От Евгений ФСГ Ответить на сообщение
К Дионис Ответить по почте
Дата 24.10.2008 22:02:24 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Хозяйство; Версия для печати

Его же статья. И снова бюджет нетрадиционной социальной ориентации?

Мое второе интервью "Тверской газете" ( 24.10.2008 )
В этом интервью - почти ни слова про ЖКХ, но зато все подробности про "повышение зарплаты" и "светлое" будущее нашей социалки.
И вот что интересно. Я уже в течение двух недель в самых разных региональных СМИ (а еще и на ТВ) "раскладываю" проект областного бюджета-2009 на атомы и молекулы, объясняя (и, по-моему, доходчиво), что это не бюджет, а говно.
Реакции при этом - НОЛЬ. Если кто и поддерживает в кулуарах, то по-тихому, чтобы не услышали. Никаких попыток объяснить что я неправ (и в чем именно) тоже не видно. Но если я говорю правильно - почему никто не пытается изменить такую вот ситуацию? Ведь на кону - целый год жизни всего региона!!!





Сорок пять процентов... Именно на столько должна повыситься зарплата тверских бюджетников. А повысится ли? И не лопнет ли при этом областной бюджет, словно мыльный пузырь?

Вокруг главного финансового документа области начали происходить любопытные события. Начнем с того, что, по информации «ТГ», на прошлой неделе проект бюджета был возвращен из Законодательного собрания в администрацию области. По чисто формальному основанию - обнаружились недостатки в оформлении документа. Но понятно, что таких недостатков было ничуть не больше, чем в прошлом или позапрошлом году, и они не были таким уж непреодолимым препятствием для рассмотрения документа. Скорее всего, у депутатов возникли вопросы, и они решили дать возможность разработчикам бюджета привести его в приемлемый вид. Об этом же свидетельствует интервью председателя областного парламента Епишина в программе «Законодательная власть» (ГТРК «Тверь», 18 октября), где он заявил, что бюджет будет рассмотрен в первом чтении в середине ноября, а не в конце октября, как предполагалось изначально.
Все это означает, что при прохождении областного бюджета-2009 уже с самого начала возникли проблемы. И, очевидно, они связаны не с планируемой коммунальной катастрофой в сельских районах, о которой мы рассказывали неделю назад (хватило бы простого принятия поступившей в ЗС поправки). Речь, скорее всего, идет о более масштабных и системных ошибках, заложенных в законопроекте.
В этом вопросе вместе с обозревателем «Тверской газеты» Николаем ЛОКТЕВЫМ пытается разобраться глава Оленинского района Олег ДУБОВ.
- Олег Игоревич, уже достаточно долго во многих региональных СМИ говорится о предстоящем повышении оплаты труда работникам бюджетной сферы Тверской области на 45 процентов. И вдруг - разговоры о том, что повышение зарплаты в таких масштабах не обеспечено бюджетом... Вот и вы о том же. Короче, испортили людям ожидание скорого праздника. Не хочется повышать? Или вас просто не поняли? Хотелось бы услышать пояснения...
- Пояснения очень простые. Деньги на повышение заработной платы бюджетникам на 45 процентов в проекте областного бюджета на 2009 год не предусмотрены, и я говорю об этом с полной ответственностью.
Сначала (еще до внесения проекта бюджета в ЗС и до ознакомления нас с какими-либо цифрами) нам разъясняли, что общий фонд оплаты труда следует увеличить на 38 процентов, а «недостающие» 7 процентов сэкономить за счет «оптимизации» социальной сферы. В данном случае речь идет о закрытии даже не школ (зарплата учителей финансируется за счет областного бюджета, и о ней я чуть позже скажу), а об учреждениях, находящихся полностью на районном финансировании. Это, прежде всего, клубы, библиотеки, сельские фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, детские сады...
К слову, именно так, с ростом общего фонда оплаты труда на 38 процентов, рассчитана зарплата бюджетников в областных учреждениях. А повысить зарплату приказано на сорок пять! И мы уже сейчас видим первые результаты такого решения: в системе социальной защиты населения началось серьезное сокращение штатов. Причем именно сейчас, когда в связи с предстоящим резким ростом коммунальных тарифов (а значит, и субсидий) нагрузка на соцзащиту серьезно возрастает.
Но для районов выделить даже обещанные 38 процентов разработчики бюджета посчитали излишней роскошью...
