Как мы уже отмечали, положение в партии после Х съезда во многом выправилось. Однако мы не можем заниматься самолюбованием. Мы должны предельно самокритично оценить слабые места в нашей деятельности, наметить способы их преодоления.
Мы должны развивать критику и самокритику, которые предотвращают “комчванство”, отрыв руководителей от партийной массы. Ленин учил коммунистов видеть “различие между дрязгой и критикой должностного лица, критикой, обязательной для всякого члена партии, но в форме открытой и прямо направленной к центральным учреждениям партии, а не критикой подпольной, частной и кружковой”.
Критика и самокритика служат укреплению товарищеского равенства в партии, укреплению ее идейного и организационного единства. А лакировка реального состояния дел в ряде парторганизаций — это большая опасность, ибо она не позволяет руководству партии иметь точное представление о боевитости той или иной организации.
Разумеется, ответственность должны принять на себя прежде всего Председатель и Президиум ЦК, которые не всегда обеспечивали должный контроль за выполнением партийных решений, не занимались своевременным “лечением” вполне очевидных случаев загнивания. Это, в частности, относится к Свердловскому, Хабаровскому, Камчатскому, Кабардино-Балкарскому партийным отделениям, к ситуации в Кемеровской организации, где болезнь была запущена настолько, что пришлось идти на самые крайние меры.
Наша первая и главная задача — организационное и идейное укрепление партии.
Ныне численный состав КПРФ — около 160 тысяч коммунистов. Активных сторонников партии — более 4 миллионов. В КПРФ утвердился институт партийных организаторов. Их численность превышает 23 тысячи человек. Действуют комсомольские и пионерские организации.
Ряд региональных отделений, среди которых Московское областное, Северо-Осетинское, Башкирское, Мурманское, Марийское, добился выполнения решений Центрального Комитета о ежегодном приеме в ряды КПРФ не менее 10% от их состава. В то же время ряд организаций серьезно потерял в численности. Московское городское отделение уменьшилось на 980 человек, Дагестанское — на 687, Краснодарское — на 413. Неоправданно малочисленны парторганизации в ряде крупных городов, особенно в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В организационном плане необходимо решить две крупные задачи: увеличение численности членов партии и повышение эффективности ее деятельности.
Возрастной состав партии вызывает обеспокоенность. Большинству наших активистов далеко за 50. Молодежи в возрасте до 30 лет в лучшем случае 5—7%. Надо ли говорить о том, какую опасность для будущего партии представляет эта тенденция? С нынешним возрастным составом будет трудно действовать в случае почти неизбежного обострения обстановки в стране.
ххх
в то же время очевидно: молодежь тянется к партии. Об этом свидетельствует масса молодых людей на наших демонстрациях, на предвыборных встречах, в пикетах. Однако кое-где дело доходит до того, что юным, энергичным людям отказывают в приеме в партию или исключают. Да, молодежь теперь иная, она не прошла советскую школу, она говорит другим языком, предлагает другой алгоритм действий. Зачастую это вызывает раздражение старших товарищей — отсюда оргвыводы репрессивного характера. Уже на протяжении двух лет это происходит в Курганской областной парт-организации. Есть факты, когда ветераны, составляющие большинство в парторганизациях, отторгают молодежь.
Тут руководство КПРФ, надо самокритично признать, серьезно недорабатывает. Президиум и Секретариат ЦК не должны пассивно взирать на то, как расправляются с честными коммунистами. Руководство партии обязано жестко реагировать на зажим критики, на подавление инициативы. Иначе мы далеко не уедем.
Нам необходимы и жизненный опыт, и стойкость старших поколений, и творческая энергия, и бесстрашие молодежи. Только этот сплав поможет нам добиться осуществления задач, за которые мы беремся. Повторяю: привлечение в партию энергичной, боевитой молодежи и людей среднего возраста должно стать основной задачей всех партийных организаций. Это важнейший критерий, по которому мы будем оценивать деятельность партийных комитетов и их руководителей.
ххх
Вместе с тем с учетом как нашего собственного, так и обширного опыта братских партий необходимо подумать и о создании системы внутренней безопасности КПРФ, чтобы не хвататься за голову, как это было тогда, когда на поверхность начинали вылезать “кроты”. Жизнь показывает, что опасность внедрения в наши ряды чуждых элементов, а то и просто провокаторов, “агентов влияния”, а также опасность перерождения некоторых руководителей сохраняется. Мы должны быть бдительными.
Бесценную роль в подготовке смены могли бы сыграть комсомольские и молодежные организации партии. Однако должного внимания к ним нет. Региональные парторганизации, где есть крепкий комсомол, можно перечислить по пальцам. Более того, даже уже зарекомендовавшую себя в деле молодежь зачастую продолжают держать “на подхвате”, игнорировать или даже подавлять ее инициативы. Молодые члены партии начинают чувствовать разочарование, ибо формализм партийной работы отталкивает молодежь. Ей нужно конкретное действие. Это же необходимо и партии. Но, к сожалению, по-прежнему в ряде организаций доминируют бюрократические ухватки, глухое сопротивление новым формам борьбы.
ххх
Протестное движение — один из важнейших инструментов политической борьбы. И на этом направлении сделано немало. Регулярно собирается штаб протестных действий, который организовал целый ряд ярких Всероссийских акций.
