Радикальные инновации, или «воплощение мечты о коммунизме»
Писатель и публицист Максим Калашников убеждён в необходимости опережающего инновационного развития России и перехода в новую историческую эпоху с говорящим названием — Нейромир.
Справка STRF.ru: Калашников Максим, псевдоним Кучеренко Владимира Александровича, российский писатель, публицист. Одна из идей Максима Калашникова заключается в создании «Русского Братства» — сетевой организации, которая способствовала бы развитию отдельных регионов и страны в целом путём освоения новых технологий (как энергетического и транспортного характера, так и новых методик воспитания и обучения). Максим Калашников: «В Нейромире нет экономики, но есть креаномика — воплощение самой светлой мечты о коммунизме. Технологии Нейромира делают объективно ненужными товарно-денежные отношения». Если Россия уйдёт с мирового высокотехнологического рынка, то этого никто и не заметит, полагает доктор экономических наук Елена Ленчук. Примерна так же обстоят дела с инновациями и в Белоруссии. С одной лишь разницей — контроль за инновационным развитием в РБ более жёсткий: наукоёмкие компании каждый месяц сдают отчёт по инновационным программам, да и ответственность, по признанию белорусских учёных-предпринимателей, возросла.
Писатель и публицист Максим Калашников считает, что принимаемые правительствами РФ и РБ меры к инновационной революции всё-таки не приведут. А значит строительство светлого будущего — новой исторической эпохи Нейромир — состоится без нас.
Есть ли разница в инновационном развитии Белоруссии и России?
— Ни в Белоруссии, ни в Российской Федерации (намерено говорю «РФ») инновационного развития нет. В РФ причина проста — примитивная сырьевая экономика плюс коррупция отталкивают инновации. На них нет спроса. В Белоруссии другая беда — крайне забюрократизированная структура экономики. Батька Лукашенко, при всей моей симпатии к нему за то, что он сохранил промышленность, полностью подавил инициативу. В Белоруссии ничего не делается без его разрешения. Если Лукашенко чего-то не понимает в твоей разработке, ты не пробьёшься. Там даже имеется статья за самоуправные действия, грубо говоря — за инициативу. Да, в Белоруссии есть отдел инноваций при райисполкоме, открыты технопарки, но инноваций нет.
Мы написали письмо Лукашенко и попытались убедить его в том, что Белоруссию можно превратить в инновационный рай. Для этого надо лишь брать очень хорошие разработки и доводить их до ума. Пришёл ответ: «Вы нам присылайте (разработки), а мы посмотрим — брать или не брать». Отношение идентично тому, что бытует среди чиновников РФ.
Надо понимать, что отечественные инноваторы работают на пределе своих сил. У них нет ни сил, ни денег, чтобы выйти на стадию опытно-промышленных инноваций. Хотя исследования показывают, что эти технологии могут работать, более того — они выгодны. Но у нас масса достойных разработок, например, в строительстве, бьётся как рыба об лёд. Такой подход предопределяет достаточно трагическую судьбу всего постсоветского пространства, потому что без инноваций сейчас не выжить.
Нейромир — это следующий за капитализмом строй. Строй, где во главе угла — человек, его гармоничное развитие, а главная отрасль — «человекостроение» Доля затрат на науку в процентах от ВВП в некоторых странах
Вы обращались к руководству Белоруссии. Намерены ли Вы пообщаться с руководством Российской Федерации?
— Нет, это бесполезно. Передо мной — судьба десятков инноваторов, которые беспрестанно стараются достучаться до «верха». Но там отсутствует какое-либо восприятие, а потому попытки обращения бесперспективны.
Приведу заезженный, но очень наглядный пример. Ты приходишь к чиновнику из городского хозяйства и говоришь: «Я тебе предлагаю трубы из базальтового волокна. Ты их положил и забыл, их не надо выкапывать, перекладывать. Раз потратил деньги — и всё, они вечны, как римский водопровод». Чиновники тебе дадут от ворот поворот. Ведь чем больше тратится денег, тем больше чиновник «пилит». Чем больше труб надо перекладывать, тем ему лучше. Чем больше тратится топлива, тем больше его надо закупать и тем более крупную сумму чиновник положит себе в карман.
