|
От
|
Ikut
|
|
К
|
Н.H.
|
|
Дата
|
28.03.2015 08:36:48
|
|
Рубрики
|
Война и мир; Ссылки;
|
|
Цыганский фактор в развитии кризиса на Украине
Однако
http://www.odnako.org/blogs/razvitie-alternativnih-gosudarstvennih-obrazovaniy-na-ukraine-ciganskiy-faktor/
Олег Михайлов Обозреватель
КРИЗИС НА УКРАИНЕ
Развитие альтернативных государственных образований на Украине: цыганский фактор
События прошлого года на Украине запустили целую цепь событий и процессов, которые разрушают остатки государства. Вначале эти процессы запустились в Крыму, потом они же запустились на Донбассе, а сейчас начали проявляться на Западной Украине, коснувшись этнических венгров, буковинских румын и русинов. Но пока внимание Киева приковано к войне с Донбассом и к местечковым проявлениям сепаратизма в среде русин и венгров, на юго-западе Украины — в Бессарабии — начали происходить очень интересные трансформации в этническом и политическом поведении местных ромов (цыган).
Ромы на Украине
На первый взгляд, происходит рост числа криминальных и мелких межэтнических конфликтов с местными русскими и украинскими жителями. Эти события не носят односторонний характер и имеют весьма неоднозначную правовую оценку. При внимательном рассмотрении оказывается, что начиная с 1990-х годов периодически то местные цыганские преступные группировки, то славянские выясняют между собой отношения и устраивают разборки со стрельбой и применением холодного оружия.
Обвинять цыган в тотальной криминализации нельзя, но и сбрасывать влияние криминалитета на их сообщества тоже не стоит. Инициаторами конфликта в равной мере выступают обе стороны, а своя часть вины лежит на милиции, которая не ведёт работы по предупреждению роста правонарушений.
Иногда криминальные стычки перерастают в этнические погромы и поджоги имущества, но до каких-то масштабных акций обычно не доходит, потому что в этом случае одесские власти успевают вмешаться в ситуацию и прислать в места конфликтов отряды милиции и внутренних войск.
С другой стороны, следует отметить, что на цыган Измаильского района Одесской области и соседних с ним оказывают влияние группировки румынских цыган, имеющих криминальный бизнес на Дунае. В число их криминальных промыслов входят: контрабанда, воровство грузов (канал Дунай – Чёрное море), грабежи, торговля наркотиками, похищение людей и работорговля, незаконная иммиграция, а также пиратство. Для этих целей румынские цыганские банды имеют даже свой небольшой флот, который существует при попустительстве румынских властей и отсутствии должного пограничного контроля в устье Дуная. Большого размаха такая незаконная деятельность не достигла только из-за того, что объём судоходства и поток незаконных грузов невелик, да и к тому же судовладельцы предпринимают определённые шаги по борьбе с нападениями. Другие же «промыслы» процветают.
Вовлечение в эту сферу бессарабских и молдавских цыган началось сразу после распада СССР и привело к тому, что на данный момент криминальные группировки в Румынии, Украине и Молдавии управляются близко связанными между собой людьми, зачастую родственниками.
Стоит отметить, что основой идентичности у ромов служит не только единое происхождение, но и вероисповедание. Поэтому после распада СССР бессарабские цыгане легко откололись от кланов русских и крымских цыган и воссоединились с исторически и культурно близкими им румынскими цыганами (ромами) кэлдэрарами (котлярами).
Важная оговорка: в изучении и понимании проблемы ромов не стоит делать упор только на криминальный аспект. После развала СССР ромы начали (сначала с помощью румын, затем —французской диаспоры, а с начала 2000-х годов — с помощью органов ЕС) восстанавливать и развивать свою этническую культуру. Эта деятельность активно финансируется различными европейскими фондами и различными цыганскими европейскими диаспорами. В Молдавии и на Украине, не считая Румынии, где это происходит в ещё больших объёмах, были построены десятки школ, детских садов, созданы центры изучения и развития ромской культуры, выделяется финансирование на правозащитную и политическую деятельность. Будучи в тесном контакте с различными структурами ЕС, ромы активно продвигают идеи культурной автономии в Молдавии и на Украине. Все эти процессы, с одной стороны, конечно, являются весьма традиционной практикой со стороны ЕС по развитию культур народов Европы. Но в случае с ромами в эти процессы, начиная примерно с 2004 года, начала активно вмешиваться Румыния.
Румынский вопрос
Итак, в чём же интерес Румынии?Понимая, как мало делается для создания «Большой Румынии» в составе Румынии, Молдавии, украинской Бессарабии и украинской Буковины, в Бухаресте начали обращать внимание на взаимодействие с народами, которые традиционно живут на территории Румынии и могут содействовать воссозданию «Румынской мечты». Если работа с молдаванами по румынизации протекает с переменным успехом, но движется в нужном русле, то процессы в Бессарабии и на Буковине долгое время стояли на месте. И только после 2008 года кризис на Украине ускорил процессы по вовлечению граждан Украины в эту деятельность. В чём она состояла?
