|
От
|
А. Решняк
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
11.07.2013 13:43:45
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Логия методов правительственных проектов Роспила-освоения гражданских средств.
Просто безусловно отношусь именно скептически ко всем этим новациям и инновациям, наверняка у чиновников есть какие-то коррупционные манипуляции, но в логике и научном общесистемном подходе-логии методов, механизмов и всей концепции - это всегда лучше чем ничего или там непонятные заумности какие-нибудь.
С уважением.
Чиновников могут обязать самих искать частные инвестиции
Юлия Синяева 29.04.2013
rbcdaily.ru/economy/562949986810341
Как стало известно РБК daily, сейчас в правительстве готовится новая концепция по использованию госинвестиций. Чиновников научат самостоятельно искать средства на инфраструктурные объекты. Лишь после того как они найдут инвестора и обоснуют необходимость строительства объекта, заявка сможет рассчитывать на часть бюджетного пирога. Сама концепция может оказаться на столе президента уже через год.
О том, что сейчас в правительстве готовится новая концепция госрасходов, призванная усилить контроль за тратой бюджетных средств, направляемых на финансирование инфраструктурных объектов, РБК daily рассказал источник в Белом доме. Это же подтверждает высокопоставленный чиновник правительства. «Обсуждение идёт на площадке «открытого правительства» при участии Минэкономразвития и Минфина», — добавляет член рабочей группы Экспертного совета при правительстве, гендиректор ХК «Композит» Леонид Меламед. Суть нового подхода заключается в том, чтобы найти альтернативные госинвестициям механизмы (частные инвестиции, частно-государственное партнерство) для тех инфраструктурных проектов, где это возможно. Заявители (ведомства, министерства, регионы и др.) должны будут проводить с участием бизнес-сообщества анализ рынка и находить частные инвестиции под свои инфраструктурные заявки.
Черновой вариант концепции предполагает, что механизм отсева бюджетных запросов будет включать несколько этапов. На первом необходимо будет показать, что запрос на использование казённых средств соответствует ключевым показателям (KPI) ведомства и основным направлениям деятельности правительства. На втором сам заявитель должен будет проводить поиск альтернативных госинвестициям вариантов. Мировой опыт показывает, что работа по поиску занимает не менее трёх лет, поясняет Леонид Меламед. Пока предполагается, что заявитель ежегодно будет отчитываться перед Минфином о проделанной работе, а в бюджет будет закладываться уже конечная сумма с учётом достигнутых с частным инвестором договоренностей, т.е. федерально-муниципальная бюджетная сумма средств как часть от всего инвестиционного проекта, предусматривающего закреплённые договорами частные инвестиционные средства.
Планируется, что новые обязательства для ведомств и остальных заявителей могут быть закреплены в отдельном законе, хотя окончательного решения по поводу нормативного облика концепции пока нет. Всю работу по доработке концепции планируется завершить до середины 2014 года, говорит собеседник РБК daily. В Минфине оперативный комментарий предоставить не смогли. В Минэкономразвития поясняют, что в отношении инвестпроектов стоимостью выше 8 млрд руб. (а также по решению правительства) ведомство и так проводит проверку. Повысить эффективность использования бюджетных средств поможет внедрение механизма обязательного публичного технологического и ценового аудита, добавляют в министерстве.
Поручение о том, что в отношении ряда крупных инвестиционных проектов с госучастием необходимо провести эксперимент по организации ценового и технологического аудита, меньше месяца назад подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Аудит является обязательным элементом новой концепции, поясняет министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. К примеру, сейчас независимый аудит проводится по нескольким энергетическим проектам на Дальнем Востоке (строительство Якутской ГРЭС-2, высоковольтной линии подстанции в Ванино-Советскогаванском узле и др.), работу ведёт Сбербанк. Аналогичная работа будет проводиться и в отношении четырёх участков автомобильных дорог (новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-7 «Волга», участки скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, реконструкция М-1 «Беларусь»), для этого планируется привлечь одну из компаний «большой четвёрки». «Принять новую концепцию будет непросто, я ожидаю здесь больших серьёзных дискуссий. Это против всей логики госрасходов по заявкам. Но если идти по другому пути, то расходы будут низкоэффективными», — считает г-н Михаил Абызов.
Опрошенные РБК daily ведомства и представители бизнеса пока не знают, чем обернётся для них нововведение. «Сейчас заявки на инвестиции из бюджета и так проходят много фильтров, получить финансирование совсем не так просто, как кажется», — в один голос заявляют представители нескольких крупных госкорпораций. В Минкомсвязи и Минэнерго запрос РБК daily проигнорировали. В Минтрансе посчитали, что пока вопрос комментировать преждевременно. По данным Минтранса, в прошлом году, к примеру, инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета составили около 440 млрд руб., а общий объём инвестиций по всем видам деятельности — 1,3 трлн руб.
