Российско-американские отношения после украинского кризиса: РП побывала на открытии «Всемирного российского форума»
В Москве 8 сентября стартовал «Всемирный российский форум» — традиционно он проходит раз в год в Вашингтоне, но на этот раз, видимо, в ответ на кризис в отношениях между Россией и США, мероприятие проводилось дважды — в столицах обеих стран.
Вашингтонский форум прошел в середине июня в одном из зданий Сената. Обычно в этих мероприятиях участвуют политики и ученые и из России, и из США. Например, в разгар «Перезагрузки» в 2010 году в рамках мероприятия в Вашингтоне встречались российские парламентарии и их местные коллеги, выступали заместители министров и чиновники DEA. В этом году в американской части форума приняли участие два бывших посла — Владимир Лукин и Джек Мэтлок — и действующий представитель России в Соединенных Штатах Сергей Кисляк.
Московская версия форума была менее представительна. Судя по программе мероприятия, единственным официальным представителем российских властей был депутат Госдумы Илья Костунов, а единственный американский конгрессмен, по словам организаторов, отбыл из Москвы в связи со срочными делами еще до начала заседания.
Тема мероприятия был сформулирована так: «Продвижение конструктивной повестки дня американо-российских отношений». Президент американского университета в Москве Эдвард Лозанский, организатор форума, последовательно отстаивает позицию, согласно которой у наших стран есть гораздо больше точек соприкосновения, чем поводов для конфликтов. В частности, по мнению Лозанского, сотрудничество российской и американской сторон необходимо для противостояния международному терроризму и наркотрафику, распространению оружия массового поражения, а также в проектах, посвященных экологии и исследованию космоса.
Отголоски украинского кризиса, тем не менее, были слышны почти в каждом выступлении первой секции.
Открывая форум, Лозанский напомнил собравшимся историю мероприятия. Прообразом нынешнего форума, по его словам, была встреча американских политиков и общественных деятелей с секретарем ЦК Александром Яковлевым в 1989 году. Идеолог перестройки надеялся убедить западных партнеров в искренности намерений властей СССР. Доклад американской делегации, в котором содержалось предсказание распада Советского Союза и рекомендации по интеграции России в структуры западного мира, тогдашний президент Джордж Буш-старший проигнорировал.
Предваряя первое выступление, Лозанский рекомендовал участникам концентрироваться не на том, кто виноват, а на том, что делать. Первый спикер, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, этому совету не внял. «Как развивать сотрудничество с людьми, которые развязали против вас войну — пока холодную — но не только потому, что артиллерийский обстрел наших территорий не вызывает никаких протестов со стороны Соединенных Штатов, — недоумевал эксперт. — Во всем всегда виновата Россия. Мы себя чувствуем сербами во времена уничтожения Югославии», — сказал он. Делягин не доверяет международным экспертизам и уверен, что США «поддерживают нацизм по необходимости, поскольку это единственная русофобская сила», и не считают россиян людьми и, соответственно, субъектами гуманитарных прав.
Делягин настроен крайне пессимистично: раз, по его мнению, президент США Барак Обама регулярно лжет, то он знает, что ему нет необходимости заботиться о своем образе в истории. «Значит, никакого "потом" не будет. В ближайшем будущем будет нечто такое, что затмит любые его действия», — уверен эксперт. По его словам, тактика экспорта хаоса, которая позволяет поддерживать экономику Соединенных Штатов, представляя их единственной тихой гаванью, себя исчерпала, и настало время сжигать долги, а для этого необходима большая война. Соответственно, предложение Делягина свелось к предотвращению развязывания Третьей мировой войны «хотя бы между ядерными державами».
Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко попытался снизить накал, пояснив, что люди и компании, которые он представляет, страдают от действий обеих сторон. Происходящее на Украине он назвал войной между США и Россией, которую ведут подставные лица. Число членов палаты сократилось с 830 перед кризисом 2008 года до 600 — в основном за счет российского малого и среднего бизнеса.
Американские ТНК, в то же время, как были на российском рынке — так и остались. С местными крупными партнерами продолжают сотрудничать GE, Exxon, Chevron. Нынешние санкции осложняют им развитие, повышают издержки, но пока полностью работу не парализуют. В качестве иллюстрации Родзянко привел в пример ситуацию вокруг платежных систем Visa и MasterCard, которую удалось «перевести на переговорные рельсы».
Директор Института политических исследований Сергей Марков выразил надежду, что новый посол США в России Джон Теффт однажды получит приказ «не на ухудшение, а на улучшение отношений». Текущую ситуацию он считает уже не холодной, а гибридной войной. Эксперт выделил вопросы, которые страны должны решать совместно — исламский терроризм, сохранение окружающей среды, увеличение продолжительности жизни за счет увеличения расходов на медицинские исследования.
