У вас ссылка на интересную статью: Инженерная культура,которую мы потеряли.
С благодарностью за ссылку привожу текст этой статьи для его обсуждения и сохранения в архиве форума. Там интересны и многочисленные комментарии. Копирую несколько из них.
В оригинале имеются рисунки беграмотных диодных мостов, нарисованных кандидатами на должность. Здесь только текст, но суть проблемы понятна.
Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.
Преамбула
Место действия: Москва, август сего года.
Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.
Вместо пролога
Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.
Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…
Фабула
Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.
Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.
В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.
Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:
Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.
В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?
Вместо эпилога
Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…
Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.
КОММЕНТАРИИ
just_prepod
,
19 августа 2014 в 13:44
#
Для создания всяких крутых штук, как уникальных (навроде коллайдера и космической станции), так и массовых (типа томографов и робомобилей) действительно нужно огромное количество разносторонне квалифицированных специалистов. Однако, практика показала, что мечты Стругацких об «обществе младших научных сотрудников» оказались несостоятельны. Поэтому советы и проиграли холодную войну — на западе циничные руководители поняли это гораздо раньше. Нынче расчёт строится на том, что 5% людей создают новые технологии, 10% поддерживают то что есть, а остальные либо занимаются неквалифицированным трудом, либо сидят на пособиях (что для общества выгоднее — пока непонятно).
Ну а исходя из этой картины есть два варианта. Либо прогресс остановится (потому что силами продуктивных 15% невозможно будет построить корабль до альфы-центавры за приемлемое время), а сами эти 15% к возрасту 25-30 лет будут настолько отличаться от остального населения, что будут фактически отдельной кастой. Либо благодаря насыщению технологиями повседневной жизни прогресс будет всё же медленно происходить (например, 200 лет назад средний житель Европы не умел читать-писать, а сейчас такие люди встречаются крайне редко).
Какой из вариантов развития события наступит — дело индивидуальных убеждений, кмк. Я могу собрать аргументы за оба варианта, но в силу врождённого оптимизма верю во второй :) В любом случае, в техногенную катастрофу из-за людей, не умеющих рисовать диодные мосты я не верю, поэтому выбрал в опросе третий вариант.
+3
Biochemist
,
19 августа 2014 в 13:51
#
↵
↑
Я, во многом с Вами согласен. Для меня лично, очень большой вопрос представляет следующее — а достаточно ли будет этих 15% для безопасного существования в той эко- и техносфере, которая уже создана и продолжает создаваться ударными темпами? Ну и второй вопрос — более прозаический — как найти тех, с кем можно работать из этих 15%? Поверьте, по результатам тестов нарисованная Вами картина с 15%-ми кажется потрясающе оптимистичной…
+8
Nehc
,
19 августа 2014 в 14:41
#
↵
↑
Безопасность определяется к сожалению не пониманием азов, а продуманностью интерфейса и четким следованием инструкциям. Так у «пытливого ума» с «горящими глазами» шансов испортить что-то, что до того работало в попытках понять, КАК — значительно больше чем у простого «пользователя», для которого это все «магия». И к сожалению (а может и нет — кто знает!) современная техносфера ориентирована именно на скрытие от пользователя деталей и сути процесса, на значительное упрощение интерфейса, иногда ценой весьма значительных усложнений конструкции… Так у современных авто под капотом все агрегаты скрыты под черным пластиковым кожухом, а пробки для долива масла и охлаждающий жидкости желтые и снабжены пиктограммами, у современных телефонов по умолчанию недоступен root, и, зачастую, его получение — нетривиальный процесс. Однако следование подобным «правилам игры», позволяет обеспечивать безопасную эксплуатацию устройства, даже при отсутствии у пользователя какой-бы то ни было квалификации… Причем, насколько я понимаю — не только эксплуатацию, но и обслуживание!
Вполне представляю ситуацию, когда в обществе вообще нет людей, имеющих представление о технологии, доставшейся им в наследство от предков, однако оное общество вполне успешно и повсеместно использует эту технологию. Магия однако!
