|
От
|
П.В.Куракин
|
|
К
|
Кравченко П.Е.
|
|
Дата
|
24.09.2009 13:29:36
|
|
Рубрики
|
Программа;
|
|
Re: Что вы...
>>СССР обеспечивал весь СЭВ автомобилями и металлорежущими станками, задушим много производств в "братских странах". Западные левые интеллектуалы абсолютно справедливо называли это социал-империализмом.
>Вот я болше помню. как строили заводы чуть н по всему миру, причем для других, не в свою собственость...
за хорошие деньги - http://www.mashportal.ru/machinery_world-2350.aspx
Даже "интернациональную помощь" оказывал на коммерческой основе (золото Испанской республики потом очень пригодилось - пошло на оплату ленд-лиза).
Вообще, СССР никого никогда не кормил, даже самых нищих:
"Отношение Советского Союза к Афганистану формировалось с конца пятидесятых годов под решающим влиянием этих гегемонистских устремлений. Социал-империалисты заблаговременно обеспечили себе монополию на поставки оружия в Афганистан. Стокгольмский международный институт исследований мира указывает, что стоимость советских поставок оружия Афганистану с 1960 г. по 1968 г. составила 120 млн. долл., из которых они взяли «только» 70 млн. долл. (SIPRI: Stockholm International Peace Research Institute. The Arms Trade with the Third World (Торговля оружием с Третьим миром). — 1971 г. — сс. 501-505). Параллельно этому социал-империалисты открыли Афганистан с помощью способных выдерживать танки бетонных дорог в рамках программы «помощи развитию» в 1964 г., сократив расстояние от советской границы до Кабула на треть и соединив Кушку (Советская Туркмения) с западно-афганским городом Герат — и далее с Кандагаром на юге страны.
Но империалисты США тоже не сидели сложа руки. Они построили дороги из Персии и Пакистана в Кабул. Вместе эти две великие державы проложили 10 тыс. км. дорог через горы Афганистана за 1963-1973 гг. Чтобы одержать верх в борьбе с другой сверхдержавой за контроль над Афганистаном, советские ревизионисты бесстыдно злоупотребили доверием народов Афганистана, которое социалистический Советский Союз заработал с 1920-х гг. Они обеспечили обучение сотням афганских офицеров ежегодно и подчинили их своему идеологическому и политическому влиянию на «курсах» в Советском Союзе.
В рамках этой темы мы не можем вдаваться в подробности экономической зависимости Афганистана от Советского Союза. Достаточно сказать, что около 50% внешней торговли Афганистана приходится на Советский Союз, но большая часть экспортных доходов остается в Советском Союзе в качестве выплаты процентов. В начале 1980 г. Афганистан был должен Советскому Союзу $1.6 млрд. Природный газ наиболее важен из всего экспорта Афганистана. Была оговорена поставка около 70 млрд. кубометров газа Советскому Союзу до 1985 г. («Frankfurter Allgemeine Zeitung» за 7 января 1980 г.).
"
(c) Вилли Диккут, "Реставрация капитализма в СССР". Диккута, конечно, как и все вообще, надо читать осмотрительно. Я с его выводами не согласен сплошь и рядом, но он дает массу интереснейших данных. Взаимодействие СССР с союзниками по СЭВ было сложным. Та же нефть, которая СЕЙЧАС делает нас колонией, делала СССР метрополией:
"Советский Союз и другими способами использует зависимость стран СЭВ от поставок сырья из СССР. 7 июня 1962 г. Совет Экономической Взаимопомощи принял «основные принципы международного социалистического разделения труда», которые предусматривают, помимо прочего, «взаимную поддержку в расширении сырьедобывающих отраслей через финансовые вклады стран, заинтересованных в этой продукции» (Handbuch der Verträge — 1871-1964 (Справочник по договорам за 1871-1964 гг.). — c. 746).
