|
От
|
miron
|
|
К
|
miron
|
|
Дата
|
12.12.2008 22:08:48
|
|
Рубрики
|
Крах СССР;
|
|
Как выходили из кризиса фашистский государства
КАК ВЫХОДИЛИ ИЗ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ ФАШИСТСКИЕ ГОСУДАРСТВА
С. Миронин
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ
Версальский договор 1919-го года обязал Германию платить такие суммы денег в качестве "возмещения потерь", которые
препятствовали бы нормальной жизни любой страны. Немецкое
правительство начало печатать банкноты, финансируя
"возмещение потерь" и развитие своей собственной экономики
за счет обесценения валюты. Денежное "стимулирование"
достигло небывалых высот, и получило новое, особое название
- "гиперинфляция" [1].
После поражения в Первой мировой войне, немецкое правительство не могло справиться с частными банками да и само постоянно эммитировало деньги в виде кредитов частным банкам. Вследствие этого стоимость рейхсмарки резко упала. Если в 1913-1915 гг. немецкая марка котировалась на уровне четырех к одному доллару, то в 1917 и 1918 гг. она упала до 6:1. Затем положение начало стремительно ухудшаться, от 20 рейхсмарок к доллару в 1919, до 63 в 1920 и 105 к одному доллару в 1921. Потом курс подскочил до 1886 марок за доллар в 1922 году, и астрономической величины в 525 миллиардов за один доллар в1923. В то же время индекс прожиточного уровня вырос от 100 в 1913 до 1019 в 1920, и до ошеломляющего показателя в 657 миллиардов 23 ноября 1923 года.
Однако в 1924-1925 гг. в Германии началось постепенное улучшение экономической коньюнктуры. Такое положение сохранялось вплоть до 1929 года.
КАК ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ УДАРИЛА ПО ГЕРМАНИИ
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Приближение кризиа стало заметно уже в 1928 году. Признаки экономического кризиса появились в Германии ещё в начале 1929 года, когда впервые безработица перешагнула за 3 млн [2]. К середине 1929 года рост промышленного производства прекратился.
Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек.
К исходу 1929 года число безработных составило по замниженным данным 3,4 млн [3]. В течение 1930 г. кризис усилился. В июле выплавка стали упала на 40% по сравнению в июлем 1929 года, чугуна - на 35%, добыча каменного угля - на 20%. Общий индекс юромышленной продукции снизился к концу 1930 года на 16,5% по сравнению с 1928 г. [4].
После биржевого краха в США уже в первые 5 дней ноября 1929 года в Германии были зафиксированы 55 заявлений о банкротствах. Ежедневно в суде давали показания 500-700 должников об их умущественном полоюении.
До ноября 1929 года Гермяни использовала преимущественно краткосрочные иностранные займы, сделавшие возмоюъным экономический подьем страны. Они брались банками и муниципалитетами и зачастую тратились непродуманно.
В ноября 1929 года эти кредиты были отозваныу кредиторами. Резкое падение объема мировой торговли свело на нет любую перспективу хотя бы частично компенсировать потери за счет увеличения экспорта [5]. Вскоре в Германии началось падение курса акций и затем стремительный рост безработицы, числа закрываемых и заложенных предприятий.
В марте 1930 года безработица составила 3 млн человек, а число частично безработных достигло уровня 2,9 млн. В ноябре 1931 года число безработных достигло 5 млн.
Что-то удалось сделать, но к средине 1930 г. число безработных вновь превысило 3 млн. В 1931 г. 4,5, а в сентябре 1932 г. 5 млн (хотя статистика в начале года давала 6 млн, и 15/20 млн человека зависело от пособие
В начале 1931 г. начались попытки прекратить экономическую войну всех проитив всех путем заключения торговых соглашений и устраненеия таможенных границ. Но когда Германия и Австрия заклюпчили таможенное соглашение, французские банки немедленно предъявили в Германии и Австрии к оплатре свои краткосрочные векселя, вызвав в этих странах гигантскую волну банкротств [6].
20 июля президент США Гувер предложил отсрочить репарационные платежи на год. Франция стала оттягивать переговоры.
Осенью 1931 года промышленный кризис осложнился финансовым кризисом, который парализовал всю кредитную систему.
ЧТО ПОЛУЧИЛ ГИТЛЕР В НАСЛЕДСТВО ОТ ДЕМОКРАТОВ
Гитлер получил в 1933 году печальное наследство: 6 млн безработных и страну в экономической разрухе. Надо было срочно спасать положение. В Германнии главной причиной был сброс инфляция из США, выраженная в начальный период кризиса и потом сброшенная в Германию за счет репарационных платежей.
БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Когда Гитлер пришел к власти уровень безработицы в Германии достигал 30%. Поэтому для того, чтобы привб;лечь к себе симпатии населения оба режима занялись трудоустройством. И оба фашистских режима успешно решили проблему безработицы - полная занятость была достигнута и в Германии и в Италии. В Германия Гитлер выбрал политику, ориентированную на уменьшение безработицы, за счет вовлечения населения в производство, особенно военное. Министр экономики рейха в 1933-1937 годах Ялмар Шахт пошел на риск, взяв относительно небольшой кредит (1 млрд рейхсмарок) и потратив его исключительно на создание рабочих мест [7]. Существенная часть безработных была удалена с рынка труда путем призыва в армию. Хотя политика общественных работ была начата ещё до Гитлера, но она была продолжена Шахтом.
Гитлеровцы сделали вывод, что полная занятость может быть восстановлена только, если увеличить долю национального дохода, которая не будет потребляться. Это значило, что эта доля, идущая на потребление, искусственно снижалась. Базовым новшеством в тоталитарной экономике стал достаточно парадоксальный возврат к наиболее фндаментальному принципу классической экономики - что только увеличение инвестиций в капиталлистические товары может создать занятость. При этом, с точки зрения фашизма все инвестиции, которые не направлены на воспроизводство рабочей силы, то есть охрана здоровья, учеба минимальные являются экономически не оправданными [8].
Чтобы прекратить классовую борьбу в Германии, нацисты ликвидировали профсоюзы рабочих [9]. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". Все права трудящихся анулировались. Нацисты запретили не только профсоюзы, но и забастовки. Рабочим не только было запрещено бастовать, но они должны были работать столько часов, сколько им скажут. Как солдаты, они пратически не могли сменить место работы, переехать из одного города в другой, покинуть страну. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов предпринимателям предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда". Было ликвидировано право увольняться. Можно было сменить работу только при наличии согласия прежнего работодателя [10]. А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время.
Несмотря на столь малопопулярные меры, лидерам Третьего рейха удалось через год правления сократить число безработных вдвое, а к 1936 году в некоторых отраслях промышленности даже добиться полной занятости. После массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня немецкий народ аплодировал власти нацистов. В своей экономической сути политика Гитлера была путем к государственному монополизму, загримированному под социализм [11]. Отмечу, что больше всего выиграли от ликвидации безработицы именно неквалифицированные и малоквалифицированные работники, которые первыми получили преимущество от восстановления занятости.
ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ
Следующим шагом стало подчинение предпринимателей государству при сохранении института частной собственности. Придя к власти, Гитлер заверил промышленников, что не собирается покушаться на их частную собственность и готов с ними сотрудничать с обоюдной выгодой [12]. 24 марта 1933 г. рейхстаг принял Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получило законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета.
Правительство однако позволяло циркулировать прибыли по экономической системе, чтобы затем изъять ее в форме налогов и обязательных государственных займов. Прибыль по сути стала заменой заработной платы предпринимателя. Однако риски предпринимательства остались. Прибыль низводится при фашизме до уровня бухгалтерского дохода. Прибыль строго субординироована необходимостям военным национальным интересам. Так что приницип прибыльности остается чисто теоретическим [13].
В фашистской Германии на предприятии вопросы тройка решала: хозяин предприятия, секретарь парторганизации, председатель профкома. А предприятию план сбрасывается, куда что поставить. Часть прибыли идёт государству, а часть - капиталисту. А каждому немецкому крестьянину давали план-задание - что произвести, сколько, куда сдать по какой цене. То есть с одной стороны он вроде хозяин, с другой стороны, он под контролем государства [14].
В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Затем был принят закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством - окружные группы промышленности в - хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" - представителями монополистического капитала, которые были ' наделены широкими полномочиями. Общее руководство ; промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.
Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право - это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".
Предприниматели должны были предоставить свою собственность туда, куда укажет правительство. Другими словами право владения было существенно редуцировано в пользу государств.
Предприниматель не мог ни нанять, ни уволить рабочего без разрешения правительства. Он не мог переманить наемного работника у своего конкурента. Цены, по которым он продавал свою продукцию поизвольно фиксированы [15]. Промышленикам просто говорилось, что производить и по какой цене [16].
