|
От
|
Durga
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
17.11.2008 18:27:25
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
У украинских историков нет доказательств «голодомора» — эксперт
У украинских историков нет доказательств «голодомора» — эксперт
14.11, 16:41 РИА «Новости»
«Никаких принципиальных различий между тем, что происходило на Украине и за пределами, нет. Более того, в пропорциональном отношении от голода еще больше, чем украинские земли, пострадали районы Поволжья, а больше всего пострадал Казахстан», — подчеркнул эксперт
МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости, Анна Чернова. Украинские историки пока не предложили российским ни одного прямого документального доказательства тому, что во время голода начала 1930-х годов на Украине Москва планировала «геноцид» украинского народа, заявил в интервью РИА Новости эксперт по российско-украинским отношениям, директор центра украинских и белорусских исследований МГУ Михаил Дмитриев .
В пятницу президент РФ Дмитрий Медведев в послании украинскому коллеге Виктору Ющенко раскритиковал позицию Киева по «голодомору», заявив, что она направлена на разобщение народов, и призвал Украину начать работу по формированию совместных подходов.
«Все косвенные аргументы украинских историков тогда, когда речь идет об аргументах в пользу голодомора начала 30-х годов как геноцида украинского народа, косвенны. Прямых документальных доказательств того, что голод был спланирован как уничтожение украинцев как нации, нет», — сказал Дмитриев.
По его словам, никакой существенной разницы в масштабах голода 30-х годов на Украине и на других территориях бывшего СССР не было.
«Обнаруживается, что никаких принципиальных различий между тем, что происходило на Украине и за пределами, нет. Более того, в пропорциональном отношении от голода еще больше, чем украинские земли, пострадали районы Поволжья, а больше всего пострадал Казахстан», — подчеркнул Дмитриев.
Он отметил, что заключения, выдвинутые украинскими историками в их публикациях, внимательно изучаются российскими экспертами.
«Публикации свидетельствуют о том, что на Украине был чудовищного масштаба голод, что от голода погибли миллионы людей, что голода можно было действительно избежать и репрессии против крестьян приобретали очень жестокий характер. В них также говорится, что в какой-то момент правительство и в Москве и в Киеве прибегло к конфискации даже не хлебного продовольствия у крестьян. Кроме того, обнаружилось, что голод затронул не все территории в рамках СССР равномерно. Он затронул те территории СССР, где производилось зерно», — отметил эксперт.
По его словам, когда от голода на Украине начали умирать люди, Москва направила на Украину «крупную хлебную помощь» в ущерб другим регионам СССР. Кроме того, исследования, проведенные в московских архивах, показали, что московское руководство систематически вводилось в заблуждение органами ОГПУ и украинскими партийными властями относительно реального масштаба голода.
«Мы ни в коем случае не ставим под сомнение то, что украинский народ чудовищно пострадал от голода. Украина оказалась первой жертвой голода, потому что была зернопроизводящим регионом. И нельзя не учитывать тот факт, что тогдашнее украинское руководство безответственно и преступно, наряду с московским, относилось к решению этих проблем. Но эта ситуация никак не связана с геноцидом — целенаправленной политикой по уничтожению этноса или созданию для него условий, несовместимых с выживанием», — считает Дмитриев.
Позиция некоторых украинских историков по «голодомору», по его мнению, напрямую связана с политической установкой, продиктованной окружением президента Украины Виктора Ющенко.
«К сожалению, историческая наука в настоящее время оказывается заложницей давления со стороны политических кругов. Окружение президента Ющенко в какой-то момент в политико-пропагандистских целях решило сделать ставку на создание в общественном мнении в мировом масштабе иллюзию о том, что украинцы страдали больше, чем другие народы СССР от советского гнета. Распространяются идеи о том, что пребывание вместе с Россией в рамках СССР, в котором Россия играла ведущую роль, обернулась для украинцев как для нации страшной трагедией. Это некая политическая установка, которая продвигается частью украинской политической элиты, и ей трудно противостоять с научной, рациональной и человеческой точки зрения», — отметил эксперт.
По его мнению, ситуация вокруг «голодомора» и другие попытки украинского руководства дать свою трактовку историческим событиям «отравляет» отношения между российским и украинским обществами.
«Эти попытки отравляют и международную общественную жизнь, когда нашим украинским партнерам удается убедить западные страны в “геноциде” украинского народа. Это шаг в глубокое прошлое, когда националистические страсти порождали самые страшные войны и катастрофы. Мне кажется, наши украинские коллеги, участвуя в такой пропагандистской работе, и политические силы Украины, создающие эти “вредные мифы”, просто не отдают себе отчет в том, насколько опасен и страшен это путь», — добавил Дмитриев.
Голод 1932-1933 годов, по оценкам некоторых украинских историков, унес жизни от 7 до 10 миллионов человек. По оценкам российских ученых, голод 1932-1933 годов охватил основные зерновые районы СССР: Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, значительную часть Центрально-Черноземной области, Казахстан, Западную Сибирь, Южный Урал.
По различным данным, от голода погибли 7-8 миллионов человек, из них 3-3,5 миллиона на Украине, 2 миллиона — в Казахстане и Киргизии и 2-2,5 миллиона — в РСФСР. Пострадало все многонациональное население охваченных бедствием районов.