После этого два советских нефтепровода были построены с использованием капитала и рабочей силы других стран СЭВ. Целый ряд предприятий по добыче сырья был создан в Советском Союзе с использованием капитала других стран СЭВ. Советский Союз получает долгосрочный кредит под низкие проценты, который выплачивает поставками сырья по советским ценам. В этой связи Юрий Беляев хвалит соглашение между СССР и Чехословакией, заключенное через месяц после вторжения в Чехословакию в 1968 г.:
«Другой яркий пример сотрудничества к взаимной выгоде стран СЭВ в развитии топливно-сырьевой базы — недавно подписанное СССР и Чехословакией соглашение о добыче в Советском Союзе нефти для нужд Чехословакии. В соответствии с этим соглашением Чехословакия предоставила Советскому Союзу выделенный кредит в размере 500 миллионов инвалютных рублей под один процент.
Большая часть этого кредита приняла вид поставок машин, труб и нефтяных установок для СССР. С 1971 г. Советский Союз возместит этот кредит поставками нефти по согласованным ценам. Между 1971 г. и 1984 г. будет поставлено 60 миллионов тонн нефти, больше, чем предусмотрено в долгосрочных торговых соглашениях. На переговорах между делегациями правительств Чехословакии и СССР в Москве (сентябрь 1968 г.) было подписано соглашение об увеличении поставок природного газа из СССР в Чехословакию от 1.3 миллиарда кубических метров (1970 г.) до 3 миллиардов в последующие годы. Кроме того, начиная с 1972 г. СССР обеспечит 2 миллиона тонн концентрата железной руды Восточнословацкому комбинату черной металлургии, что даст возможность сберечь 300 миллионов крон в инвестиционных фондах. В ответ чехословацкая сторона приняла обязательство поддержать строительство советских дальних газопроводов поставками стальных труб и грузовиков, частично на кредитной основе» (Juri Beljajew. Wirtschaftszusammenarbeit der RGW-Länder (Экономическое сотрудничество стран СЭВ). — c. 116).
В этом — два исходных преимущества для социал-империалистов: во-первых, они получают капитал для строительства новых предприятий в своей стране; во-вторых, они договором обеспечивают себе рынок для будущей продукции. От стран СЭВ требуется принять предусмотренные договором объемы, а цены диктуют социал-империалисты. Первое соглашение такого вида было подписано между СССР и ЧССР в 1960 г. Чехословакия поставляла оборудование для создания в СССР предприятий по добыче и обогащению руд и получала обогащенную железную руду и цветные тяжелые металлы.
Следующее соглашение этого типа между Советским Союзом и Чехословакией было заключено 23 сентября 1966 г. и касалось производства и транспортировки нефти в Советском Союзе. С 1969 г. до 1974 г. Чехословакия поставляла грузовики «Tatra», большие сварные трубы, оборудование для сварки больших труб и целую четырехвалковую с шириной листа 3600 мм металлопрокатную фабрику. СССР платил нефтью, начиная с 1975 г., как раз тогда, когда цены на эту нефть резко возросли.
Кажется, даже в ревизионистском руководстве Чехословакии раньше не было согласия относительно «выгоды» таких договоров. В любом случае примечательно, что третье дело такого типа заключено под военным давлением.
«Соглашение готовилось с начала 1968 г. (т.е., с падения Новотного и избрания Дубчека Председателем компартии — ред.) и было подписано именно в кризисный период Чехословакии. Оно стало одним из наиболее важных инструментов преодоления кризиса и постепенной стабилизации экономической и политической ситуации в Чехословакии. Подписание произошло непосредственно после августовских событий (после военного вторжения — ред.) 10 сентября 1968 г. В то же время были согласованы дополнительные советские поставки, которые помогли решить непосредственные проблемы Чехословакии с сырьем и продовольствием» (Ф. Мареш (F. Mares) (первый заместитель министра внешней торговли Чехословакии). 30 Jahre Handels- und Wirtschaftsbeziehungen UdSSR und CSSR (30 лет торговых и экономических связей между СССР и Чехословакией). — «Außenhandel» №4, 1975 г., c. 6).