Ситуация с топливом вообще анекдотична! В письме Лукашенко мы упомянули, что у нас на примете есть разработка, которая может повысить эффективность тепловых электростанций (за счёт небольших усовершенствований достигается снижение расхода топлива на 15—20%). В итоге выяснилось, что те люди, которые предлагают сделать апгрейд электростанции, сидят в Беларуси и не могут там пробиться! Это в стране, где нужно снижать расход топлива! Впрочем, в РФ их разработка тоже, видимо, никому не нужна.
С надеждой на инновационный путь развития можно попрощаться Я считаю, что инновации в РФ нуждаются в двух элементах. Первый — это, как минимум, Лаврентий Павлович Берия сверху, который будет проламывать сопротивление чиновников и стрелять за то, что инновации затираются. И второй — нам не хватает самоуправления. Если люди берут в руки свою судьбу на уровне районов и городов, тогда инновации становятся важны. А у нас ни Берии наверху, ни самоуправления внизу. Поэтому здесь и сейчас — инновационное болото.
Справка STRF.ru: Правительство Белоруссии планирует с 2007 по 2010 годы создать 100 новых предприятий, организовать 386 новых производств, провести комплексную модернизацию 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых технологий. При этом предполагается, что около 1095 новых и модернизированных предприятий реального сектора экономики будут конкурентоспособными на европейских и мировых рынках. Всего этого в Беларуси намерены достигнуть, утроив затраты на исследования и разработки. На днях товарищ Медведев признал, что инновационное развитие мы провалили. Но нужных мер руководство страны не предпримет, потому что это означает уничтожение нынешней элиты, из которой они сами и вышли. Своих «сдавать» не будут. Коли так, то можно попрощаться с надеждой на инновационный путь развития. А поскольку он является единственным путём национального выживания, то это в будущем обернётся катастрофой.
Мы написали письмо Лукашенко и попытались убедить его в том, что Белоруссию можно превратить в инновационный рай Что Вы вкладываете в понятие «новая историческая эпоха Нейромир»?
— Это следующий за капитализмом строй. Строй, где во главе угла — человек, его гармоничное развитие. И главная отрасль — «человекостроение». Здесь уже не экономика, а креаномика. Можно сказать, воплощение самой светлой мечты о коммунизме. Технологии Нейромира делают объективно ненужными товарно-денежные отношения (все производится на месте из подножного материала, причём с минимальными затратами энергии и ресурсов). Здесь больше нет отходов (перерабатывается и идёт в дело всё), нет энергетики нефти и газа. Здесь — широчайшее самоуправление граждан (социальная система четвёртого поколения по Игорю Бощенко). И здесь возникает новая раса — сверхлюдей. Здесь максимально развиваются способности личности, а само общество напоминает нейронную сеть головного мозга.
Черты Нейромира мы с Сергеем Кугушевым описали в «Третьем проекте». Но о строе будущего сегодня говорят многие — Сергей Переслегин (когнитивная эпоха), Игорь Бощенко (нейросоц), Юрий Громыко (антропная эра). Даже создатель знаменитого фильма «Дух времени» Жак Фреско призывает идти, в общем-то, (если отбросить его нью-эйджерство) в похожем направлении (проект «Венера»).
Залог выживания русских — строительство такого мира первыми. Ибо в привычном капиталистическо-индустриальном порядке для нас места нет.
P.S. Думается, радикальная точка зрения Максима Калашникова найдёт немало оппонентов (в числе которых и ваша покорная слуга). Но в одном с ним нельзя не согласиться: пока инновации государственной элите не выгодны. Недавно руководитель одной наукоёмкой компании рассказывал о том, что он распорядился экономить газ (необходимый в производстве их продукции). Однако с бухгалтерской точки зрения выяснилось, что экономить его не только невыгодно, но и себе дороже. Теперь сотрудники этой компании в свободное от работы время жгут газ «вхолостую». А вот в Индии или Корее правительство за такую экономию доплачивает… Видимо, считает, что лучше сейчас заплатить, чем потом расплачиваться.