От И.Т. Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 19.04.2015 23:19:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Модернизация; Культура; Версия для печати

Данные показывают предельно негативную оценку ситуации в стране студентами.Но...

http://centero.ru/quote/politicheskie-ustanosvki-studentov

Данные показывают предельно негативную оценку ситуации в стране студентами. Но это не стимулировало к участию в массовых демонстрациях

Франц Шереги

11 марта 2015

Центр изучения кризисного общества продолжает новый проект, цель которого — собрать из множества кусочков по возможности целостную картину российского общества, увиденного глазами социологов. Такими ценными кусочками стали для нас статьи за 25 лет из главного журнала российской социологии — СОЦИСа. Мы делаем выжимки из этих статей с основными выводами социологов. Надеемся, эта серия публикаций поможет каждому из нас отбросить эмоции и трезво взглянуть на общество, в котором все мы живем, узнать его, оценить произошедшие с нами перемены — и только после этого делать выводы и искать выходы. Мы начинаем с социологических материалов последних лет, а затем будем постепенно уходить вглубь.



Ф.Э. Шереги. Политические установки студентов российских вузов // СОЦИС. 2013, № 1. (Фрагменты)

Франц Эдмундович ШЕРЕГИ — директор Центра социального прогнозирования



Относительно 1985 г., в 2010 г. число высших профессиональных образовательных учреждений России увеличилось с 502 до 1115 единиц, а численность студентов на очных факультетах вузов — с 1,6 млн до 3,1 млн человек. Молодежь устремилась в новые профессии: менеджер, финансист, маркетолог, дилер, маклер и т.д., а также в профессии, которые в советский период были менее доступны для нее: юрист, экономист, психолог. В этих профессиях старшее поколение было представлено слабо, поэтому для молодежи здесь межпоколенческая конкуренция не присутствовала. Перегруппировка в 2000‑х гг. социально-профессиональной структуры населения России, во многом с учетом приоритета профессиональных интересов молодежи, содействовала политическому затишью, длившемуся до 2012 г. Доля молодежи, ожидающей от власти в отношении себя проявления патерналистских функций, придерживающейся мнения, что власть должна заботиться о молодежи и оказывать ей помощь во всем, довольно велика — 43,8%. Эта группа склонна принять авторитарное устройство государства взамен выполнения последним патерналистских обязательств. Но велика и доля молодежи, желающей строить свои отношения с властью на паритетных началах. Эта молодежь готова брать риск на себя и предпочитает демократические взаимоотношения с государством (таких большинство — 56,5%).

Те, кому сегодня не более 30‑ти лет, не обладают опытом социалистических производственных отношений, поэтому у них отсутствует психологический тормоз, затрудняющий ломку ценностной структуры личности. Молодое поколение исходит из данности, в которой прошла ее социализация и в которой придется формировать свои трудовые отношения и образ жизни. Роль «локомотива» для экономики России, по мнению молодежи, способны выполнить четыре главных фактора: современные наукоемкие технологии (наука), машиностроение (производство средств производства), оборонно-промышленный комплекс и строительство дорог.

Судя по приоритетам, выявленным в ходе исследования, образ будущей России в общественном мнении молодого поколения — это индустриальная страна с высокотехнологичной экономикой и инновационной наукой, мощным оборонным комплексом и эффективной транспортно-коммуникационной системой.

Следовательно, нынешнее молодое поколение обречено восполнить социально-классовую структуру российского общества не менее, чем на 70% в качестве промышленных, аграрных рабочих и работников сферы услуг, большей частью средней и низкой квалификации. Это притом что в общем выпуске учреждений профессионального образования всех уровней выпуск специалистов вузами составляет 59%. Последствия — девальвация дипломов о высшем образовании и вынужденная смена профессии. Не случайно в течение первых 5 лет работы меняют свою квалификацию или профессию в среднем 60% молодых специалистов, окончивших технические вузы. Аналогична ситуация и в поствузовском образовании: доля аспирантов по гуманитарной специализации составляет в среднем 48,8%, в то время как среди российских исследователей доля специалистов гуманитарной направленности не превышает 5%.

Большинство молодежи не склонны воспроизводить консервативную социальную структуру, характерную для государства патронажного типа, что чревато противоречием, способным перерасти в социальный конфликт.

Разрешение противоречия поколений в России обретает в последние два десятилетия преимущественно пассивную форму в виде эмиграции... Согласно данным статистических и миграционных служб экономически развитых стран, с января 2004 по январь 2008 г. в страны Европы, Северной Америки и Австралию на постоянное место жительства из России уехали 218 230 человек… Согласно данным упомянутого исследования, среди студентов московских технических вузов сегодня на выезд для работы за рубеж ориентируется не менее четверти.

В 2010/2011 уч. г. на очных отделениях вузов Российской Федерации обучались 3073,7 тысячи человек, в том числе в государственных вузах — 2859,6 тысяч (93%), в негосударственных вузах — 214,2 тысяч (7%) человек. Численность студентов очных отделений вузов (государственных и негосударственных) Москвы — 484 тысячи человек (15,7%), вузов Санкт-Петербурга — 254,5 тысячи человек (8,3%), вузов субъектов РФ — 2335,2 тысячи человек (76%).