Раньше такие дела в СЭВ были исключением. «Wörterbuch der Ökonomie des Sozialismus» («Словарь экономики социализма»), изданный в 1969 г. в ГДР, еще пишет относительно «бартерных операций» следующее:
«Форма международной торговли, основанная на обмене товарами без реального обмена валютой. Бартерная операция есть первичная, наиболее примитивная форма товарообмена и является сегодня исключением» (с. 424).
Эти слова доставили бы авторам неприятности сегодня, когда такие операции рассматриваются как особо яркие примеры «социалистической интеграции».
Помимо двусторонних соглашений сейчас имеется ряд договоров, привлекающих все европейские страны СЭВ к участию в строительстве предприятий в СССР с оплатой в виде поставок их продукции. Только Румыния смогла в некоторых случаях избежать этой «наиболее примитивной формы товарообмена».
Решающий прорыв был сделан социал-империалистами в 1971 г. с принятием правительствами стран СЭВ «всесторонней программы дальнейшего углубления и совершенствования социалистической экономической интеграции государств-членов СЭВ». Эта программа обязывает их совместно разрабатывать залежи сырья в СССР и развивать «специализацию и кооперацию» в производстве, которых мы позже коснемся подробнее.
В 1973 г. Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и СССР заключили соглашение по строительству в СССР комбината по добыче и обработке асбеста. Участники соглашения, кроме Советского Союза, обязались
«поставить СССР в период 1973-1979 гг. строительные проекты, материалы, машины и оборудование, потребительские продукты и другие товары, необходимые для строительства комбината. Список товаров и услуг, которые будут предоставлены СССР, включая объемы и даты, оговаривается в двусторонних соглашениях, заключенных между Советским Союзом и странами, участвующими в организованном сотрудничестве» (W. Solojew. Die neue Form der Zusammenarbeit der RGW-Länder in Aktion (Новая форма сотрудничества стран СЭВ в действии). — «Außenhandel» №9, 1974 г., c. 37).
В обмен СССР поставляет асбест с 1980 г. до 1991 г. Объем, который должен быть закуплен, уже установлен договором, а цена — еще нет. Относительно цен на асбест, который будет поставляться СССР, Солоев говорит:
«Цены товаров — предмет двусторонних соглашений. Они будут установлены на уровне установленных цен на подобные товары, которые используются в торговле между странами СЭВ в период поставки» (там же; выделение наше — ред.).
На 29-й конференции СЭВ в 1975 г. социал-империалисты добились наибольшего по настоящее время успеха в делах такого вида. Были утверждены следующие проекты:
• деревообрабатывающий комбинат в Усть-Илимске (на севере Иркутской обл.);
• Киембаевский асбестовый комбинат (Урал);
• сталелитейный завод около Курска;
• трубопровод для природного газа от Оренбурга до западной границы СССР;
• 750-киловольтная линия электропередач между СССР и Венгрией;
• никелевый завод на Кубе.
Это были отчасти новые проекты, а отчасти уже утвержденные. За исключением никелевого завода на Кубе, который мы рассмотрим отдельно, все эти проекты будут построены в СССР. Также интересно, что в соглашения включен Курский сталелитейный завод, хотя он строится западными монополиями. Очевидно, социал-империалисты хотят «братского участия» меньших стран СЭВ в оплате импорта западных технологий.
Строительство газопровода от Оренбурга до западной границы СССР ярко демонстрирует методы, используемые социал-империалистами в разграблении своих колоний. Газопровод имеет длину 2 750 километров и разделен на пять секций, за завершение и доставку каждой из которых в Советский Союз по графику ответственна одна из сторон соглашения — кроме Советского Союза. Статья в советской газете «Труд» за 7 апреля 1976 г. комментирует:
«Строительство на первом участке финансирует ВНР, на втором — ЧССР, на третьем — ПНР, на четвертом — ГДР и на пятом — НРБ. Но национальные отряды строителей на трассе располагаются иначе — в соответствии с двусторонними соглашениями. Например, на болгарском участке советские строители будут сооружать линейные части газопровода, строители из Венгрии — компрессорные станции, а Болгария ежегодно будет направлять в СССР на строительство объектов газовой промышленности, в том числе международный газопровод, по пять тысяч специалистов».