- А что же выделено районам на повышение зарплаты?
- В проекте бюджета предусматривается оказание помощи всем без исключения дотационным районам на повышение оплаты труда в размере 29,6 процента к фонду оплаты труда 2008 года. Еще раз повторю помедленнее: двадцать девять целых шесть десятых процента вместо сорока пяти! Это шокирующая, скандальная цифра, которая дезавуирует многие публичные заявления. Но она именно такая.
В итоге широко разрекламированное повышение зарплаты местным бюджетникам «усохло» более чем на треть. И при этом от идеи повысить зарплату именно на 45 процентов (без необходимого финансирования в бюджете!) никто не отказывается. Вот такое непонятное, чисто тверское ноу-хау.
- Но ведь не раз приходилось слышать, что бюджет-2009 сформирован таким образом, чтобы у самих районов были дополнительные доходы на повышение зарплаты. Может быть, действительно, вы сами легко сможете найти недостающие средства и решить эту проблему?
- Это лукавство. Формально (но именно формально!) районам предусмотрена индексация бюджетных расходов 2009 года на уровне 108,4 процента к уровню 2008 года. Наверное, это и имели в виду разработчики бюджета, допуская такие радужные высказывания (если сложить 29,6 и 8,4 - как раз и получаются обещанные 38 процентов).
Но посмотрим, насколько реально изменятся текущие расходы местных бюджетов в будущем году. Не касаясь даже зарплаты.
Например, тарифы на электроэнергию для бюджетных учреждений с 1 января повысятся на 35 процентов, на коммунальные услуги для них же - минимум на 20 (для населения, напомню, в разы). Дрова, тоже не последний источник расходов для социальной сферы на селе подорожали вдвое уже в течение этого года, а с 2006 года цена на них выросла примерно в четыре раза. И это нигде, понятно, не учитывается... Я могу еще долго продолжать этот печальный перечень.
- Очевидно, что и рост цен, и уровень инфляции в будущем году будут значительно выше, чем 8,4 процента, заложенные в прогноз бюджета. Тем более в условиях наступившего кризиса. Тут уж, видимо, не до «собственных дополнительных доходов», которые вы якобы можете откуда-то взять и направить на рост зарплаты...
- При этом прогноз собственных налоговых поступлений (прежде всего подоходного налога) по сельским районам, по моему глубокому убеждению, оказался завышен. Это касается абсолютно всех сельских районов, а не какого-то одного конкретного. Не будет у нас такого же роста фонда оплаты труда, как в городах, и никогда не было! Потому я и сказал именно о формальном росте наших бюджетов.
Очень жаль, что новая методика прогнозирования доходной части бюджета (которую, в отличие от прошлых лет, подготовила налоговая служба, а не департамент финансов) не стала учитывать объективные экономические различия между разными городами и районами нашей далеко не маленькой и не однородной, области. Впервые расчет был проведен по-новому: сначала налоговики посчитали будущий рост подоходного налога по всей области, причем, по-моему, правильно, а потом равномерно раскинули этот рост на все муниципальные образования - начиная от Твери и Удомли и кончая Бельским и Жарковским районами.
- С подобной усредненной методикой расчетов уже ознакомились все предприниматели области. Так же рассчитывается средняя зарплата по отрасли, где не делается разницы между небольшим предприятием и крупным монополистом. Но поскольку что-то следовало брать за исходную точку, в этом прослеживается определенная логика.
- ...Которая начисто опровергается официальной статистикой!
Например, за 2007 год темп роста фонда оплаты труда по области составил 119,4 процента. Но это - именно средняя температура по больнице. Разница между самым высоким (195,5 процентов, город Торжок) и самым низким (68,9 процентов, Спировский район) показателями составляет 126,6 процентов. Более чем в два раза!
И в нынешнем году картина не изменилась, да и не могла измениться. За восемь месяцев фонд оплаты труда по Тверской области вырос на 131,3 процента. При этом в зависимости от территории есть и 113 процентов, и 172. Все цифры взяты из официальных статистических сборников - их легко проверить.
- Очевидно, что на селе, где продолжает сокращаться количество рабочих мест, фонд зарплаты (а значит, и подоходный налог) растет медленней, чем в городах. Это объективная реальность, которая все предыдущие годы внимательно учитывалась.
