Уроки войны: как меняется система подготовки будущих офицеров
Уроки войны: как меняется система подготовки будущих офицеров в Национальной академии сухопутных войск с началом АТО
11 декабря 2015, 11:52 | ID: 16516 | Просмотров: 754
«Народная армия»
На расширенном заседании коллегии оборонного ведомства (в октябре 2015 года) Министр обороны Украины генерал армии Украины Степан Полторак, в частности, отметил, что участие Вооруженных Сил Украины в проведении антитеррористической операции на Востоке нашего государства показала, что часть офицеров не только тактического, но и оперативно тактических и оперативно-стратегического уровней, которые прошли обучение в высших военных учебных заведениях, не всегда были готовы своевременно принимать необходимые верные решения в сложных условиях.
По его словам, чтобы исправить эту ситуацию, прежде всего должна была сработать система подготовки офицеров, необходимо было оперативно пересмотреть программы обучения, провести аттестацию научно-педагогических работников высших военных учебных заведений. Для этого Министр обороны в очередной раз подчеркнул необходимость активизации реформирования военных вузов. В контексте затронутой проблемы глава военного ведомства положительно оценил только коллектив Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного, который возглавляет генерал-лейтенант Павел Ткачук. А еще Степан Полторак добавил, что весь руководящий состав высших учебных заведений должна пройти через зону проведения антитеррористической операции, непосредственно участвуя в планировании и ведении боевых действий. Начальниками кафедр, их заместителями, старшими преподавателями и преподавателями должны быть только участники АТО.
Газета «Народная армия» внимательно следить, как активно, а главное, насколько эффективно реформируются военные вузы. Материал на эту тему - об опыте реформирования подготовки офицеров в Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного, кузницы офицеров для многочисленного вида Вооруженных Сил Украины. Об этом «Народной армии» рассказал начальник академии Заслуженный работник образования Украины генерал-лейтенант Павел Ткачук:
- С началом вооруженного противостояния на Востоке Украины мы сразу начали переводить вуз, так сказать, на «военные рельсы». Мы хорошо понимали, что должны оперативно вносить коррективы в учебные программы с учетом опыта АТО. Я благодарен подчиненным за понимание моих требований по трансформации учебного процесса в условиях войны.
- Пришлось принимать непростые кадровые решения, обновляя научно-педагогический состав вуза ...
- Это был вынужденный и справедливый шаг. Мы отказались от преподавателей, которые имели недостаточные морально-деловые качества, которые не смогли адаптироваться к динамическим процессам трансформации подготовки военных специалистов. Поэтому дали «зеленый свет» боевым офицерам, которые принимали участие в АТО, прошли горнило афганской войны служили в миротворческих миссиях в «горячих» регионах мира.
Анализируя в начале антитеррористической операции действия командиров подразделений, мы констатировали, что они не всегда принимали верные решения на выполнение боевой задачи. На это отреагировали соответствующие структуры оборонного ведомства, Генерального штаба ВС Украины, и во все высшие военные учебные заведения поступили материалы с анализом применения военных частей и подразделений при АТО, конкретными рекомендациями по использованию в учебном процессе приобретенного боевого опыта.
Также на ученом совете академии мы решили, что для обобщения опыта АТО нужна обязательно присутствие преподавательского состава, офицеров-командиров видового вуза, Международного центра миротворчества и безопасности, 184-го учебного центра непосредственно в зоне вооруженного противостояния. Ведь одно дело, когда рекомендации поступают «сверху», и совсем другое, когда конкретное видение усиления учебного процесса выкристаллизовывается в районе боевых действий.
Поэтому наши офицеры и сегодня находятся в зоне АТО на должностях командиров, начальников штабов, служб, офицеров структур по работе с личным составом и тому подобное. По возвращении из командировок они составляют отчеты, готовят методические, рекомендательные материалы, выступают перед коллективами кафедр, учебных подразделений. Таким образом мы получаем объективную оценку не только того, что происходит на Донбассе, но и нашей работы по подготовке специалистов. Мы разрабатываем столь необходимый нам боевой опыт, цена которому - жизнь и победа!