Во-первых, гражданам с румынскими корнями выдавались паспорта Румынии. Во-вторых, гражданам с молдавскими корнями выдавалась карта румына и возможность получить паспорт Румынии по упрощённой процедуре. В-третьих, все остальные представители других национальностей могли через определённую процедуру получить карту румына, а по прошествии нескольких лет и паспорт. Паспорт — это возможность беспрепятственно въезжать в Румынию, а в дальнейшем и в другие страны ЕС, а карта румына позволяла въезжать в Румынию без визы. Кроме того, румынские банки выдавали обладателям паспорта и карты румына кредиты под низкий процент и на хороших условиях.
Стоит сказать, что до 2008 года ромы не были активно вовлечены в этот процесс, пока не вмешались сразу несколько факторов.
Фактор первый. Экономический кризис и позорное решение по острову Змеиный позволили Румынии считать Украину слабым государством и запустили внутри румынского общества идею мягкого давления на Украину с целью других территориальных уступок.
Фактор второй. Румыны обнаружили, что за 20 с лишним лет государственности Украина не озаботилась учётом ромов, паспортизацией, созданием национальных школ и развитием их культуры.
Фактор третий. Румыны выяснили, что украинские власти путались в оценках количества ромского населения, причём эта оценка колебалась от 40 тыс. до 200 тыс. человек (сами ромы заявляют даже о 400 тыс. человек, хотя такая оценка, несомненно, завышена).
Фактор четвёртый. Румыны выяснили, что румынские и украинские, а также и молдавские цыгане фактически ориентированы на румынских баронов и склонны поддерживать их решения.
Активизация процессов в ромском обществе
Говорить об этих процессах как о подрывной деятельности можно, лишь изначально зная расклад — на первый взгляд, ничего подозрительного. Строятся школы, детские сады, центры цыганской (ромской) культуры, выделяются целевые кредиты для предпринимательства, оказывается помощь в развитии как традиционного, так и новых видов бизнеса. Если присмотреться внимательней, можно обнаружить уже упоминавшуюся выдачу румынских паспортов и карт румына (объявления можно найти даже в Киеве), оказание помощи в финансировании бизнеса, связанного с получением лицензий и разрешений (фактически часто речь идёт об уплате взяток за контрабанду товаров и грузов, а также об оборотных средствах для нелицензированного производства пищевого спирта, алкогольных напитков, сигарет, и т.д.). Не говоря уж о том, что ромы вовлекаются в производство синтетических наркотиков, наркоторговлю, торговлю людьми, оружием, способствуют незаконной иммиграции.
Фактически устойчивость таких процессов, независимо от их законности, говорит о формировании альтернативных центров влияния и фактической автономии ромских сообществ, всё больше и больше ориентированных в своей деятельности на страны Европы, чем на Украину. Евромайдан, а затем и события на востоке Украины заставили ромских баронов ближе взаимодействовать с Румынией и координировать свои шаги и усилия по давлению на украинские власти в области прав ромов, молдаван и этнических румын.
Так, вторая половина 2014 и начало 2015 гг. отмечаются возникновением центров по взаимному кредитованию — фактически выстраивается своя теневая банковская система. Также активизировались и криминальные группировки, которые оказывают давление на местные власти и сотрудников правоохранительных органов. Так, например, мобилизация в районах компактного проживания ромов была полностью сорвана.
Хоть ромы и не являются большинством среди населения на юго-западе Украины, но их активная позиция в сочетании с поддержкой со стороны Румынии заставляет предположить, что при дальнейшем ослаблении Киева они могут выдвинуть требование автономии. В случае какого-то крупного межэтнического конфликта Румыния вполне может ввести для охраны ромов и этнических румын в Бессарабию свои воинские подразделения. Также нужно сказать, что хоть ромы и не питают каких-то иллюзий в отношении своего будущего, но и быть народом, разделённым между тремя государствами, они тоже не хотят. А из них — Румынии, Молдавии и Украины —меньше всего для ромов за последние 24 года делала именно последняя. Ослабление Киева и отпадение от Украины ряда регионов заставляют ромов обратить своё внимание на Румынию и поддерживать её устремления по возвращению Бессарабии.
В целом ситуация хоть сейчас и выглядит внешне спокойной, но процессы, которым дал ход февраль 2014 года, набирают обороты. Каждое поражение Киева только укрепляет решимость ромов следовать этому курсу, а вновь и вновь ощущающиеся отзвуки надвигающейся экономической катастрофы лишь укрепляют их в своём желании получить независимость от Украины. «Зачем нам Украина с её войной, чтобы быть в ЕС, если есть Румыния с миром, которая и так уже в ЕС?» — такова типичная реакция на ситуацию.