Фашистская экономика стала дефляционной. Число кредитов очень уменьшилось из-за их централиазции и контроля. Все частные заимствования на рынке капитала были запрещены. Оборот денег снизился и экономика стала малоэмиссионной. Резкое увеличение призводства вело к снижению цен. Поэтому фашизм это не совсем капитализм, хотя и существует принцип частного присвоения прибыли.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Централизация экономики стала следующей мерой Гитлера по борьбе с кризисом, при которой все решения оказались замкнутыми на Гитлера. Когда Гитлер стал канцлером, он первым делом собрал руководителей ведущих промышленных предприятий Германии, включая печально известного Густава Круппа (Gustav Krupp), и сообщил им, что раз они действуют в рамках корпоративной экономики, то будут подчиняться требованиям Рейха.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию. Были созданы большие промышленные и финансовые картели и ограничен мелкий бизнес [17].
Сверхцентрализация при наличии планирования с очень большой точностью без допусков, без передачи права и ответственности на принятие решений на более низкие уровни может давать серьезные сбои. Пока система работает по правилам, она кажется идеальной, но малейшее нарушение даже где-то на периферии ведет к сбоям по всей цепочке. В таком случае любой самый мелкий сбой потребует решения на самом высшем уровне и поскольку принатие решения наверху процесс трудо- и времяёмкий, то это приведет к серьезным сбоям по всей цепочке. Это было проиллюстрировано несколько раз в работе железных дорог Германии. Малейшее нарушение расписания, которое в обычной организации будет немедленно исправлено местными управленцами, вело к нарушению движения в целом районе так как требовались указания из центра, который находился далеко от места происшествия [18].
Фашизм делает организацию выше других только если он держит подавленным все политическое соперничесво во всех сферах. И только если оганизация будет воспринята как высшая цель, фашизм может достичь миража восстановления рациональности обшества. Любой реальный социальный организм автоматически будет выше организации. Поэтому организация должна быть тотальной. От имени организации фашизм должен свернуть все персональные свободы и права и должен разрушить все социальные единицы семью, обшину, юношеские группы, студенты, политические партии, профессиональные ассоциации.
Из за такой организации все становится очень сложным и ни один не может понять систему. Ни для кого не секрет, что ни в Германии, ни в Италии никто не знал истинного положения состояния финансов целой страны, даже глава государства. Минист финансов знал бюджет, доход от налогов, и других поступлений. Но он не знает финансовую активность сотен правительственных агентств, которые имеют право сами занимать деньги. Он не знает финансовый статус руководяшей партии, которая конкурирует с государством за источники денежных поступлений. Он не знает десятки секретных пропагандистских фондов. Более того, каждая часть оргаизации пытатеся держать свои операции секретными для других, каждый отдел пытается увеличить свои масштабы за чсет других и стать самой самым важным факторов на данном поле. Борьба за власть между организациями неизбежно ведет кборьбе за власть внутри оранизации. Поэтому страна должна очень сильно тратиться на бюрократизм. В Германии стоимость бюрократизма доходит до 25% промышленных трат. Поскольку никто, кроме лидера не имеет власти на принятие решений для того, чтобы сжэконимть время высших властей, аждый маленькая деталь ведет к необходимости обрашаться наверх к бесчисленным властям. например, разрешение на экспорт требовало до 120 тразличных разрешений и форм. Это ведет к тому, что бюрократия становится наиболее властным кассом. Возникновение этоо привилегированного класса 2.5 млн надсмотршиков над внешнего обмена и сырья, секретарей партии, трудового фронта и крестьянского фронта организаторов ведет к возникновения сверхорганизации. И даже угрожает самой фашистской экономике. Но это тоже ведет ослаблению и в военной области. Хотя армоя требует централизации в принятии решений, но она также должна содержать определенный допуск для возможности принятия решений на местах [19].
Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра - Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко - выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях. Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста [20].
Сверхцентрализация гибельна даже для армии. Германия проиграла первую битву под Марне осенью 1914 года из-за того, что прервалась связь со штабом и два армейские корпуса быстро двигающиеся на Париж, не зная, что деалть, начали отступать. Куда менее организованная французская армия, где, напротив, генералы там приняли собственное решение преследовать эти корпуса. Неожиданое сопротивление нескольких крестьян в Тироле Австрия против немецкой окупации Австрии сковали целые артмейские корпуса на день или два. Были нарушены поставки войскам, так как это не было предусмотрено планом [21].
В гитлеровской Германии принципы прибыльности сочетались с принципами выполнения планов. Закон от 27 февраля 1934 года жестко установил, что предпринимательские союзы всецело подчиняются министерству экономики. Собственники, хозяева предприятий и банков объявлялись служащими государства, полнвластными руководителями, вождями своих коллективов. Крупнейших капиталистов нацистская верхушка назначила на руководящие посты в государственном аппарате. Им предоставили должности, связанные с регулированием экономики. Таким обазом, в стране практически провели своеобразную национализацию, огосударствление хозяйства, придав правящему классу корпоративно-элитный характер [22]. Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.
