?Где многомиллионными тиражами были опубликованы Фазиль Искандер и Чингиз Айтматов?В какой такой стране публиковались Фёдор Абрамов и Василий Белов?«Лейтенантская проза» — по сей день так и не превзойдённая никакими разоблачительными сочинениями про штрафбаты —она где публиковалась?Ошеломительные повести Бакланова, Бондарева, Константина Воробьёва и Евгения Носова?В какой стране вышли все главные книги Анатолия Рыбакова , включая «Дети Арбата»? В СССР они вышли, и ни одна в столе не осталась. Была ли цензура? Была. Шаламова публиковали?Рассказы, увы, нет — только стихи. «Москву-Петушки» Ерофеева — не публиковали. Ну, да, бывало. В мире по сей день всякое бывает: одно публикуют, другое — категорически нет, даже в самых свободных европах. Работали ли советские писатели «ментами»? Ну, кто-то работал, но едва ли по причине невозможности реализоваться в литературе. Просто учились на «ментов». Знает ли об этом Кононенко?Знает. Зачем он тогда это говорит? Спросите у него, я не в курсе. Работа у него такая: говорить. Общались недавно с замечательным режиссёром Павлом Лунгиным — он уже начал про Ельцина рассказывать и всех его достоинствах. Я позволил себе мягко усомниться в масштабе этой фигуры, на что Лунгин сразу ответил: если б не Ельцин —ты бы тут не сидел. То есть я —не сидел бы «в телевизоре». А где бы я сидел?Где сидел Алексей Герман , снявший все свои картины в СССР? Где сидел Андрей Смирнов, снявший все свои картины в СССР? Где сидел Марк Захаров, снявший все свои картины в СССР?Мне скажут, что они редко снимали — резали их картины, выпиливали из них целые куски, еле допускали на экран, мешали работать. Правда, когда работать разрешили, выяснилось, что Герман и Смирнов и в свободную эпоху работают в том же ритме: одна картина лет в 6, а то и 10. Марк Анатольевич Захаров вообще снимать кино перестал. Я, когда был маленький, видел, где сидел неистовый противник советской власти Эльдар Рязанов. Он вёл программу про кино в «советском телевизоре». Очень бодро и деятельно выглядел, и рассказывал интересно. Почему они все сидели там, где они сидели, а я сидел бы где-то в другом месте? И собственно, в каком? В тюрьме? А Ельцин меня освободил?Я действительно должен в это поверить?Из уст в уста передаётся этот замечательный довод: «Знаете, как легко определить истинное отношение людей к советскому времени? Надо спросить: хотел бы ты жить там? Вот хотел бы ты жить при Сталине, Захар?» Какой-то, право слово, детский сад. А вы хотели бы жить при Александре Македонском ? При Чингисхане ? Быть свидетелем Куликовской битвы? Восстания Степана Разина ? При Петре Великом понравилось бы вам?В 1913-й год хотели бы попасть?Хотели бы оказаться современником Жанны д’Арк ?Я вот совсем не хочу. Предпочёл бы я посмотреть на 30-е вместо 90-х? Безусловно. Мне тут скажут: тебя бы там расстреляли, в 30-е. Ну, естественно; что вы ещё можете сказать. Когда, спустя тридцать лет, господа оппоненты, кто-нибудь скажет вашему сыну: если б ты жил в 90-е, тебя бы убили в бандитской разборке — вы как на такого человека отреагируете?Вот и я на вас так же реагирую. Татьяна Друбич, актриса, которую я очень любил, в недавнем интервью говорит: «У Фёдора Конюхова —классическая советская семья: посаженные, репрессированные». По подсчетам видного российского демографа Л. Рыбаковского потери в Отечественной войне составили 11% населения СССР. Учитывая то, что среднестатистическая семья состоит из четырёх человек, то выходит, что почти половина семей в стране потеряла ближайших родственников. А потери от политических репрессий составили, согласно той же статистике, 0,5% от общего населения страны. Как в таком случае семья с «посаженными, репрессированными» может быть «классической»?Никак не может. И ничего с этим не поделаешь. Отменяет ли это ужасы политических репрессий? Нет. Но формулировать так, как Татьяна Друбич — некорректно, просто потому, что такие утверждения не соответствуют действительности. «Он вырос в классической семье средневековой Европы — его мама была ведьмой, попавшей в руки инквизиции». «Он вырос в классической американской семье — семье гангстеров». «Он вырос в классической японской семье — семье якудзы». Интеллигенция постсоветской России зачастую путает трагедии сотен тысяч советских номенклатурных семей (почитайте биографические справки про, навскидку, Окуджаву или Сванидзе ) —с жизнью десятков миллионов советских работяг. Опыт обычных семей не столь радикален: в той рязанской деревне, где я родился и вырос, не было репрессированных (это не значит, что не было коллективизации — была; но нашу деревню почти миновала). В моей семье, восходящей к Липецкому уезду и Воронежской губернии, тоже не было репрессированных —а это огромный куст родственников: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и все многодетные. Но если б я родился на Арбате, я бы наверняка слышал уже в детстве совсем другие истории. И повторяя то же самое, что говорит Друбич, я бы никого не обманывал — а просто выдавал мучения своей семьи за обыденную жизнь огромного государства. Но если житель Якутии скажет: «В 30-е мы были классической семьёй: пасли оленей» —правды в его словах будет не меньше, чем в словах Друбич (которые воспроизводят сотни, если не тысячи представителей либеральной интеллигенции). Как вы понимаете, я специально не слежу за проявлениями вульгарного антисоветизма: у меня, к примеру, даже телевизора нет дома; хотя мне тут рассказали, что только что по одному из центральных каналов прошёл фильм «Итальяночка» — антисоветский в какой-то кошмарной степени, словно его сняли не сегодня, а в 1993 году по личному заказу Валерии Новодворской . Но даже если за этим не смотришь, вся эта чепуха и шелуха всё время постоянно сыплется за ворот. Сумеем ли мы оспорить все эти вещи в ближайшее время? Нет, не сумеем, наверное, никогда. Мы будем с этим жить. Ну, пусть и они с нами живут. Они будут говорить, мы будем изредка отвечать. Пока кому-нибудь из нас не надоест. Мне — не надоест.