0
3dtim
,
19 августа 2014 в 15:34
#
↵
↑
Высшая ступень технологии — это позволять неоандертальцам даже проектировать новые изделия также не имея понятие как всё работает! Т.е. банально юзер задает нужные ему свойства и качества и система сама решает как это сделать.
+2
boblenin
,
19 августа 2014 в 16:49
#
↵
↑
Об этом Лем писал в магелановом облаке. Только с позитивными нотками, а не так как вы — мрачно.
*******
↑
Зарплата у нас не 100к, но на мой взгляд не самая плохая. И дело не в том, что мне жалко денег или чего-то там еще. Понимаете ли, если выпускник вуза, нулевой, не имеющий опыта и знаний а лишь пытливый ум будет сразу получать 100к, то каковую Вы представляете себе тогда стоимость продуктов, лекарств, медицинских услуг и прочего? Вы понимаете, что в этом случае, себестоимость всех процессов (например промышленных) увеличится в разы! Поверьте, зарплата весьма достойная, и неплохой пакет бонусов. Все же мы службу формируем по западным образчикам. Но она должна состоять из специалистов. Замечу также, что по нашему опыту, первые полгода сотрудник лишь обучается, не генерируя реальной прибыли. С нашей стороны это чистая инвестиция, также как и весьма дорогостоящие стажировки за рубежом. Но лучшим индикатором рыночности зарплаты, конечно, является сам рынок и количество отзывов. Поверьте, их немало.
+24
Yavanosta
,
19 августа 2014 в 14:22
#
↵
↑
Тут проблема немного в другом. По опыту своего выпуска (2013 год) могу сказать. Есть три вида выпускников:
— имеют пытливый ум, знания и опыт (работали с 3-4 курса). Хотят 100+ т.р. и многие получают
— не имеют ни пытливого ума, ни знаний, ни опыта, в институте научились мало чему. Хотят любую цифру, но либо устраиваются на мизерную з.п. либо не могут найти работу вообще
— в третью группу уходят все те, кто решили не связывать жизнь с полученной инженерной профессией, и получают самые разные зарплаты в зависимости от того, куда ушли. Таких где-то от трети до половины наверное, но эта группа нас не интересуют.
Как видите тех самых «выпускник вуза, нулевой, не имеющий опыта и знаний а лишь пытливый ум» не существует вообще. Имея пытливый ум, можно уже на третьем курсе понять, что в институте тебя почти ничему не научат и начинать учиться на работе за любую ЗП, чтобы к окончанию иметь опыт и знания.
*******
Wagner
,
19 августа 2014 в 16:03
#
↵
↑
Формируя сервисную службу по западным образчикам мне кажется автор реально не имел опыта работы с западными сервисниками. Не думаю что сильно ошибусь если скажу, что 7 из 10и сервисников высокотехнологичеого электрооборудования не смогут нарисовать диодный мост, а двое из трёх кто сможет — нарисуют с ошибками. При работе с высокотехнологичным оборудованием работа сервисника — это поиск неисправности и блочная замена деталей/узлов. И делают они свою работу по инструкциям производителя которые в большинстве своём не предоставляют детальных схем с диодными мостами. В большинстве случаев это будет алогоритм действиий типа ошибка — проверить это — не рабоатет — проверить вот то — заменить. Почему? Потомучто на пресловутом западе существует и эффективно работает абсолютное разделение труда и существует строгая иерархия кто что должен знать и уметь. Поэтому найти среди сервисников грамотного инженера-электроншика можно только случайно и в качестве исключения. Грамотный электронщик попросту не будет работать на зарплату сервисника.
Я понимаю что для нашего менталитета в это сложно поверить, но ремонтник на том самом пресловутом западе — это работник низкой квалификации, ну может не низкой, но уж точно не высокой. Поэтому ориентироваться в этом счысле на тот самый запад будет неверно.