В Германии в компетенции исключительно государства находились такие важнейшие вопросы экономической деятельности, как объем и ассортимент производства, цены на продукцию, выбор контрагентов в обмене (т.е. поставщика покупателя). Все это определялось ни в коем случаене выбором отдельнх предпринимателей, а централизованными правительственными решениями, совершаясь по указанию из центра. Чистая командная система. Впрочем, она и официально называлась: планкоммандвиртшафт" - "планово-командное хозяйство". Вот почему Хайек относит Гитлеровкую Германию к социалистическим странам [23].
Подчинение одному. Рабочий - солдат, управленец - офицер. Предприниматель имеет команды от вышестоящих и т.е. он должен отдать свою собственность если прикажут сверху. В действительности бизнесмен также не свободен при фашизме как и его рабочие. Качество и количество продукции безнесмена фиксируется приказами, от которых он не может отойти, так как не получит в этом случае ни кредита ни сырья. его продукция не определяется никакими соображениями бизнеса. До 80% приказов к производству в 1939 году исходил от правительства. Обсуждалось даже решение заставит банки отдавать дивиденты в пользу государства. Неэкономическая сущность фасшизма становится еще более заметной при фермерства и профессионалов среднего класса. Главное для фашизма поддержать полную занятость. Когда рабочих послали на сроителство фортификационных сооружений летом 1938 года, предриниматели не только были обязаны платить им зарплаты, но и держать их рабочие места.
Однако такая политика государственного вмешательства в экономику вскоре обнажила массу кризисных моментов. Во-первых, главная проблема лежала в некомпетентности нацистского руководства решать возникшие вопросы в малоизвестной области. Ни Гитлер, ни Герман Геринг, который помимо руководства авиацией страны с 1937 по 1942 год был министром экономики рейха, не обладали даже минимумом экономических знаний. Они спихивали решение важных вопросов на подчиненных, которые вынуждены были следовать приказам и директивам "сверху" [24].
Привилигированные классы рассматривались как офицеры. Но и они в свою очередь подчинялись вышему командованию на уровне государства. Возникла военная иерархия, соподчиненность Предприниматель уже не имел больше полной свободы. Он должен был подчиняться приказам идущим от государства, даже если они не соотвествовали его персональным или экономическим интересам. Он должен должен был выполнять интерес только всей социальной армии в целом. Промышленность получала приказы без всякого предварительного консультирования с ними. Только для исполнения [25].
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В аграрном секторе правительство рейха взяло в свои руки производство, транспортировку и сбыт сельхозпродукции. Оно закрепило землю за фермером и обязало его трудиться только в этой сфере, даже если немец этого не хочет и не может.
В сельском хозяйстве на базе независимых фермеров и крупных землевладельцев были созданы индустриальне организации чтобы обеспечить требование производства высококачественных товаров для экспорта и внутреннего потребления на базе дешевых импортируемых кормового зерна. Часть фермеров были преобразован в фабрики, которые производили изкокачественные сх подукты типа ржи, картофеля, сахарной свеклы. Индустриализация сельского хозяйства была проведена под лозунгом военной автаркии (самоизоляции) Для того, чтобы достичь максимальной продуктивности и эффктивности сельского хозяйства было оно было объединео и индустриализировано. Во время войны массовое производство сельско-хозяйственной продукции необходимо, чтобы иметь его во время блокады поставок во время войны [36].
Экономическая эффективность мелких фермеров была невелика и мешала развитию индустриального сельского хозяйства поэтому Германия ввела индустриальные методы в сельском хозяйстве. В южной Германии возникли своеобразные организации по производству сх продукции, похожие на советские колхзы. Там сохранялось частное владение фермерской землей, но они должны были использовать механизированные, неперсональные и трудосберегающие методы работы, при котором все приказы государства выполнялись. Государство использовало фермеров так же как безземльных наемных рботников в сх фабриках принадлежащих государству. Зерновые фабрики были созданы в Восточной Пруссии, где крупные землевладений были экспроприированы (с компенсацией или без) и уволенные в запас профессионалшьные соддаты были на них поселен. Формально эти солдаты имели землю как независимые землевладельцы. В действительности они были наемными работниками выполнявшими приказы правительства [37].
Однако нацисты столкнулись с противоречием - сделать продукцию села недорогой для потребителя без повышения закупочных цен на нее. В итоге невысокая оплата и тяжелые условия труда гнали немецких крестьян всеми неправдами в город [38].