- Павел Петрович, а насколько оперативно удается вам корректировать учебные программы с учетом боевого опыта АТО?
- Мы с определенной периодичностью пересматриваем графики учебного процесса, при этом акцент делаем прежде всего для практической составляющей. Все это происходит с учетом не только конкретных рекомендаций соответствующих структур оборонного ведомства, Генерального штаба ВС Украины, но и опыта офицеров командного звена, научно-педагогических работников, которые отправляются в зону АТО. Именно обобщение опыта боевых действий наполняет учебный процесс курсантов конкретикой.
После возвращения наших офицеров из зоны вооруженного противостояния по результатам их работы были внесены изменения и дополнения, например, в систему первичной военно-профессиональной подготовки курсантов. В подготовке курсантов механизированных и танковых подразделений усовершенствованы методики формирования навыков по ведению контрзасадних действий, контрснайперськои борьбы, стрельбы из вооружения боевых машин и танков на большие расстояния.
А будущие офицеры-артиллеристы изучают сейчас приемы и способы повышения мобильности действий подразделений на поле боя, новые виды огня артиллерии, способы достижения точности ударов ракетных войск и огня артиллерии с учетом современных средств разведки и подготовки данных для нанесения ударов.
Мы ввели курс корректировщика огня артиллерии в подготовку курсантов механизированных и танковых подразделений.
Курсанты академии всех специальностей проходят специализированные курсы боевого выживания воина, минной безопасности и противодействия самодельным взрывным устройствам.
- Свидетельствует внесения всех этих и других изменений в процесс подготовки офицеров о том, что вы избавились от многих стереотипов и стандартов советской школы?
- Мы прежде всего отказались от жесткой централизации ведения боевых действий боевыми подразделениями. Поясню: раньше, например, в батальоне планировалось применение подчиненных подразделений фактически вплоть до механизированного отделения. Сегодня же каждому командиру предоставляется определенная свобода и именно он принимает решения и отвечает за результаты боя.
Такой самостоятельности и обучаем будущих командиров взводов. Теперь они знают, что это их прерогатива принимать решения, от которых зависит успешное выполнение боевой задачи. При этом со стороны «верхов» - никакого давления, диктата в отношении боевого порядка, системы оборонительных рубежей, позиций. За них отвечает командир подразделения.
Курсантам предоставляется самостоятельность в подготовке и принятии решений. Многовариантность при принятии решений на ведение боевых действий позволяет выбрать один из лучших вариантов применения своего подразделения.
От того, как обученный конкретный солдат, командир взвода, как действует конкретное подразделение, во многом зависит конечный результат выполнения боевой задачи. Нужно осознать, что уже нет сплошных фронтов. Каждое подразделение ведет мобильные боевые действия. Несмотря на это, чем качественнее будет подготовка первичного звена офицерского состава, тем больше шансов победить!
В этом большую роль играет полевая составляющая академии - Международный центр миротворчества и безопасности, 184-й учебный центр, которые активно используются для подготовки будущих офицеров, проведения ответственных международных учений и тренировок, к которым привлекаются курсанты.
- Павел Петрович, думаю, читателю будет интересно узнать, о чем мечтает начальник Национальной академии?
- О скорейшую победу Украины в борьбе за свою целостность и независимость. Чтобы на нашей земле царили мир и покой. А еще мечтаю о создании Форта «Гетман Сагайдачный» вроде мощных центров по подготовке военных специалистов всех уровней для видов ВС США. Хочу верить, что это будет мощное заведение на базе нашей академии, Международного центра миротворчества и безопасности, 184-го учебного центра, Научного центра Сухопутных войск, Военного колледжа сержантского состава, лицея и других военных формирований региона, который будет обеспечивать Сухопутные войска ВС Украины высококвалифицированными кадрами тактической и оперативно-тактического звена. Первые шаги в этом направлении уже сделаны!