Слово «финансирование» относится ко всем затратам — не только к материальным издержкам, но также и к оплате, размещению и поддержке инженеров и рабочих. В придачу, в СССР появляются целые жилые комплексы. Рабочая сила для строительства газопровода также обеспечивается малыми странами СЭВ.
«Страны-участники общего соглашения направили к трассе большие, хорошо оборудованные строительные и монтажные компании наряду с необходимым штатом, способным обеспечить выполнение работы согласно установленному единообразному временному плану» (Ryzsard Ziólkovski, Nikolai Skotnikow. Sekretariat des RGW. Bedeutsame Vorhaben bis zum Jahr 2000 (Секретариат СЭВ. Важные проекты до 2000 года). — «Presse der Sowjetunion» №51, 1976 г., c. 15).
Этот метод эксплуатации колоний — прямая эксплуатация их рабочей силы — кажется, приобретает все больший размах. Например, с 1975 г. около 15-20 тыс. болгарских рабочих-«гостей» использовались лесообрабатывающей компанией в Советском Союзе.
Расходы стран СЭВ на реализацию совместных проектов по соглашениям очень высоки. Только ГДР должна была выделить на эти цели с 1976 г. по 1980 г. 8 миллиардов марок («Presse der Sowjetunion» №13, 1977 г., c. 5). Эта сумма недоступна для проектов в ГДР, и возникает вопрос, как ее финансировать. Финансирование частично обеспечивается базирующимся в Москве Международным Инвестиционным Банком (МИБ), созданным в 1971 г. Банк предоставляет кредиты в переводных рублях и западных валютах странам СЭВ и развивающимся странам. Но согласно своему уставу банк предназначен лишь для кредитования совместных проектов по разработке природных ресурсов и для мероприятий в связи с соглашениями по «специализации и кооперации» в производстве.
«Учреждение Международного Инвестиционного Банка стало необходимо для дальнейшей концентрации финансовых ресурсов. Он призван углубить процесс социалистической экономической интеграции», заявил директор правления банка Альберт Белеченко («Presse der Sowjetunion» №47, 1976 г., c. 12).
С 1971 г. до 1975 г. банк предоставил кредиты в общей сумме на 577.2 миллиона переводных рублей для инвестиций, общий объем которых превышает 5 млрд. переводных рублей («Presse der Sowjetunion» №25, 1976 г., сс. 20-21).
Трубопровод от Оренбурга до западной границы Советского Союза — один из проектов, частично финансируемых кредитами МИБ. Кредитный капитал банка в 1975 г. быстро увеличивался. Только в этом году он предоставил кредиты на 384 млн. переводных рублей. В балансовой ведомости МИБ непогашенный долг по предоставленным кредитам вырос с 186 330 000 переводных рублей на 1 января 1975 г. до 554 488 000 переводных рублей на 1 января 1976 г.
Процентная ставка этих кредитов — 4-6% — снизилась до 3-5% с 1974 г. до 1976 г. Кредиты проекту Оренбургского газопровода выданы всего под 2%. Эти сравнительно низкие процентные ставки применяются, однако, только к кредитам в переводных рублях. Страны СЭВ вынуждены частично брать кредиты в западных валютах. Это происходит, когда им нужно закупить предусмотренное оборудование для совместных объектов в западных империалистических странах. Для таких кредитов МИБ применяет процентные ставки международных инвалютных рынков.
Таким образом, социал-империалисты грабят страны СЭВ одновременно тремя способами. Во-первых, страны СЭВ должны влезать в долги перед МИБ — это означает на деле экспорт капитала социал-империалистами. Во-вторых, за счет этих кредитов и своих собственных фондов они должны строить предприятия в СССР. В-третьих, они должны обязаться закупить потом установленный объем продукции этих предприятий по ценам, продиктованным социал-империалистами.
"
Повторю -
СССР создал экономику качесвтенно той же структуры, как США, только количественно в меньших масштабах. ТОЛЬКО ЭТО можно считать полноценной национальной независимостью.
