От Artur Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 26.11.2008 23:58:30 Найти в дереве
Рубрики Идеология; Версия для печати

Re: Странно как-то...

>>Как именно и какие черты православия отразились в мировоззрении большевиков можно прочитать в тех же работах Бердяева и М.Саркисянца.
>
>Попробуйте изменить тезис. В мировоззрении большевиков изменилось мало что.
>Но изменилось в практике.
>Которую диктовала не идеологическая верхушка, а массовый рядовой состав большевиков, причем не сидящий в московских конторах, а практически действующий на местах.

Дело в том, что мировоззрение это культурный феномен, часть некой формальной системы. И есть некие этнические черты, которые при определенных условиях могут проявится и в мировоззрении, но чаще проявляются в трактовках, не очень затрагивая формальный уровень учений.

Т.е есть некий уровень этнических черт, которые отражаются на доктринальном уровне - это может быть православие, а может быть и марксизм, после процесса руссификации, т.е после взаимодействия с этническим уровнем, ставший ленинизмом.
Каждая доктрина, если она умеет влиять на подсознание придаёт свою форму этим этническим чертам, что то усиливает, что ослабляет, что то сливает с другими чертами. Т.е обратная связь между уровнями есть.
А сам механизм взаимодействия двух уровней происходит на уровне психики всей людей, и самое минимальное, что может происходить это особенности массового понимания нового мировоззрения, рожденные описанным выше механизмом взаимодействия этнического и доктринального. Далее, всегда есть люди, хорошо восприимчивых к обоим сторонам своей натуры, таких людей совсем не мало в обществе, и они способны уже формулировать результат взаимодействия двух систем на доктринальном языке. В зависимости от того, как развивается этот процесс, если среди перечисленных людей есть лидеры, способные влиять на теорию на её доктринальном уровне, то меняются и сама доктрина.
Собственно теория взаимодействию двух уровней описана у С.Лурье.

Один пример изменения формальной системы я приводил - тезис Ленина о возможности победы революции в России, и изменения в формальной системе, связанные с этим тезисом, изменения понимания материи, а это глубинный уровень теории.
Другой пример, который я приводил - понимание производительных сил, которые явно имели черты самостоятельности и собственной воли, что явно отсылает нас к образу Матери-Земли

В работе М.Саркисянца довольно много примеров обоего рода изменений - и в трактовке, и в самой теории.