От Artur Ответить на сообщение
К Diver
Дата 23.02.2009 01:38:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Образы будущего; Идеология; Хозяйство; Версия для печати

Один в поле не воин

>> Если общественные проблемы обсуждать на уровне бытовой логики, да и на уровне бытового опыта, то так и получается.
>Для начала определимся: во-первых, здесь не просто "бытовая логика" (если а, то б), здесь линейное мышление (бытовая логика, если угодно) с учетом обратной связи, т.е., способ мшления, дающий возможность реагировать на изменения реальности. Во-вторых, не вполне ясны термины

Такая логика хороша для простых и известных ситуаций. А к чему она приводит в случае немного более сложном, увидим ниже.

>> Хомо-примитивус и Хомо-критикусе
>дают огромное поле для всеразличных интерпретаций.

Это конечно же не строгие термины, это словосочетания, рассчитанные на интуитивное понимание, хотя я сам конечно закладывал в них вполне определенный смысл. А точнее не в них, а в предложение, в котором они использовались. Об тоже ниже

>Теперь, к делу:
>> у всех людей реально существует способность к самоорганизации.
>очень может быть.
>> Значит вопрос только в том, каки именно формы получит эта способность к самоорганизации.
>Вовсе не значит. В логической цепи, отсутствует одно звено: что бы эта аморфная "способность к самоорганизации", начала реально проявляться, "влючилась", т.ск., необходим внешний импульс. Вот об нём-то и шла речь, т.е.,


Вот здесь бытовая логика сыграла очень плохую шутку. Дело в том, что явлений с самоорганизацией много, и во многих случаях нужна для их проявления очень сложная структура. Но пусковым сигналом может быть именно осязаемая всеми ситуация - т.е просто сигнал из среды. Самый простой пример - фазовый переход, допустим жидкость - твердое тело. Явление происходит при изменении температуры среды.
Для людей таким сигналом может являться некое событие, которое с точки зрения их шкалы ценностей неприемлимо. Я могу привести примеры из армянской жизни, уж извините. А про события из русской истории по видимому и говорил Игорь.
Этот пример кстати был описан и в "Ереванской цивилизации". Царское правительство в начале 20в решило, что армян обязательно надо ассимилировать, так как уже ясно увидели, что ни как не управляют процессами проходящим среди армяни, и при продолжении процессов, со временем армянские районы разовьются, общество разовьется, и потом отделяться от России.
Ну и так как ясно видели, что армянское общество держится вокруг церкви, то решили, что надо начинать именно с неё. Одним словом отняли у церкви всё имущество, начали отдавать его в аренду, запретили образование на армянском языке.

Однако армяне быстро все стали дашнаками, что бы те занялись общественно полезным делом, дружно игнорировали церковное имущество, которое власти давали в аренду(т.е никто не брал это имущество в аренду), в русские школы все дружно перестали отдавать детей, и обучение проводили сами, где угодно.

Через некоторое время, до императора дошло, что таким путем точно ничего добиться невозможно, и все репрессивные меры отменили.
И народ дружно всей толпой сам вышел из партии дашнаков, так же дружно, как до этого все туда вступили.

Это пример достаточно сложного события, которое никто не организовывал, народ сам всё решил и сделал, использовав существующие структуры нужным образом.
Этнология/антропология, полна такими примерами, их нужно уметь видеть, а это не бытовые примеры, с бытовой логикой их не увидишь, а если увидишь, то не поймешь.

Один из таких эксперементальных примеров - чувство ассоциации, Люсьен Пай.

>>>Может ли "общество", без воздействия со стороны управленческой элиты, вообще проявлять активность,.. любого вида и формы?
>И мой ответ ("Очевидно-нет") – хотя и на на свой же вопрос, но тем не менее – пока ещё, К-М не опровергнут, т.е., допускаю, что принят..
>Правда, Игорь, вот только, в качестве аргумента, провел параллель с 1912, 1812 и с 1917г.г., но это громкие слова, не более,.. на соломенных ножках. …
> Другими словами- мы с вами, пока ещё, толкуем о вещах, находящихся в разных плоскостях.
>Хорошо бы это как-то всё упорядочить… может, к чему-нибудь и придем…

Ваш ответ явно не верный, для различных явлений самоорганизации существуют разные условия, иногда простые, иногда сложные.

>Ну, ладно…
>И вот тезис ваш интересный:
>>Хомо-примитивус это результат длительной селекции, а думает о себе как о Хомо-критикусе.
>Оно, конечно, может и правильно, и так и должно, и всё такое,. да уж мудрено очень…
>На первый взгляд, вроде бы и ничего, всё понятно, а присмотришься – просто черт возьми…

Смысл я вкладывал следующий. Человеку для мышления некоторые вещи самого абстрактного порядка надо брать на веру - для этого есть мировоззрение/философия/религия.

Только после этого, имея базу для мышления, уже можно успешно думать, анализировать, проверять. Если же эту изначально принимаемую на веру часть выбросить из мышления, якобы ввиду её недоказуемости, то в результате все теже самые допущения всё равно придётся делать, но уже в каждом конкретном случае, бессистемно - а значит управляемо со стороны.

Когда допущения сделаны системно, они легко проверяемы и контролируемы. В обратном случае, бардак и неуправлямость для личности - тебя всегда подведут к нужному выводу, скрыв информацию, подав её в нужном виде. Они ведь в отличии от тебя знают, что мышление имеет свои законы, знают, как тебе подать информацию, что бы ты сам пришел к нужному для них выводу.

Принимая на веру основные положения какой либо религии/философии/мировоззрения дальше всё можешь обдумать сам - тебе в руки даётся полный набор инструментов. Именно потому, церковь всегда пользовалась автономностью и была окружена авторитетом - она создавала мышление. Именно потому авторитет Христа, Будды, Мохамеда столь велик.

А якобы самостоятельное мышление - как компьюерная игра, ты найдёшь те инструменты, там и тогда, когда надо сценаристам. И ты не получишь их все, у тебя не будет полного набора инструментов.

Это просто как нехитрая форма лести - ты умный, ты сам всё поймешь без сопливых, посмотрев на всё своими глазами, и прикинув всё своим умом . А в результате, если ты раньше в интеллектуальной и духовной войне стоял в общей команде, у тебя была надёжная опора под ногами, надёжно прикрыт твой тыл, ты чувствовал плечи соратников, то теперь ты остался один в полностью простреливаемом поле, где тебе прокладывают дорогу, просто не стреляя там, куда нужно, что бы ты пошел.