Для укрепления патриотизма использовалась пропаганда. Фермеры постоянно вели баталии. Ему говорили, что он является первых солдатом третьего рейха. Эта псевдовоенная функция вместе наличием неэкономических задач для сх сословия. которое служит биологических хребтом рассы и объясняет наличие ферм. Фермы становятся неотчуждаемыми поэтому они не могут быть разделены проданы или залжены. Фермер должен осттаваться на своей ферме. Онне мог ее покинуть или обменять на другую. Фермер должен был производить то что ему скажут. Он попадал под суд если не следует инстуркциям Он должен продавать свои продукты армии и государству по етм ценм по каким ему скажет правительство. То есть его оциальный статус терял свою экономическую независимость [39].
СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Лидеры нацистов считали, что депресия вызвана слишком высоким уровнем потребления и недостаточным инвестированием в индустрию производства товаров. Если это так, то естественно что для ликвидации депрессии нацисты решили снизить потребление [26]. Считалось, что фашизм снизил потребление только рабочего класса. Действительно, реальная зарплата снизилась на 25% в период с 1933 по 1938 год [27]. Но, на самом деле, с момента завоевания власти фашистами другие классы снизили потребление существенно больше, чем рабочие. Хотя рабочие Германии стали работать дольше за ту же самую зарплату [28]. В целом, индустриальные рабочие не снизили своих доходов в Германии или снизили их очень мало, как в Италии. Но они не получили прибавки от увеличенной промышленной активности. Хотя добровольные" пожертвования в партийные фонды существенно снизили их реальные доходы.
Зарплаты и цены контролировались - были введены запреты и ограничения на рост цен и зарплат. Размеры же окладов были поставлены на низкий уровень, который к 1939 году составил 83% докризисного 1929 года. Перед войной уже почти нигде не было либерального восьмичасового рабочего дня. Рабочая неделя от 58 до 65 часов стала почти нормой [29].
Дивиденты были ограничены 6% к вложенному капиталу [30]. Все, что было выше шло в пользу государства. Налоги на корпорации были резко увеличены в обеих станах. Также были повышены налоги на высшие и средние классы. Профессиональный средний класс имел уменьшение дохода на потребление на 60%. Перед Гилером годовой доход среднего врача был 9000 марок. В 1939 году 6000 марок. Все что было выше доктора должны были отдавать (так ожидалось от них) в фонд партии. Добровольные пожертования, предписываемые сверху постоянно росли. Ожидалось, что высококвалифицированный персонал и все старшие служащие будут отдавать 15% их зарплаты. Обычно больше. Большая часть промышленников и бизнесменов поступали также. Индивидуальный вклад инивидуальных предпринимателей мог доходить до 40% от их общей прибыли. Сходные ожидания адресовались врачам. Средний доход юриста уменьшился на 35%. Его налоги и пожертвования возросли на 60% и составили 40% от его дохода. Держатели мелких магазинов были превращены в плохо оплачиваемых государственных служищих. Их доход был фиксирован независимо от инвестирования капитала и прибыли. Вопреки общепринятому мнению в Германии при экспроприации имущества евреев и католической церкви их собственность не передавалась другим предпринимателям, а инвестировалась в военную индустрию [31].
Покупательная способность высших и средних классов в Германии снизилась очень резко из-за того, что покупательная способность марки и лиры поддерживалась. Продукты, потребляемые низшими классами были в изобилии и дешевы, высококачественные же товары в недостатке и очень дороги. В Италии и Германии большая часть высококачественных товаров могла быть куплена только в магазине, к которому индивидуум приписан, и только в ограниченных количествах, которые одинаковы для каждого. Внутренние товары широкого потребления становятся более дорогими при системе, которая переводит энергию в инвестирование капитала в производство. Фашистские страны имели уже высший и средний классы, чьи жизненные стандарты были выше среднего целой нации. Поэтому ограничение шло потребление у среднего и высшего классов. Средний и высший классы жертвовали больше всего [32].
При фашистах жизненные стандарты упали на 20% с 1932 года. В 1939 году гитлеровское правительство считало, что жизненные стандарты должны упасть еще на 60% пока не будет достигнут уровнь жизни низших классов [33]. Самое интересное - оказалось, что, в противоположность существующему мнению, малое потребление есть не слабость фашистской экономики, а ее сила.
ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Головной болью руководства рейха стала и проблема производства товаров народного потребления, финансирование науки и образования. Чтобы строить современные танки и самолеты, требовались инвестиции в прикладные науки, а на них, как и на все остальное, денег было в обрез. По производству товаров для гражданского сектора страна лишь в 1938 году перевалила докризисный уровень [34].
Самой крупной аферой Гитлера была затея с "народным автомобилем". Построенный в 1934 году автозавод "Фольксваген" (в переводе - народный автомобиль) предложил жаждущим получить свой автомобиль внести предоплату. Свыше 300 тыс. заказчиков внесли предварительных платежей государству на сумму более 110 млн. Никто из них автомобиль так и не получил [35].
ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ
Все это позволило фашистскому государству снизить потребление на 1/4 и удвоить количество капитала для инвестирования. Снижение покупательной способности высших и средних классов -
стало одни из источников капитала для инвестиций. Более чем 1/2 национального дохода накапливалось [40]. Снижение потребления и добровольные пожертвования дали 10% от капитала, пошедшего на инвестиции [41]. Гитлеру помогли страны Запада. В качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе, в рамках плана Дауэса, страны-победители предоставили своему бывшему противнику Германии крупные займы.
Высокие налоги резко ограничили возможности самоинвестирования [42]. Государством же инвестиции направлялись туда, куда было выгодно государству [43]. Но они не инвестировались в технологию. Они инвестировались в развитие военного производства. Государство стало монополистом и стало контролировать инвестирование капитала. Все сбережения в банках были насильственно конвертированы в инвестиции в производство вооружений. Предприниматели были обязаны дать все резервы государству. Они могли продавать или получать скидки на счета только, если они доказывали, что не имеют резервов. Резкое накопление в банках таких счетов в 1939 году свидетельствовало, что большая часть промышленности инвестировала все свои резервы в эти обязательные займы [44]. Предприниматели финансировали также замещающую индустрию, малоквалифицированные железные работы, гидрогенерацию угля, финансировали напрямик. Бизнесмены должны были создавать занятость напрямую путем содержания армии граждансих служащих, партийных официальных лиц и частных служащих, контролирующих плановую индустрию. В Германии контроль осуществлялся 2 миллионами человек - 15% от общего числа работающих [45].
Итак, нацизм в Германии создал закрытую экономику, где был запрещен экспорт капитала, а цены большей частью фиксировались.
АВТАРКИЯ И ИМПОРТ
Огромной проблемой для фашизма всегда была проблема импорта. зависимость от импорта является очень серьезной слабостью в войне [46]. В 1939 году не было еще единой международной валюты. Поэтому Германии приходилось покупать бразильский кофе в обмен на те немецике товары, которые Бразилия соглашалась покупать. Затем Германия перепродавала кофе по более низкой цене, чтобы затем на вырученные деньги купить импортные составляющие, которые не могут быть обменены напрямую на немецкие товары [47]. С целью экономии золотовалютных резервов ведомством по внешней торговле было принято решение взять контроль над ними, а также по возможности расширять бартерный обмен: в обмен на рурский уголь - бразильский кофе, на краски и медикаменты концерна "ИГ Фарбен" - сою из Болгарии, на немецкие искусственные удобрения - египетское волокно [48]. Это не касается стран, которые были самодостаточны, типа России. Поэтому Гитлер постоянно пытался снизить зависимость страны от импорта. В 1939 году Более чем 2/3 существующего импорта использовалось Германией для военной продукции и индустриального перевооружения.
Незаменимые импортируемые материалы представляют все большую проблемы для фашистской экономики, которая постоянно сокращала производство товаров высокого качества в пользу вооружений. Импорт должен оплачиваться экспортными товарами. Из-за падения цен на готовую продукцию и роста цен на сырье Германия столкнулсь с трудностями в поддержании торгового баланса. Ситуация в Германии стала похожей на ситуацию для стран, где имеется монокультура или экспортируется только сырье. Когда падают цены на экспорируемые товары, то для того чтобы покрыть импорт приходится экспортировать все больше и больше монопродукта, а это ведет к еще большему падению цен на него. Круг замыкается. В 1939 году общий импорт Германии снизился совсем не намного. Но хотя перед Гитлером около 2/3 импорта было использовано на потребление, а оставшаяся часть на производство более ценных товаров на экспорт. Например, импорт кормового зерна шел на проиводство мяса, которое затем экспортировалось [49].
Если перед 1933 годом около 35% фуражного зерна приходилось импортировать. В 1939 году импорт фуражного зерна был прекращен и вся валюта брошена на импорт материалов военного значения. Поставки же немецкого фуражного зерна владельцам частных коров продожают падать, несмотря на увеличение его общей проджукции на 20-30%. Это привело к такому состоянию, при котором коровы начинают почти голодать.
Несмотря на свои потуги в развитии аграрного сектора, Германии пришлось все-таки импортировать пятую часть сельхозпродукции (зерно, растительный жир, мясо, масло). Импорт огромного количества сырья здорово опустошил золотовалютные резервы страны: с 1933 по 1937 год из полумиллиарда рейхсмарок в казне осталось не более 70 млн. Чтобы срочно достать 500 млн, в 1936 году Геринг продал большую часть акций иностранных компаний и часть недвижимости рейха за рубежом [50].
