Написали хорошо, Станислав
Но, увы, как между Церковью и обществом кошка пробежала лет 100 назад - так обратно полноценно не срослось. И никакие сталинские послабления 40-х годов вкупе с ответными (и даже предшествующими - "война священная") жестами Церкви ничего окончательно не изменили. А уж церковное восстановление, совпавшее с крушением страны...
Увы, увы, и увы - но просто тут вряд ли что сделаешь. Церковь институт достаточно косервативный - и тому есть веские причины. Но как станет полноценным духовным пастырем священник, для которого пресловутые брюки на женщине - чуть ли не смертный грех? Примирение Церкви с Советским началом может быть только взаимным - а с ним туго. То очередной священник не может забыть расстрелов батюшек, продолжавшихся даже в 1941-м, то всплывает тема "оккупации как церковного возрождения". А ставший всенародным и объединяющим праздником григорианский Новый Год - приходящийся аккурат на кульминацию Рождественского поста?
Вопросов больше, чем ответов. И, да простят меня наши православные солидаристы, религия в этих условиях - дело прежде всего личное.