- В этом году, запланировав нам виртуальный рост собственных доходов, разработчики бюджета, как и положено, сократили нам в этих же объемах абсолютно реальную и твердую дотацию. Поэтому, даже если оставить в стороне вопрос зарплаты и предстоящий коммунальный коллапс (о чем мы говорили в прошлом интервью), бюджет-2009 все равно значительно сложнее чем нынешний. По крайней мере для сельских районов.
- Вернемся к «нашим баранам» - повышению зарплаты. Какой выход вы видите из создавшейся ситуации?
- Выход может быть только один, абсолютно банальный. Заложить в бюджеты всех районов средства на повышение зарплаты бюджетникам в полном объеме, в виде целевых средств. Собственно говоря, именно так было заведено уже много лет. Именно так проводилось, например, повышение зарплаты на 14 процентов в феврале нынешнего года - потому и вопросов никаких не возникало.
Другое дело, найдутся ли деньги в бюджете именно на 45 процентов? Скорее всего, нет. Здесь требуется средств на порядок больше, чем, например, на восстановление топливной дотации.
Но, значит, и зарплата должна быть повышена именно в том объеме, который в состоянии профинансировать область. На тридцать или тридцать пять процентов - но реально! Ведь людям нужны не красивые цифры на бумаге, а реальные деньги в кошельках. Причем, своевременно.
- В таком случае о реальных финансовых возможностях региона надо честно сказать населению, чтобы не вызывать завышенных и невыполнимых ожиданий. Или, может быть, от области здесь ничего не зависит, и повышения зарплаты на 45 процентов требует федеральный центр, не считаясь с реальными финансовыми возможностями регионов?
- Насколько я знаю, это далеко не так. То есть задача повышения зарплаты, безусловно, стоит. Но конкретные объемы до регионов не доводились. Есть области, где зарплата будет повышена и на 30 процентов, и на 20, и даже на 10 - в зависимости от реальной ситуации.
Не вызывает сомнений, что инициаторы 45-процентного повышения зарплаты в нашем регионе руководствовались самыми лучшими и благими намерениями. Но жизнь внесла свои коррективы. Особенно с учетом всех последних событий в мировой и российской экономике. И тут просто необходимо посмотреть правде в глаза. А правда состоит в том, что вместо денег в итоге мы увидели большой и красивый мыльный пузырь. Который неизбежно лопнет. Может быть, громко.
- Вы упомянули, что ситуация по оплате труда учителей отличается от остальных бюджетников. В чем?
- Хочу напомнить о широко разрекламированных стимулирующих выплатах. В нынешнем году эти средства, 10 процентов от оплаты труда педагогов, были взяты из текущей зарплаты, никто нам ничего не добавлял. На будущий год общий фонд оплаты труда педагогов увеличен как и в областных учреждениях. Но на 10 процентов снизился «коэффициент адаптации» для сельских школ, который частично учитывает разницу в затратах на ученика в сельской школе и городской. К тому же активно говорится о том, что стимулирующие выплаты составят уже 15 процентов от этой суммы. Без каких-либо дополнительных денег на эти цели! То есть мы будем стимулировать педагогов за успехи в труде, одновременно прекращая своевременную выплату им текущей заработной платы...
- ...Или продолжать оптимизацию еще активнее, чем раньше, например, ликвидировать треть школ, чтобы на оставшихся учителей хватило денег. В прошлом номере нашей газеты приводилась цифра: за последние пять лет число сельских школ в Тверской области сократилось с 740 до 554, более чем на четверть. Тревожная цифра на самом деле. Может быть, кому-то она кажется недостаточной? Теперь, когда речь пошла о чисто районных бюджетах, вслед за школами под топор пойдут клубы, библиотеки, медпункты... И все это при том, что из динамиков несутся пиар-лозунги о повышении зарплат в Тверской области на 45 процентов! Денег на это у районов реально нет. Если бюджетник, он же, напомним, самый массовый избиратель в любом сельском районе, не увидит обещанной прибавки - глава района в его глазах превратится в личного врага. Ваши действия - повысить зарплату любой ценой. И перекрыть дефицит средств вы можете только одним способом - через радикальное сокращение социальной сферы на селе. Не секрет, что идея «оптимизации» все последние годы встречает сопротивление здравомыслящих руководителей на местах, не думаю, что ваш район исключение... Но у меня вопрос: куда вы денетесь в условиях не обеспеченной деньгами, но широко распиаренной надбавки? Люди ее уже ждут. А завтра начнут требовать. Может быть, дело не в том, что кто-то где-то что-то неправильно посчитал, а в том, что, наоборот, очень хорошо все просчитал - на несколько шагов вперед?
