Интервью В.Рыбакова для журнала «eSamizdat» (Италия)
опубликовано в книге "Напрямую: эссеистика, письма, интервью",
Спб. Из-во "Лимбус Пресс, ООО "Из-во К Тублина", 2008 - 400 с.
выложено на сайте Рыбакова http://rybakov.pvost.org/pdf/ryb-3.pdf
7. Еще о политике. В «Давних потерях» есть Ира Гольдбурт, де-
вушка еврейского происхождения. В других Ваших произведе-
ниях присутствуют намеки на еврейскую культуру (Например, в
романе «На будущий год в Москве»). Каково Ваше отношение к
еврейской культуре? К еврейской религии? К Израилю?
С Израилем — очень тяжелая ситуация. Я с огромным сочувстви-
ем отношусь к этому крайне своеобразному, одновременно и очень
человечному, и весьма жестокому государству (впрочем, жестоки все
государства, а вот человечностью могут похвастаться далеко не все...).
У меня в Израиле много друзей. То есть вообще-то я человек малооб-
щительный, и потому для меня, как для первобытного, все, что боль-
ше трех — много; численно у меня друзей и даже просто знакомых
отнюдь не сонмища — но изрядный их процент живет в Израиле по-
стоянно либо имеет там родственников и то и дело ездит к ним в гости.
Когда в Израиле взрывается очередной шахид или падает очередной
«кассам», у меня просто сердце кровью обливается, и первым делом
хочется выяснить: а наших-то не задело? И так далее...
Когда по отношению к евреям совершаются несправедливости, я
просто зверею. Ровно так же, как когда несправедливости совершают-
ся по отношению к русским.
Но, конечно, когда несправедливости совершаются евреями, я на
их стороне быть не могу. В общем, тоже как в случае с русскими.
Страну Израиль в 48-ом году просто сунули в осиное гнездо, в
пекло. Ведь эти земли не пустовали. Что проку говорить, что две ты-
сячи лет назад там была Иудея? Пятнадцать веков назад Берлин был
славянским городом. Если бы русские — или даже, например, вполне
любимые Европой поляки — под этим предлогом заявили претензии
на территорию Германии, как отреагировала бы Европа? Наверное,
без сочувствия... То же и тут. Веками арабы жили там, не тужили — и
вдруг здрасьте, я ваша тетя. Приезжают из России и из Европы обра-
зованные, уверенные в своей непогрешимости граждане и говорят: эй,
вас тут не было. Теперь мы тут живем.
Как к этому можно относиться? Захватчики! Нацисты!
С другой стороны, и евреям ведь некуда больше деваться! Тем из
них, кто хочет — и имеет на это полное право — жить в своей стране,
СРЕДИ СВОИХ, потому что страны своего проживания они так и не
смогли счесть Родиной, что делать? Они же две тысячи лет всей ду-
204
шой жаждали возвращения именно туда, под стены Храма! Они же
евреями-то только в силу этой великой надежды и остались! Не дали
себя растворить, ассимилировать, уничтожить... Это же величайшее,
удивительное явление культуры — будучи разбросанными по всему
миру, сохранить себя единым народом только благодаря общей для
всех, накрепко включенной в религию надежде! Всем нам следует по-
клониться перед евреями за такой подвиг! Да что там поклониться...
Если кому-то чего-то так неистово хочется, как евреям хочется туда,
просто-таки долг порядочного человека им помочь. Это же все равно,
что жизнь умирающему спасти. Пусть уж будет людям счастье!
Для того, чтобы развязать этот узел, нужна была предельная бе-
режность, максимальное чувство такта...
А вместо этого — что?
Вместо этого почти безысходный конфликт местных и пришлы х
кто только не использовал в своих интересах. Трумэн надеялся выма-
нить побольше евреев из СССР, а тех, кто остался бы, сделать пятой
колонной через преданность их Израилю. Сталин надеялся, что евреи
подорвут влияние Британии в Леванте, потому что Британия опира-
лась в тот момент на арабов. Потом США стали натравливать евреев
на арабов, а СССР — арабов на евреев. А те и рады, у них и у самих
кулаки чешутся, и у тех, и у других. Теперь колесо судьбы свершило
свой оборот, и уже израильтяне через еврейскую диаспору в Америке
натравливают США на Россию, а мусульмане через российских му-
сульман Россию — на США...
Словом, весело живется.