Возможно под это дело прикроют проект АЭС Аккую. Вроде не особо выгодное дело для нас, а тут как раз такой экскьюз...
То уж как-то совсем странно получается. На свои деньги ($20 млрд) строим, потом лет двадцать самоокупаем. И были бы люди хорошие, а то совсем наоборот ...
---
Итак, рассмотрим финансово-экономический блок:
- всё соглашение по АЭС «Аккую» выполняется без финансовых обязательств Турецкой Республики (ст. 3 п. 3). Это значит, что Турецкое государство не несет никаких финансовых рисков по этому проекту.
- всё сотрудничество, включая работы по строительству, эксплуатации, передачу технологий, вывод из эксплуатации, утилизации РАО и ОЯТ ит.д. – все финансирование должно проводиться исключительно за счет средств Проектной компании. У нее отсутствует частный стратегический инвестор, поэтому в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 09.09.2010 г. и предусматривается предоставление российским бюджетом первоначальных средств. Однако, нигде не обговаривается, в каком объеме. Но, начав стройку, Россия становится заложником уже вложенных средств. И уже независимо от того, найдутся какие-либо частные инвесторы либо не найдутся, финансирование должно будет продолжаться за счет российского бюджета. Таким образом, с высокой вероятностью, весь проект ($20 млрд. в ценах 2010 г.) придется оплачивать за счет средств российского бюджета. Отсюда, ВСЕ первоначальные финансовые затраты и риски заведомо будут возложены на российский бюджет. Например:
- турецкие компании должны широко привлекаться в качестве контрагентов по поставке товаров, оказания услуг и выполнения работ по строительству АЭС по контракту с Проектной компанией. Объем финансирования турецких подрядчиков будет составлять $10 млрд и более - свыше половины стоимости контракта (да еще Альстом придется отдать до $2,3 млрд).
- в случае затягивания сроков строительства АЭС или приостановке эксплуатации блоков по предписаниям надзорных органов, демонстраций местного населения против АЭС или неготовности сетей и т.д. бюджетные деньги, потраченные на стройку, будут замораживаться. Надо иметь в виду, что, например, при строительстве Тяньваньской АЭС, по решению надзорных органов Китая произошла задержка в пуске этих блоков почти на 2 года;
- отсутствуют обязательства турецкой стороны по сооружению ЛЭП и подстанций для отбора мощностей, нет данных по гарантированному электросбыту этих мощностей. Провинция Мерсин, где находится площадка, граничит с курортной зоной Анталия, там пока отсутствуют крупные потребители.
- граждане Турецкой республики бесплатно обучаются и широко привлекаются для целей эксплуатации АЭС. В стоимость проекта входит также создание полномасштабного тренажера на площадке АЭС. Хотя обычно услуги по обучению и сам тренажер поставляются по отдельному контракту за дополнительную плату. Например, это имело место по контрактам с Китаем, Индией, Ираном.
- поставка топлива на АЭС, включая стоимость доставки, физззащиты и т.д. полностью оплачивается Проектной компанией, но так как она не располагает собственными средствами, то это будут средства российского бюджета.
- в принятой схеме возврата средств цена на электроэнергию – 12,35 центов США за кВт.ч - зафиксирована минимум на 18 лет (с 2019 по 2037) без учета инфляции и эскалации цен, изменения курса валют и т.д., что является ПОЛНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ НОНСЕНСОМ.
- как минимум, за год до начала эксплуатации блока №1 Проектная компания предоставляет ТЕТАШ информацию о помесячном количестве электроэнергии, вырабатываемом всеми блоками АЭС на протяжении всего периода действия СПЭ, т.е. минимум 18 лет. Более того, Проектная компания ежегодно в апреле предоставляет таблицу «платежного периода» с информацией по выработке электроэнергии на следующий год, как предусмотрено СПЭ. В случае меньшего производства по сравнению с объемом, предусмотренным СПЭ, Проектная компания выполняет свои обязательства, предоставляя недостающий объем электроэнергии. Это значит, что она должна будет сама покупать ее на открытом рынке и продавать ТЕТАШу, либо ТЕТАШ будет делать это за нее, но за деньги Проектной компании. В результате, Проектная компания будет вынуждена занижать значения плановых объемов выработки, чтобы избежать такой покупки. А это значит, что будут занижаться денежные поступления от продажи электроэнергии, так как будет продаваться меньший объем по более высокой контрактной цене.
- в случае несостоятельности (банкротства) Проектной компании российская сторона назначает приемника Проектной компании, который будет обладать всеми необходимыми компетенциями и возможностями (включая финансовые, естественно за счет российского бюджета) и сможет обеспечить ее обязательства в отношении настоящего Соглашения.
- по истечении срока действия Соглашения о покупке электроэнергии по фиксированной цене, Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. И здесь турецкая сторона подстраховалась. Если, не дай бог, будет чистая прибыль, то Проектная компания должна будет делиться с турецким бюджетом. И это после выплаты всех налогов. Такое дополнительное обременение, по-видимому, обусловлено тем, что турецкая сторона предоставляя землю для долговременного пользования под АЭС «Аккую», оценили вклад стоимости пустой земли в общую стоимость АЭС «Аккую» в 20 %. Так как именно этому соответствует условие выплаты 20 % чистой прибыли в турецкий бюджет.
- Проектная компания несет ответственность за вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отходами. В рамках этого Проектная компания будет производить необходимые платежи в соответствующие фонды, предусмотренные применимыми законами и нормами Турецкой Республики. В отношении электроэнергии, приобретаемой ТЕТАШ, Проектная компания будет выплачивать турецкой стороне 0,15 цента за кВт.ч за обращение с ОЯТ и РАО и столько же за вывод из эксплуатации (в течение 15 лет в каждый фонд приблизительно по 26,3 $ млн. в год, в среднем, в долларах 2030 г.).