Если производство товаров для потребления сокращается, то доля товаров, идущих на покрытие импорта растет, так как количество незаменимого импорта остается неизменным. Вооружение имеет наибольшее соотношение между сырьем и трудозатратами. Роль труда минимальна. Уменьшение потребления в ответ на милитаризацию. Но строительство импортозамещающих технологий требует инвестиций капитала [51]. В 1936 году Шахт был заменен Герингом с требованием добиться автаркии государства и импорт был резко уменьшен [52].
В результате происходит постоянное увеличение нагрузки производства экспортных товаров, накоторые обменивается иморт. В 1932 году 1/4 продуктовой способности Германии производится для экспорта. 25% от импорта шло на портебление поэтому внешнеторговый баланс был нормальным. В 1939 г. импорт составил менее 1/5 национального дохода. Как результт увеличения национального дохода и небольшого уменьшения импорта. Но эти 1/5 составляют почти 1/2 немецкой свободной продукции которая не забирается в инвестирование каптала. Следовательно приходится экспортировать почти половину потребляемой части национального дохода. Это приводит к ухудшению внешнеторгового баланса [53].
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
Гитлер нашел оригинальный выход. Он сделал угрозу войны способом экономического давления. Угрожая войной соседям на континенте, Германия заставила их принять на себя часть проблем, вызванных милитаризацией экономики Германии на себя и принудила их тоже снизить внутреннеее потребление [54]. Под угрозой пушек Германия заставила страны Южной и Юговосточной Европы торговать на немецких условиях, обменивая сырье на немецкие товары. 50% внешней торговли Югославии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Греции было переориентировано на Германию [55]. Так, угрожая войной, Германия принудила обменять такое количетво аспирина, достаточного чтобы удовлетворить потребности Югославии на 15 лет в обмен на югославскую медь и пшеницу. Греции пришлось обменять 1 тонну ротового органа на свой табак и изюм. Болгария купила 1 млн фотокамер из искусственной кожи без фотопленки и линз в обмен на свое мясо и табак. Эти внешнеторговые трюки снижали нагрузку импорта на Германскую промышленность, но только временно и путем перекладывания военной нагрузки с плеч немециких трудящихся на плечи трудящихся Греции, Болгариии и Югославии [56]. С другой стороны, была ограничена торговля со странами, которые не относились к сфере Германии [57].
КАК ФИНАНСИРОВАЛИ ВОЙНУ
Основным методом вывода страны из кризиса стала тотальная милитаризация народного хозяйства. Грандиозные планы фюрера споткнулись о нехватку ресурсов для производства вооружения. С целью подготовки к войне было принято решение создать автономную в плане ресурсов экономику, то есть создать в Германии запасы стратегически необходимого сырья для производства металла, топлива, резиновых изделий, запасов продовольствия и т.п. Германская промышленность пошла на внедрение дорогостоящих технологий по производству синтетического топлива на основе угля, резинозаменителя (без каучука), выплавки металла из низкосортной немецкой руды. Идея потерпела почти полный крах, поскольку такие изделия для военных целей оказались малопригодными.
Массированная милитаризация немецкой экономики началась с 1935 года, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. С момента получения Германией военного суверенитета в 1935 году она начала спешными темпами развивать военно-морской флот. Подводный флот (57 подлодок) к 1939 году немцы вообще создали с нуля [58].
В 1936 году военные траты Германии достигли 10% от ВВП [59]. Для скрытного кредитования и финансирования военной отрасли министерство экономики изобрело очень простое решение, создав подставное Металлургическое исследовательское общество. Через него инвесторам до 1938 года было выдано процентных векселей почти на 12 млрд. марок, которые пошли на будущую войну [60].
Рост военной мощи Германии не заставил себя долго ждать. Если в 1933 году будущий стратег танковой войны Гудериан мог представить Гитлеру по одному взводу учебных танков и бронемашин, то к началу войны, в 1939 году, у него в распоряжении было несколько танковых корпусов и отдельных механизированных дивизий [61].
Низкие зарплаты в оборонной промышленности должны были снизить себестоимость военной продукции, но это приводило к высокой текучке кадров и к сбоям в производстве. Неудовлетворительные жилищные условия (в основном съемное жилье или общие бараки), длительная разлука с семьями и масса работы при слабом стимулировании к ней - факторы, которые негативно сказывались на работоспособности немецкого пролетариата. В "заорганизованной" Германии того времени даже было зафиксировано много случаев падения рабочей дисциплины, в том числе самовольного прекращения работы и прогулов. До 1938 года рядовые бюргеры еще не до конца осознавали, для чего делают в большом количестве пушки, все больше и больше отказывая себе в масле.
