Я нашел в интернете довольно мало информации о Алексее Девонисском. А именно интернет позволяет концентрировать и дополнять информацию.
Я не нашел, чтобы кто-то собирал дополнительную информацию. А мне кажется полезным, если каждый вспомнит, что может о погибших защитниках.
Расскажу то немногое, что помню, возможно когда-нибудь пригодится.
Сначала то, что есть в интернете.
Есть примерно 50 сайтов, где размещен официальный список погибших у Дома Совета
его защитников (кратких и с биографиями). Вот наиболее полная биография с сайта, где помещена "Книга памяти" http://1993.sovnarkom.ru/TEXT/SPISKI/spisok-m.htm
ДЕВОНИССКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, 1956 г.р. (37 лет)
Родился 9 марта в г. Москве. Образование высшее, незаконченное, учился в Институте связи и Политехническом институте. Окончил физико-математическую школу при АН СССР. Увлекался физикой и экологией. Работал координатором по науке в Экологическом союзе. Выступал на международном конгрессе экологов. Изучал английский язык. По свидетельству близких и друзей - общительный, контактный человек, имел много друзей. У Дома Советов был с первого дня переворота. Уходя сказал: "Я не хочу, чтобы была диктатура, я не хочу гражданской войны, я не хочу, чтобы унижали человеческое достоинство".
Убит 4 октября 1993 года у Дома Советов. Получил огнестрельные пулевые ранения таза и бедра пулями со смещенным центром тяжести.
Проживал в г. Москве. Осталась престарелая мать.
А.Девонисский упоминается в Воспоминания свидетелей и участников событий 3-4 октября 1993 года. (Продолжение. Начало в N 29 и 30)
(М. ФАДЕЕВ), опубликованных в газете "Дуэль" N 31, 1998-09-22) http://www.duel.ru/199831/?31_3_3
"Сперва все было совершенно стихийно, затем те, кто был у Дома постоянно, организовались поотрядно - не столько из военно-тактических соображений, сколько для удобства самоснабжения и дежурства. Наша баррикада находилась у перекрестка, примыкавшего к жилым домам, справа, если стоять лицом к балкону Дома. Люди окружали самые разные - от детей до известного историка, или инженера, вроде Алексея Девонисского, с которым я провел большую часть времени. Он погиб.
- В чем заключался смысл дежурства?
- Пресекали провокации, не пропускали со спиртным или с оружием. Бесплатного пива, как в 91-ом, у нас не было. Вообще разница в обстановке вокруг Дома и в Москве была весьма ощутима, я ведь не только у баррикады сидел, первые пять дней по вечерам уезжал в город, заглядывал в редакцию "Гласности" за материалами. Дом и площадь были островом в мутном потоке, так это воспринималось."
"- Когда началась стрельба, это было около семи утра, я находился на своем обычном месте; рядом был Девонисский. Раздался крик, что прорвались БТРы. Действительно, три машины встали перед баррикадой. Первая очередь была воспринята как дурная шутка, как-то не верилось, что для достижения своей цели кому-то потребуется наше физическое устранение. Кто опомнился, побежал в укрытие. Многие, в том числе и я, нападения ожидали, ожидали и серьезного отпора со стороны Дома, но Дом молчал. Те, кто был ближе к газону, побежал туда, через парапет и кусты.
Залегли. Огонь не прекращался ни на мгновение, казалось, что бьют по гостинице, находящейся у нас за спиной. В это время штук семь БТРов во главе с гусеничной машиной вырвались со стороны Горбатого моста и со скоростью мотоцикла промчались вдоль Белого дома, стреляя во все стороны. Потом я увидел одного из своих товарищей - он был ранен и пытался отползти, но его добили прямо на моих глазах: он лежал на открытом месте, и всякий раз, когда пытался шевелиться, по нему возобновлялась стрельба. Алексей полз рядом с ним, и тогда ему удалось спрятаться, как он погиб потом, я не видел. Я лежал удачнее, чем они, но помочь им, естественно, ничем не мог."
В газете
"ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ"
Экологический вестник
Ассоциации Зелёных Карелии
№7-8, 1996 г.
была опубликована очень краткая заметка http://zellist.narod.ru/07-08.pdf
3 октября - трёхлетняя годовщина со
дня трагической гибели члена Московс-
кого Социально-экологического союза и
Московского союза изобретателей Алек-
сея Девонисского. Он был сражен, когда
БТР открыл пулеметный огонь по тол-
пе, протестовавшей против действий
правительства около Белого Дома в
1993-м. В Ассоциации Зелёных Карелии
сохранилась кассета с записью голоса
Алексея, давшего интервью Радио Каре-
лии во время семинара .Экологически
безопасная энергетика. (Петрозаводск.
1992) Тогда он еще хотел помочь отрав-
ленным фтором детям п.Надвоицы. Ус-
пел съездить туда...
Больше пока ничего не нашел.
Вчера на стенде Памяти у бывшего Дома Советов прочитал, что он учился в Институте связи и в Политехническом институте.
Алексей зашел как-то в конце 1992 года в сектор Кара-Мурзы Аналитического центра РАН поговорить с Сергеем Георгиевичем, как заходило очень много читателей, раздобывших адрес и телефон в редакции. Алексей был увлечен экологическими проблемами. Поскольку я раньше занимался экологией, мы разговорились на экологические темы. О своей работе в Экологическом союзе он не рассказывал, а рассказал, что пробует свои силы как технологический экстрасенс. Он пытается чувствовать нарушения в технических системах, таких как нефте и газопроводы. Его провозят вдоль нефтепровода и он отмечает точки, где надо осуществить дорогостоящее рентгеновское просвечивание трубы, чтобы обнаружить, что она подверглась коррозии и возник риск разрушения.
Пытался он таким образом обследовать и другие объекты, вплоть до атомных электростанций.
Потом он появился где-то через полгода и попросил помочь ему перевести на английский, размножить и распространить информацию об опасности применения бактерий для переработки нефтяных загрязнений. Опасность он и его друзья видели в том, что бактерии не остановятся и начнут уничтожать нефть вне зоны заражения и даже внутри местрождений. Насколько я помню, кто-то из владеющих английским сотрудников помог исправить его любительский перевод, а я помог отпечатать и отформатировать его тексты, размножить их на нашей оргтехнике.
Тогда у нас были компьютеры отечественной сборки КОМПАН черного цвета с плохозащищенными мониторами. После многочасовой работы на них я себя довольно плохо чувствовал и сказал об этом. И Алексей указал мне на опасную с его точки зрения как технического эскстрасенса деталь. Я часто не пользовался клавишами листания страниц, а сдвигал текст просто клавишами вниз или вверх (построчно). Это давало мне время на обдумывание дальнейших действий, а в это время перед глазами шло мельтешение передвигаемых строчек. Он указал, что видит в этом очень вредную для мозга частоту воздействия и посоветовал избегать таких действий. Я послушался и действительно стало легче: перестало по ночам сниться это мельтешение.
Возможно, Алексей действительно имел способности инженера-экстрасенса.
Человек он был очень активный, зажигающий других своим энтузиазмом.
Больше я его не видел и только прочитал фамилию в списке погибших.