Сергей Собянин научит Антона Силуанова правильно тратить
Юлия Синяева 11.07.2013
rbcdaily.ru/economy/562949987805463
Столичный мэр Сергей Собянин совместно с чиновниками из Белого дома думают, как повысить эффективность бюджетных расходов. Итоговые предложения войдут в доклад Владимиру Путину к сентябрьскому заседанию Госсовета. Как стало известно РБК daily, среди возможных новаций — открытость для частных инвестиций, внедрение механизма ГЧП (государственно-частное партнёрство), формирование «гражданских бюджетов» и вложение пенсионных средств в инфраструктурные проекты.
Рабочая группа Госсовета была сформирована в мае этого года, её возглавляет мэр Москвы Сергей Собянин, его заместители — министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов и министр финансов Антон Силуанов, рассказали РБК daily несколько федеральных чиновников. В «открытом правительстве» и мэрии Москвы эту информацию подтвердили.
Последнее заседание рабочей группы состоялось 4 июля, по его итогам были сформированы предварительные предложения (есть в распоряжении РБК daily). Они включают семь направлений: ГЧП, закупки, общественный контроль, открытость, государственные и муниципальные услуги, устойчивость и сбалансированность бюджета. Итогом обсуждений должен стать план по повышению эффективности расходов, который будет представлен Владимиру Путину в сентябре этого года в виде доклада.
Согласно исследованию Минрегиона, сейчас регионы неэффективно расходуют средства как минимум по нескольким направлениям — ЖКХ, образование, строительство, здравоохранение, госуправление, сфера экономики. Только по этим статьям неэффективные расходы составили около 1% ВВП. Большая часть нецелевых расходов приходится на ЖКХ (10—13% всех расходов на отрасль) и образование (11—20%).
Стимулировать эффективность расходов предлагается несколькими способами. Одна из идей базируется на новой концепции о госинвестициях (см. статью «Чиновников могут обязать самих искать частные инвестиции» в РБК daily от 29.04.13), говорит федеральный чиновник и подтверждают два члена рабочей группы. Документ сейчас готовит Минфин совместно с экспертами. Его главная идея: чтобы рассчитывать на часть «бюджетного пирога», нужно доказать, что привлечь частного инвестора в проект невозможно, объясняет чиновник из Белого дома. Когда будет завершена работа над концепцией, в Минфине пояснить не смогли.
В итоговый доклад, скорее всего, войдут и предложения по развитию ГЧП в России, говорит г-н Абызов. Проблема обсуждается давно, однако её решение так и не найдено. Многие формулировки требуют юридического уточнения, отмечает министр. К примеру, в законодательстве отсутствуют нормы о заключении соглашений ГЧП, не прописан порядок предоставления земельных участков под инвестпроекты. Чтобы переломить ситуацию, эксперты предлагают законодательно закрепить проведение конкурсов на право заключения соглашений о ГЧП, особенности налогообложения частных инвесторов, прописать гарантии и права потенциальных вкладчиков, а также предусмотреть возможность направления пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты.
Ещё одной мерой может стать переход на новую систему закупок (закон о Федеральной контрактной системе был подписан президентом осенью этого года). В частности, предлагается создать единый федеральный орган, ответственный за ФКС, крупные закупки отдавать на экспертную оценку и проверку, ввести общественное общегражданское обсуждение для контрактов дороже 1 млрд руб.
Ещё один блок предложений касается открытости и прозрачности бюджета. Предлагается создать понятные обывателям версии бюджетов, разработать отдельный закон, регламентирующий раскрытие информации, и т.д.
Многие из предложений уже учитывают практику регионов, попытавшихся реформировать систему бюджетных расходов (за 2011—2012 годы субсидии на соответствующие программы получили 26 регионов). «Москва представила свои лучшие практики. Это касается перехода на программный бюджет, повышения качества госуслуг, формирования контрактов жизненного цикла, концессионных соглашений, общественного гражданского контроля бюджета с помощью интернет-ресурсов», — говорит источник в столичном правительстве.
«Столица является лидером по внедрению программного бюджета, она полноценно внедрила этот подход ещё в 2012 году. Здесь же была отработана практика встраивания планов по госзакупкам в проект бюджета, развита система финансового контроля с широким общественным свободным гражданским участием», — рассказывает заведующий кафедрой факультета госуправления РАНХиГС Владимир Климанов. Сейчас к разработке и реализации госпрограмм готовятся 45 российских субъектов.
То, что Сергей Собянин возглавляет рабочую группу, неудивительно. Часть из готовящихся к Госсовету предложений перекочевала из программы Белого дома по повышению эффективности расходов до 2012 года. Документ был принят в 2010-м, когда Сергей Собянин занимал пост вице-премьера. «Тогда бумага неофициально называлась программой Собянина-Кудрина», — рассказывает источник в мэрии.