8 октября за одним круглым столом собрались представители 10 формальных и неформальных организаций учёных, сформировавших Совет научных сообществ. По итогам четырёхчасового заседания принято решение об учреждении Комиссии по общественному контролю за ходом и результатами реформ в сфере науки.
Закон о «реформе РАН» будут применять, а значит, академических учёных ждёт длительное противостояние с властью за судьбы конкретных лабораторий и научно-исследовательских институтов. Созданные Совет и Комиссия – это попытка скоординировать действия всех сил, заинтересованных в выживании науки в России.
Зафиксировано 5 основных направлений деятельности, под каждое из которых создана специальная рабочая группа: 1) мониторинг реформ и коммуникация с теми, кого она напрямую затронет; 2) независимая профессиональная оценка научных коллективов; 3) экспертный анализ нормативных актов по реализации «реформы»; 4) юридическая поддержка тех, кого вскоре придут раскулачивать; 5) подготовка массовых акций для привлечения внимания общества к проблемам учёных. В ближайшее время будут опубликованы фамилии и контакты координаторов, ответственных за каждое направление.
На самом деле, никто ещё точно не знает, каких конкретно шагов предстоит ждать от правительства, так что Комиссии предстоит работать в условиях навязанной властью повестки дня. Не избежать и очевидных противоречий внутри Комиссии: например, профсоюз РАН в лице своего руководителя Калинушкина обрушился с резкой критикой на модель функционирования научных институтов РАН, подготовленную Советом по науке при МОН (обе эти организации делегировали своих представителей в Комиссию). Впрочем, есть и намерение налаживать диалог и искать компромиссы: на следующей неделе будет организован круглый стол для обсуждения спорной модели.
Руководить работой Комиссии будет секретариат (5 человек) в составе: «академическое трио» (академики РАН Захаров, Кулешов, Рубаков), вышеупомянутый Калинушкин и Сафонов (Совет молодых учёных РАН). Научно-образовательная колонна (в моём лице) выступила против засилья академических феодалов в управляющем органе, но поддержки коллег не нашла. Фейгельман даже назвал нашу позицию неприличной.
Кстати, в начале собрания вообще обсуждалось, должны ли представители молодых учёных РАН (оргкомитет митинга 24 августа) и Научно-образовательная колонна войти в Совет. Несмотря на возражения Гельфанда и Фейгельмана, эти организации получили полноценные два голоса каждая (как все).
Сейчас сложно определить, что вновь созданной Комиссии удастся предпринять. Увы, но в Кремле не принято налаживать диалог с научным сообществом, а практикуется лишь имитировать его при помощи лояльных экспертов. В любом случае, выстроить коммуникацию между российскими учёными и остальным обществом – важнейшая для России задача вне зависимости от актуальных событий. Так что пожелаем Комиссии быть чуткой к мнениям разных групп российского общества и удачи, разумеется!