Вот какая политика проводилась в области машиностроения:
"Неоколониальная эксплуатация стран СЭВ социал-империализмом
Как работает на практике «международное социалистическое разделение труда», о котором говорят ревизионисты? Вообще говоря, Советский Союз сохраняет свою всесторонне развитую, сбалансированную экономику и все еще способен сам производить большинство товаров, необходимых для внутреннего потребления. Другие члены СЭВ, однако, все более специализируются на некоторых определенных продуктах (которые, как правило, способны производить дешевле, чем Советский Союз), производят их в больши́х количествах, и продают Советскому Союзу и, в некоторой степени, также другим странам СЭВ, капиталистическим странам Запада или Третьего мира.
С одной стороны, они зависят от Советского Союза как рынка сбыта, так как не могут сами потреблять все товары, изготовленные в режиме специализации. С другой стороны, они зависят от Советского Союза (и в некоторой степени от других членов СЭВ и других капиталистических стран) через импорт большей части тех товаров, на которых они не специализируются, и сырья, из которого они изготавливают свою продукцию. Советский Союз поэтому остается относительно автономным, в то время как другие страны СЭВ — полностью в его милости. В этом смысл «близкого объединения интересов», о котором любят говорить социал-империалисты.
В теории, отношения в пределах СЭВ являются ни в коем случае не двусторонними отношениями между рассматриваемой страной и Советским Союзом, а отношениями «всестороннего сотрудничества на основе равноправия» между всеми членами СЭВ. На практике, однако, все обстоит именно таким образом, как мы описали выше. Возьмем, к примеру, Польшу. Согласно «Малому статистическому ежегоднику Польши за 1969 г.» (с. 236), в 1950 г. Польша получала 28.8% импорта из Советского Союза, 13.2% из Чехословакии, и 11.5% из ГДР. Эти страны были, безусловно, тремя крупнейшими торговыми партнерами Польши. Можно было бы ожидать, что доли Чехословакии и ГДР увеличатся к 1968 г., так как СЭВ якобы продвигает всестороннее сотрудничество. На деле все произошло с точностью до наоборот: доля Советского Союза выросла до 34.5%, в то время как доля Чехословакии упала до 8.0%, а ГДР — до 10.4%.
То же самое с экспортом. Доля Советского Союза выросла с 24.3% (1950 г.) до 36.5% (1968 г.), в то время как доля Чехословакии снизилась с 9.2% до 8.6%, а доля ГДР с 13.9% до 8.0% (там же, c. 238).
Польша — не исключение. В немецкоязычном советском журнале «Neue Zeit» №14 за 1972 г. венгр Матьяш Сурош (Matyas Szuros) проницательно замечает: «наша страна связана с экономикой Советского Союза тысячью нитей» — и поясняет:
«В 1947 г. на Советский Союз приходилось 13.1% венгерской внешней торговли. В 1955 г. — 22%, в 1965 г. — уже 35.6%, в 1970 г. — 36%, и в 1975 —39% по плану. В 1970 г. 55% нашей торговли с социалистическими странами приходилось на Советский Союз…, роль внешней торговли в росте экономики Венгрии показывается фактом, что внешняя торговля обеспечивала в 1971 г. около 40% национального дохода. …На СССР (в последние пять лет — ред.) приходился 41% всего венгерского импорта сырья. Советский Союз покрывал от 90% до 100% наших потребностей в импорте некоторых продуктов (нефть, дизельное топливо, никель, железняк, руда, чугун, деловая древесина для бумажной промышленности, крепления для шахт и шоссе)».
«Советский Союз», пишут «Известия» от 23 ноября 1968 г., «полностью удовлетворяет импортные потребности чехословацкого хозяйства в нефти».