Но надо признать, что это движение развивается во многих случаях стихийно, а иногда и без нас. Мы не всегда можем инициировать акции протеста. Однако если они возникают, то коммунисты просто обязаны немедленно определить отношение к ним и принимать в них участие. Руководствуясь ленинскими заветами, мы должны идти туда, где массы. Ныне в Общероссийский штаб протестных действий ЦК КПРФ входят около 30 организаций. Между тем в стране сотни общественных организаций, многие из которых имеют протестный характер. Но даже в “непротестных” группах сосредоточено немало активных людей — именно там резерв для расширения числа сторонников, а значит, и будущих членов партии.
Надо признать, что мы слабо работаем с общественными организациями. Многие наши руководители склонны замыкаться в партийной среде по принципу “кто не с нами — тот против нас”. Это недопустимо! Мы должны работать со всеми. Вот тогда, почувствовав нашу действенную поддержку, и они станут поддерживать нас. Если главная социальная опора для нас — трудящиеся и мы претендуем на то, что представляем их интересы, то мы обязаны тесно сотрудничать с их организациями.
Особенно это относится к профсоюзам. Конечно, верхушка “официальных” профсоюзов в лице ФНПР превратилась в прислугу правящего класса. Однако постоянно ухудшающиеся условия жизни и труда толкают граждан к борьбе за свои права. Отсюда появление независимых профсоюзов. Пока они еще в зародышевом состоянии. Но это признак возвращения на политическую арену организованного рабочего класса — нашего главного стратегического союзника.
ххх
Надо, однако, признать, что газетами и Интернетом КПРФ охватывает лишь часть наших избирателей и сторонников. Листовки же — это выход на новые миллионы людей. Об этом в специальной статье писал еще Ленин. Отделам ЦК надо немедленно заняться созданием системы, при которой тексты и рисунки массовых листовок готовились бы творческими группами, распространялись по электронной почте и размножались местными организациями.
Малоэффективным является язык, которым мы общаемся с молодежью, да и с обществом в целом. Язык этот беден, сух, лишен притягательных красок и образов, полон штампов и стереотипов. Нужно яркое, красочное и музыкальное оформление наших мероприятий. Необходима их “театрализация”.
Надо усилить теоретическую работу партии. К сожалению, она зачастую сводится к попыткам механически приспособить идеи Маркса и Ленина к нашим нынешним условиям. Разумеется, эти идеи по-прежнему имеют огромное значение, тем более что мы опять живем в эпоху капитализма. Но неприемлем схоластический подход. Необходимо понимать, что нынешний капитализм отличается от капитализма начала XX века, как самолет Можайского от “Бурана”. Возникли новые хозяйственные методы, возникли новые социальные слои. Трансформация общества происходит буквально на наших глазах. Нам остро не хватает творческого осмысления сути этих процессов, перспектив и сущности социализма ХХI века. В ближайшее время партии надо провести научно-практическую конференцию, посвященную этим проблемам.
Теоретическая работа не может сводиться к деятельности штатных партийных “идеологов”. Такая работа должна иметь массовый характер. Разумеется, не каждый способен к теоретическому мышлению. Но никто не должен быть пассивным “винтиком” партийного механизма.
Мы обязаны привлекать людей для этой работы не только из рядов партии, но и из числа ее сторонников, непосредственно связанных с миром экономики, финансов, духовной сферы, знающих их изнутри. Иначе мы не поспеем за бурно меняющейся жизнью, не будем готовы к тому, чтобы в нужный момент взять на себя ответственность за управление страной, грамотно и уверенно осуществлять крайне важные преобразования.
Необходимо, однако, иметь в виду, что нам услужливо подсовывают некие “новые идеи”: отказ от марксизма-ленинизма, от социализма как стратегической цели и от названия партии как коммунистической. За это нам обещают союз с “левыми” силами, которые на деле представляют собой тайную агентуру всё той же буржуазии. Мы не должны терять бдительность.
Нельзя не обратить внимания на реакцию буржуазных СМИ после публикации проекта новой редакции нашей Программы. В прессе появились комментарии на тему о перелицовке наших программных положений, о социал-демократическом сдвиге в КПРФ. Все эти спекуляции мы категорически отвергаем. Считаем, что это говорится либо от безграмотности, либо от большой охоты выдать желаемое за действительное.
Социал-демократизация — путь не наш. Сомнений на сей счет у партийного актива нет. Нет их и у руководящих органов партии. Социал-демократизация не способна обеспечить достижения тех принципиальных задач, ради которых и создавалась КПРФ. В современном мире социал-демократы почти повсеместно отказались от борьбы за социализм, а в ряде случаев даже перешли на праволиберальные позиции. При этом в России это политическое течение изрядно дискредитировано теми, кто пытался выступать от его имени, начиная с Михаила Горбачёва, Ивана Рыбкина и Гавриила Попова. Очередной этап этой дискредитации связан сейчас с деятельностью хорошо известного господина С.М. Миронова.
Итак, в предстоящий период мы должны основательно организационно и идейно укрепить нашу партию. И сделать это нужно с помощью изменения критериев оценки работы партийных организаций. На первый план должны выйти следующие параметры:
1. Расширение партийных рядов.
2. Участие в протестной деятельности.
3. Сбор партийных взносов и добровольных пожертвований.
4. Подписка на партийную прессу и ее распространение.
5. Расширение числа союзников в общественных организациях.