Абсолютное большинство (78,9%) нынешних студентов не сомневаются в том, что Россия сегодня — это рыночное государство. Большинство (71,6%) считают, что именно рынок есть та политическая система, которая в наибольшей степени подходит для современной России. И хотя приведенные общие показатели скрывают довольно большой разброс мнений, включая и тех, кто ратует за социально-ориентированное государство, говорить о расколе в политическом сознании студентов не приходится.

Можно сделать вывод о том, что среди российских студентов не менее 70% — сторонники рынка, не более 30% — сторонники социально-ориентированного государства. Но и среди последних большинство предполагают присутствие в социально-ориентированном государстве частного малого бизнеса. Сторонники социализма среди студентов российских вузов составляют не более 125 тысяч человек. Соотношение среди студентов сторонников рыночного и сторонников социально-ориентированного государства в целом одинаково по курсам обучения.

Во всех федеральных округах РФ среди студентов доминируют сторонники рынка, показатель «красного пояса» выше среднего только в Сибири. Наиболее велика среди студентов доля сторонников рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Центральном ФО и Северо-Кавказском ФО. Ориентация преимущественно на рыночные отношения свидетельствует о том, что студенты вузов, как будущие специалисты, приемлют трудовую конкуренцию... Однако отсутствие в стране в достаточном объеме современных предприятий не гарантирует для них ожидаемой профессиональной самореализации... Что касается рынка гуманитарных профессий — он перенасыщен: выпускники экономических, юридических факультетов, факультетов иностранных языков на поиск работы по специальности тратят до 2–3 лет, а, например, среди выпускников социологического факультета востребованы по специальности не более 2%.

Данные показывают предельно негативную оценку ситуации в стране студентами вузов. Но это их никак не стимулировало к участию в массовых демонстрациях, о чем свидетельствует весьма пассивный интерес студентов к политике. Согласно самооценкам, 52% студентов в основном занимались своими личными делами, проявляя интерес к политике лишь от случая к случаю. Еще 26% — испытывали к политике антипатию, ею совершенно не интересовались. Проявляли интерес к политике 22% студентов, однако только 3% из них считали себя сторонником той или иной политической партии.

За последние 20 лет сформировалось новое поколение, имеющее представление о социализме только из литературы, причем чаще всего искаженное. Меняются критерии жизнедеятельности, изменились и сами студенты. Приоритет образования и труда в ценностной системе студентов свидетельствует о том, что свою жизненную траекторию они видят в конкуренции профессионалов как основной форме самореализации, одновременно гарантирующей благосостояние и жизнедеятельность, достойную представителя среднего класса.

Какими могут быть формы протеста с участием студентов под лозунгом неудовлетворенности демократией в России? Какими бы ни были политические установки студентов, они не являются достоверными критериями фактического политического поведения. Чтобы политические установки стимулировали личность к поведению, необходима их ассоциация. Генератором ассоциации политических установок масс могут быть внешние события, затрагивающие интересы людей, призывы лидеров общественного мнения или СМИ (в том числе интернет), какие-то острые политические события и др. Поэтому данные о политических установках студентов, полученные в ходе исследования, отображают их потенциальное (возможное) поведение при наличии некоего внешнего генератора. Они дают реальную картину лишь о направлении поведения студентов, если таковое наступит.

Относительно низкая вариабельность доли студентов (в среднем 12%, т.е. примерно 370 тыс. чел.), высказавших готовность участвовать в акциях гражданского неповиновения, подводит к выводу, что речь идет о маргиналах, форма поведения которых по своей активности всегда и при всех обстоятельствах одинакова и не связана непосредственно с нынешней активизацией протестов.

Правомерна гипотеза, что в основе обращения студентов к политическим лозунгам лежит недовольство своим материальным положением. Покажем, что это не так. Среднемесячный бюджет студента российского вуза, формируемый из различных источников, в мае 2012 г. составлял 10850 рублей, а расходная часть бюджета — 10150 рублей, т.е. имеется остаток — в среднем 700 рублей на человека в месяц. На основании этого можно предположить, что финансовое положение студентов не является причиной их гражданской неудовлетворенности, тем более, если учесть, что 60% студентов живут в том же городе, в котором находится вуз, а значит, имеют поддержку со стороны родителей в питании, проживании и др.

Стипендию получают 41,7% студентов вузов (1281,7 тыс. человек), в среднем 1893 рубля на одного человека. В бюджете студентов стипендия составляет небольшую часть — менее 10%. Среднемесячный бюджет студентов, не получающих стипендию, не меньше, а больше — 10690 рублей, — бюджета студентов, получающих стипендию, — 10340 рублей. Следовательно, материальные возможности студентов, не получающих стипендию, не хуже, чем у получающих ее.

Самый большой среднемесячный бюджет у студентов московских вузов — 20480 рублей, в 2,5 раза больше, чем у студентов в других регионах страны. Это проистекает из того, что 93,2% московских студентов получают денежную помощь от родителей, в среднем 10 тыс. рублей в месяц, в то время как, например, среди студентов санкт-петербургских вузов такую помощь получают 84%, в среднем 4200 рублей в месяц.

Соотнесение среднемесячной величины бюджета студентов по формам потенциального протеста, в случае ущемления в политических правах, вновь подтверждает ранее прозвучавший вывод о том, что финансовое положение студентов российских вузов не является причиной их социальной неудовлетворенности. Причина, по всей видимости, в опасениях по поводу невостребованности производством их квалификации, невидении перспектив карьерного роста, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей, полноценную жизнедеятельность.