В 1956 г. Болгария получила 33% своего импорта из Советского Союза. В 1968 г. этот показатель составил 52% (Статистический ежегодник, Народная Республика Болгарии, 1969 г., сс. 185-186). В 1956 г. Болгария купила примерно три пятых импортных тракторов в Советском Союзе, остальное — в Чехословакии, Румынии и ГДР. А в 1968 г. она купила почти все 100% в Советском Союзе (там же, c. 210). Болгарский импорт советского дизельного топлива вырос с 19 000 тонн в 1956 г. до 409 000 тонн в 1968 г. За тот же период, однако, импорт из Румынии снизился с 139 000 до 27 000 тонн (там же, c. 211). Болгария в 1956 г. купила 14 000 часов в Советском Союзе и 41 000 в ГДР. Уже в 1968 г. она купила 666 000 в Советском Союзе и всего 600 в ГДР (там же, c. 217). Эти примеры удовлетворительно доказывают, что экономические отношения между странами СЭВ все более ориентируются на Советский Союз.
Что, собственно, такое «международное разделение труда»? Вот несколько примеров:
Восточногерманский журнал «Wirtschaftswissenschaften» №5 за 1958 г. сообщает о согласовании в СЭВ решения, что отдельные страны должны специализироваться на металлорежущих станках определенных типов. Из первоначально 25 типов Болгария теперь производит только 13, Венгрия — только 16 из 20 типов, ГДР — 56 из 64, Польша — 35 из 40, Румыния — только 6 вместо 14. Ни о каком ограничении числа типов в Советском Союзе не говорится. Советская «Экономическая газета» №41 за 1968 г. считает
«нецелесообразным изготовлять в Венгрии зерновые комбайны, в производстве которых Советский Союз имеет огромный опыт. Поэтому венгерское сельскохозяйственное машиностроение прекратило выпуск собственных комбайнов и переключилось на трактор Д4-К».
Это — не отдельные примеры. Ф.Н. Севяков пишет в восточногерманском журнале «Sowjetwissenschaft/Gesellschaftswissenschaftliche Beitrage» (1969 г.):
«В условиях научно-технической революции, в ходе индустриализации социалистические страны должны… с самого начала объединять предприятия, которые они планируют строить, в систему международного разделения труда, и проводить индустриализацию на основе внутреннего и международного рынка».
«Международное разделение труда» уже поднято здесь до наиважнейшего принципа всего индустриального развития стран СЭВ, которому должен быть подчинен каждый отдельный проект. Как уже упоминалось, в секторах, которыми они были должны пренебречь в ходе специализации, страны СЭВ станут зависимыми от советских поставок. Согласно «Статистическому ежегоднику Народной Республики Болгарии за 1969 г.» (с. 68), Болгария произвела в 1960 г. 75 000 велосипедов, а в 1968 г. — только 24 612. В 1960 г. она импортировала всего 400 советских велосипедов плюс 4 008 из других стран вроде Венгрии, ГДР и Чехословакии. В 1968 г. Болгарии пришлось импортировать 30 123 велосипеда из Советского Союза и 588 из других стран (там же, c. 217). Так что советские капиталисты не только захватили собственный внутренний рынок болгарских производителей, но также избавились от конкуренции со стороны «братских стран».
Следующий пример: Венгрия уменьшила свой выпуск тракторов с 3 583 до 2 797 за один год с 1967-го по 1968 г. («Статистический ежегодник за 1968 г.», c. 98). Советский Союз увеличил экспорт в Венгрию с 2 586 тракторов в 1967 г. до 2 644 в 1968 г. Венгерский импорт из Чехословакии резко упал с 2 104 до 525 единиц, а ГДР, продавшая 604 трактора Венгрии в 1967 г., была совершенно оставлена за бортом в 1968 г. (там же, c. 272).
Недавно Советский Союз попытался получить еще большее преимущество от зависимости венгерской экономики. Фр.Т. Цольх написал в «Frankfurter Rundschau» за 8 июня 1972 г., что
«Москва требует от своих партнеров крупных вложений в советскую горнодобычу и производство и, кроме того, снабжения Советского Союза машинами, конвейерами, оборудованием, трубами и т.п., на основе кредита; кредита, который был бы возмещен в форме поставок сырья. По всей вероятности, Венгрии кажется, что от нее хотят слишком многого».
Своими «международным социалистическим разделением труда» и «экономической интеграцией» социал-империалисты добиваются преобразования стран СЭВ в безопасные рынки для советских продуктов."