- Начну с проблемы «оптимизации» - действительно крайне острой для любого сельского района. Я глубоко убежден, что закрытие любой, пусть даже самой малокомплектной школы, клуба, медпункта уничтожает наши деревни, выталкивает людей с насиженных мест, превращая нашу сельскую местность в безжизненное пространство. Этого допускать нельзя ни при каких обстоятельствах. Понятно, что социальная сфера не может приносить прибыль. Но ведь мы, власть, выполняем прежде всего социальные функции. В этом и состоит наше главное отличие от бизнеса. Поэтому любые шаги, так или иначе провоцирующие искусственную оптимизацию социальной сферы, идут вразрез с интересами населения области и каждого из ее районов.
Я как раз не думаю, что такой бюджет - чья-то продуманная стратегия. Наоборот, это все таки ошибка, возникшая в результате непродуманных действий конкретных исполнителей, чиновников, но ошибка очень серьезная. Она наносит ущерб как авторитету власти в целом, так и авторитету нашей партии «Единая Россия», только что уверенно победившей на выборах 12 октября.
И нравится кому-то или нет, но проблему полноценного повышения зарплаты бюджетникам будет решать именно область. Просто потому, что в законе так записано: «Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств ...указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств». Так гласит Бюджетный Кодекс Российской Федерации, статья 83.
Иными словами, насколько решат повысить зарплату, именно столько целевых средств и должно быть отпущено на оказание помощи местным бюджетам. Без всяких абстрактных рассуждений о каких-то наших «дополнительных доходах» или «нормативах оптимизации». По-другому просто быть не должно.
- В свое время, когда вы были депутатом областного парламента, Законодательное собрание (первый и единственный раз в истории Тверской области) при активном вашем участии «завалило» проект областного бюджета на 2005 год. И претензии к нему были схожие. Тогда получили широкую известность ваши слова про «бюджет нетрадиционной социальной ориентации». А сегодняшний бюджет как бы вы охарактеризовали в целом? И есть ли какой-то прогноз по его прохождению в Законодательном собрании?
- Сейчас не 2004 год. И это к лучшему. Поэтому я не сомневаюсь, что бюджет будет принят, причем вовремя - до 1 декабря.
Другой вопрос - в каком виде он будет принят? Я уверен, что в Законодательном собрании нет депутатов, которые хотели бы задержки зарплат бюджетникам. Точно так же нет в областном парламенте и людей, которые хотят социального взрыва и коммунальной катастрофы в «негазовых» районах. И в сегодняшней ситуации для того, чтобы решить эти проблемы, не нужно бюджет «валить». Можно в спокойной обстановке и вовремя исправить ошибки и привести главный финансовый документ региона в нормальный вид.
Я не сомневаюсь, что какие-то инициативы по улучшению законопроекта будут исходить от губернатора. Ведь после той ситуации с бюджетом-2005 в нашей области в течение трех лет принимались полностью разумные и взвешенные бюджеты, которые учитывали интересы всех муниципальных образований, ставили реальные задачи по улучшению жизни людей. И инициатором выступал всегда губернатор. Я очень надеюсь, что и сейчас он вмешается в ситуацию, заставит некоторых исполнителей исправить очевидные ошибки, и все встанет на свои места.
Думаю, что таких ошибок можно было бы избежать, если бы департамент финансов, и прежде всего его начальник Евгений Зимонт, при составлении законопроекта более тесно работал с муниципальными образованиями. Но именно в нынешнем году такого диалога не получилось. Муниципалы были полностью отрезаны от участия в формировании бюджета, да и от информации тоже. Вплоть до заседания Ассоциации муниципальных образований, которое состоялось в самый последний момент - за два дня до внесения бюджета в ЗС.
Как можно оценить в целом бюджет-2009? Скажу политкорректно: данный проект в его сегодняшнем виде просто неадекватен реальной ситуации в регионе. Он перечеркивает многое положительное, что было сделано в прошлые годы. Документ достаточно сырой и нуждается в большой и серьезной доработке. Надеюсь, что так и будет - в том числе по проблемам, о которых говорилось в «Тверской газете»...
- Благодарю за интервью. Хотелось бы, чтобы депутаты нас услышали и жители региона в итоге получили бы разумный и реалистичный закон, который даст региону возможность жить без потрясений.