От Artur Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 08.12.2008 23:01:26 Найти в дереве
Рубрики Идеология; Версия для печати

Re: О кризисе,...

>>ещё один момент, как вы заметили, русский народ сложился именно во время татаро-монгольского нашествия, что охватывает один из перечисленных вами кризисов, и говорит о том, что система, о которой я говорил вполне себе способна существовать в периоды жестоких общественных кризисов.
>
>С кризисами другая история.
>И само татаро-монгольское нашествие другое.

>На исторической и археологической конференции в 2000 году, нацеленной разобраться со странностями татаро-монгольского периода, прозвучало несколько важных докладов.
>Рязань, которая была сожжена, возродилась необычайно быстро. Но, самое интересное, керамика рязанских мастеров после разгрома совпадала с керамикой до разгрома. Мастера, получается, оставались те же. Т.е. они вернулись в отстроенную Рязань.
>По маршруту движения татар в Московской области археология не отмечает исчезновения, уменьшения размеров или деловой активности селений. Наоборот хиреют населенные пункты, удаленные от мест пребывания татар.
>В нетронутых татарами краях в районе Твери и на Мологе археологически удалось прояснить причины локальной деградации хозяйства: истощение пушных ресурсов на Мологе и изменение гидрографического режима рек на Верхней Волге. Люди просто бросили эти места и переместились в другие.
>После татарского нашествия начинается стремительное выдвижение русского населения на Юг: за Оку и на Верхний Дон. Короче, к "завоевателям и угнетателям" поближе.
>В Переяславле-Рязанском, в Коломне, с Нижнем Новгороде и особенно в Москве сразу после татаро-монгольского нашествия фиксируется длительный и могучий расцвет деловой жизни. В Москве фиксируется небывалый 1.5-метровый культурный слой за столетие после нашествия.
>Владимир и Ростов Великий быстро возрождаются, но в дальнейшем их роль месдленно угасает, - видимо, из-за конкуренции с более активными Москвой и нижним Новгородом.
>В Киеве, в котором, считалось, произошло запустение, археология последнего времени отмечает продолжение ремесленной традиции и широкие торговые связи. Т.е. уничтожение Киева попросту миф.

>Такое вот кино про татаро-монгол. И такой вот кризис.
>Получается, разгром сил, которые поборами и усобицами поставили русскую землю на грань разорения. А далее - режим наибольшего благоприятствования ремеслам и торговле. И одновременно - мощная вспышка монастырского строительства и монастырской колонизации новых земель.

>Полная противоположность сказки про иго.
>Соответственно следует менять логику рассуждений о том, в каких условиях складывался русский народ.


для меня рассуждения Гумилёва о отсутствии татаро-монгольского ига в его привычной формулировке давно кажутся разумными, и версия формирования русского народа для меня естественно сформулирована Гумилёвым, в его книгах "Древняя Русь и Великая Степь" и "От Руси к России"