Главная же проблема заключалась в том, что расходы на оборонку росли в геометрической прогрессии: к 1939 году Германия тратила на военные расходы 23% своего ВВП. Внутренний долг государства к началу войны вырос до 50 млрд марок. "Аризация" еврейских предприятий, грабеж иудеев, миллиардный долг, наложенный на немецкую еврейскую общину после так называемой кристальной ночи (еврейских погромов в Третьем рейхе в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. - "МН"), были попыткой залатать дыры в бюджете. Все чаще нацисты заглядывали в карман бюргера, дабы вытрясти оттуда еще чего-нибудь [62].
В конечном итоге, нехватку денег нацистская верхушка частично решила старым методом, запустив денежный станок и увеличив к 1939 году объем национальной валюты почти втрое [63].
КАК ВЫХОДИЛА ИЗ КРИЗИСА ИТАЛИЯ
В Италии, как и в Германии, экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами - в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.
В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.
Б. Муссолини прекратил бардак в Италии. Он жёстко преследовал коррупцию, уничтожил преступность. Он построил квазиплановую экономику, и после нескончаемых кризисов итальянская промышленность окрепла и заработала так, что это стало предметом зависти либеральной Европы. (Кстати, очень важно - он реализовал идею самообеспечения страны. Италия приобретала лишь самое необходимое.) Далее цитируем К.Хибберта [64]: «...он развернул программу общественных работ, не имевшую аналога в современной истории. Возводились мосты, каналы и дороги, больницы и школы, вокзалы и сиротские приюты, осушались болота, осваивались и орошались земли, разводились леса, выделялись средства на строительство университетов». Объясняя «государственной элите» смысл своей социальной политики, Муссолини пояснил: «Люди просят меня дать им железные дороги, дома со всеми удобствами, мосты, воду, свет, дороги». При Муссоини не стало нищих в городах, и что поезда ходили по расписанию, что Италия имеет самые быстрые корабли в Южной Атлантике, самые широкие на Средиземноморье автострады [65].
Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест «Монтекатини», электроэнергетический «Эдисон», резиновый «Пирелли», металлургический и оружейный «Терни» и некоторые другие.
Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу [66].
Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.
Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены [67].
Монополизация и милитаризация экономики и рост промышленности привели Муссолини к необходимости военной экспансии. Муссолини с 1935 г. начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс. В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию - полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы [68].
В итоге, финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой - продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами (такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния [69].
В конце концов экономика заставила и Муссолини начать надувать военный пузырь. Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокаду Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше стала ориентироваться на германские промышленные ресурсы: был увеличен ввоз германского угля, стали, военной продукции.
В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании. В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название «Стальной пакт». Таким образом, накануне Второй мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов [70].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антикризисные мероприятия в Германии носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические - возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства. Нацисты создали мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов. В 1939 году валовой национальный продукт Германии превысил показатель 1929 года на 51%, увеличение, в основном, за счет производства вооруженных сил и оборудования [71].
Фашизм рассматривал целую страну как единую армию. Была введена воинская честь. Гитлер стремился военизировать и субординировать все профессии, даже журналистов. Он использовал код чести и заставлял представителей любой профессии отвечать по военному закону. Государство интегрировало людей свободных профессий в свою структуру. Такое государство всегда имело ткнденцию их лимитировать. Их экоомическая независимость угрожала существу тоталиарного государства. Государство поэтому конвертировало свободные профессии в наемных работников государства. И число их было снижено [72].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
2. Фест И. 2007. Гитлер. М. Вече. С. 440.
3–4. Гинцберг Л.И. 2004. Ранняя история фашизма. М. вече. 384 стр. С. 238.
5–6. Фест И. 2007. Гитлер. М. Вече. С. 441.
7. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
8. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
9. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
10. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
11–12. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
13–16. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
17. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
18–19. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
20. Статья Великая депрессия в русскоязычной Википедии ( h t t p : / / r u . w i k i p e d i a . o r g / w i k i )
21–23. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
24. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
25–26. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
27. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
28. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
29. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
30. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
31–33. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
34–35. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N°34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
36–37. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
38. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
39–41. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
42–43. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
44–49. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
50. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
51. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
52. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
53–54. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
55. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
56 Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
57. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
58. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
59. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany
60–61. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
62–63. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml
64. Хибберт К. 1996. Бенито Муссолини. М. С. 65.
65. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.
66–70. Статья Великая депрессия в русскоязычной Википедии ( h t t p : / / r u . w i k i p e d i a . o r g / w i k i )
71. http://www.usinfo.ru/greatdepression.htm
72. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.