«Физика Аристотеля не только не знала понятия инерции, но и отвергала как абсурдную саму идею движения, которое продолжалось бы без действия силы. Принцип инерции открыл через две тысячи лет Галилей. Немного раньше Аристотеля китайский философ писал: «Прекращение движения происходит под действием противоположно направленной силы. Если нет противоположно направленной силы, то движение никогда не прекратится». Для китайца это было очевидно».
Не обижайтесь на заголовок! Это русская поговорка. Но, если серьезно, то еще во времена изучения истории философии* я удивился, как мало места уделяется истории философской мысли других, неевропейских, культур. Оно и понятно: нам, европейцам, свое и ближе, и приятнее, и понятнее. По себе знаю, что, к примеру, вникать в мысли древних греков мне было проще, чем китайцев, индийцев и египтян. Менталитет – ближе.
Однако, философские заслуги китайцев никто отрицать не собирается. По крайней мере, я – это точно. Ибо знаю их гораздо хуже, чем те же греческие. А как можно отрицать то, что плохо знаешь? Например, европейских филов в оригинале-переводе многих читал, а вот из китайцев – никого. Так… в передаче других. Да еще в армии у меня были ребята, которые сильно увлекались восточной мудростью. И меня к ней приобщали.
По поводу приведенной цитаты пока распространяться не буду. Надо дополнительно изучать вопрос. Могу только сказать, что Аристотель и Ваш земляк видели ситуацию с разных сторон: первый видел то, что двигает; второй – то, что сопротивляется. По крайней мере, если судить по словам из цитаты. А как они представляли себе картину в целом надо еще поизучать. Но мне пока не до этого. Если Вы проясните, буду благодарен.