Марков, тем не менее, видит выход из сложившейся ситуации только через решение проблемы Украины. «Демократия является универсальным ответом не на все, но на очень многие вопросы, и для Украины главным ответом является демократия. Что это значит? Во-первых, отсутствие военных действий, а во-вторых — федерализм, — пояснил он. — Федерализм является краеугольным камнем американской демократии, на нем построено все. И то, что ряд политиков выступает против федерализма в Украине — мне это кажется очевидным предательством идеалов демократии. Мы должны довести это до внимания американского общества».
Затем эксперт вступился за свободу слова: «Средства массовой информации Украины должны быть прежде всего освобождены от террора со стороны правительства». В третью очередь Марков потребовал освободить всех политических заключенных, в-четвертых — расследовать политические убийства, а в-пятых — провести честные и справедливые выборы.
Хотя Марков и призвал напомнить американским властям об идеалах демократии, Россию в пример он приводить не стал. Напоследок эксперт остановился на фигуре президента США. «Кто манипулирует Бараком Обамой?», — спросил он. По мнению политолога, американского президента обманывают плохие советники, «поэтому хотелось бы призвать Барака Хусейновича Обаму освободиться».
Профессор Род-Айлендского университета Николай Петро порадовался редкому случаю, когда на фоне других спикеров он не будет выглядеть пессимистом. Последний год политолог провел в Одессе по программе Флубрайта, собирая материалы для книги об РПЦ. В своем выступлении он предложил отделить кризис украинской государственности от кризиса в российско-американских отношениях. Для разрешения первого вся выделенная и обещанная Западом помощь отстает от необходимой на порядок, а конфликт на востоке, по оценке Петро, является следствием кризиса национальной идентичности, который продлится еще десятки лет вследствие поддержки странами Запада только одной интерпретации украинской нации. Отношения с Россией, в свою очередь, стали заложниками успеха или провала этой интерпретации.
Это — экзистенциальный конфликт ценностей, укорененный, по оценке эксперта, в окончании холодной войны. Он вышел из-под контроля при Джордже Буше-младшем, и «перезагрузка» была попыткой снизить накал. В представлении Петро Соединенные Штаты возвращаются к более старой модели решения этого конфликта — доктрине сдерживания. В отсутствие у России очевидной идеологии это «неосдерживание» сконцентрировано на президенте Владимире Путине, а его конечная цель — предотвращение создания Евразийского союза. Нынешнюю политику санкций эксперт сравнивает с доктриной отбрасывания и возлагает свои надежды на новые поколения, не отягощенные воспоминаниями о холодной войне и более склонные видеть в россиянах партнеров.
Бывший аналитик ЦРУ и один из основателей организации «Ветераны разведки за здравомыслие» (Veteran Intelligence Professionals for Sanity) Рэймонд Макговерн посетовал на то, что в США не осталось свободных СМИ. Точка зрения, согласно которой аннексия Крыма была лишь следствием переворота в Киеве, по мнению Макговерна, в прессе не представлена. Пресса, как считает эксперт, забывает и о приглашении Украины в НАТО в 2008 году вопреки предупреждениям российского МИД, и о том, что бывший президент Виктор Янукович из предложений ЕС и Путина просто выбрал более выгодное.
Макговерн возмущен эвфемизмами, которые используют западные СМИ, — например, он уверен, что «ополченцы» самопровозглашенных республик сепаратистами не являются и совершенно не желают отделяться от Украины. Его организация появилась в ответ на манипуляции политиков разведданными, и в связи с этим опубликованные НАТО спутниковые фотографии российской бронетехники он называет «позором». Нынешнее перемирие, по его словам, удержится «в той мере, в которой Барак Обама способен влиять на своих марионеток в Киеве — Яценюка и Порошенко, и в той мере, в которой президент Путин сможет позаботиться о том, чтобы людей на востоке и юго-востоке Украины не провоцировали ужасные фашисты, которых на самом деле даже Порошенко не контролирует».
В завершающем первую секцию выступлении гражданская активистка Шэрон Теннисон рассказала о своей организации — «Центре гражданских инициатив» (Center for Citizen Initiatives). Основанная на пике кризиса отношений между СССР и Западом после инцидента с южнокорейским «Боингом» в 1983 году, она, по словам Теннисон, положила начало гражданской дипломатии между двумя сверхдержавами. Тысячи простых американцев увидели Советский Союз своими глазами. Центр основал первые группы «анонимных алкоголиков», экологические организации, группы обмена опытом в сельском хозяйстве и — ближе к 90-м — поддержки бизнеса. В завершение выступления Теннисон выразила готовность изучить любые предложения о том, как ее центр может помочь в нынешней ситуации.