Вот оно это слово - цивилизация. Культурное ядро цивилизации - Шилз. Реальность существования цивилизации доказали Шилз с его концепцией культурного и ценностного ядра, и Элиас, с концепцией воспитуемой в человеке необходимости преодолевать и противостоять своим биологическим началам. Эти две идеи сделали идею цивилизации, введенной Данилевским, разработанной далее Шпенглером и Тойнби, научным фактом. Ядро цивилизации предполагает элиты, их взаимоотношения, их некое устройство. Важные вопросы их взаимодействия рассмотрел Эйзенштатд, вот несколько ссылок:
Ценностное ядро общества послужило основой для С.Лурье выдвинуть концепцию о этничности, как о способе мышления, но его можно сопоставлять и с гумилёвской системой стереотипов поведения, хотя тождественности нет.
А Элиасовское "преодоление биологии" трудно не сопоставить с гумилёвской пассионарностью.
что теория этногенеза Гумилёва оригинальная советская/русская теория цивилизации - использующая родственные понятия, но понятые по своему, и организовавшая их взаимодействие оригинальным образом.
Я знаю только двоих людей, публично не выливших ведро грязи на Гумилёва - Холмогоров и Кургинян(я не читал об этом, может и он тоже). СГКМ лишь обвинил его в не правильной теории, обозвав человека назвавшего свою теорию этногенезом, для подчеркивания постоянного воспроизвда - примордиалистом. А вон ведь как получается, гнилой Запад изо всех сил развивает понятия совершенно аналогичные, но в своём стиле.
Я не уверен, что сегодня Кургинян понимает Гумилёвскую теорию, скорее всего еще не понимает. Так как в одном очень важном вопросе они расходятся - у Гумилёва в основе его теории лежит модель о закрытом обществе, а у Кургиняна везде модель открытого общества, в котором он ищет рецепт самопроизвольного развития.
Т.е Гумилёв консерватор/реалист, а Кургинян романтик. Наверно, так оно и должно быть, если Кургинян - армянин ;-)
Зачем я вспомнил о Гумилёве ?
Лично я, довольно обычный в смысле политической вовлечённости человек, вытащил из теории Гумилёва теорию элит, теорию жизнеспособности разных организационных структур(Эйзенштадтовское «поле напряженности» между трансцендентным началом и мирскими порядками), теорию необходимости упреждающего развития(динамический консерватизм "Русской Доктрины"), тезис о том, что власть аналогична некому этносу. В общем много нужных инструментов, необходимых для анализа процессов в обществе, и всё это я использовал, когда для себя исследовал "Этногенез советского народа". Просто этногенез надо применять вмести с представлениями о религии, как институте, умеющем влиять на подсознание людей, формировать его.
Теория этногенеза+религия дают всё, что необходимо, если вспомнить о том,что религия имеет структуру, которая как то устроена. Это и есть технология воспроизводства бытия, в смысле Кургиняна. Красота в том, что в теорию этногенеза воспроизводство жизни изначально и органично уже встроено, необходимые ответы получаются сразу, не надо для этого специально интерпретировать теорию цивилизаций в её западном варианте, с точки зрения развития, так как она содержит всё необходимое для понимания развития больше в потенциальном виде.
В рамках этногенеза я даже определил почему и как русские будут развиваться, что необходимо для этого делать, для этого достаточно использовать упомянутую выше связку.
Теперь мои ответы, на вопросы, мучающие Кургиняна. Русский народ разобран, так же как и разобраны все западные народы, и это и есть сущность проекта модерн. Правда степень разобранности может быть всё же разная, у русских и у западных обществ. Русский народ был разобран царской властью, начиная с Петра I, уничтожая связь между народом, и обществом. Подробности в :
Революция собрала народ вокруг учения о коммунизме, которое явилось новой религией для русских. Роль необходимого для религии инструмента воздействия на подсознание выполняли коллективные формы поведения и быта во всех их проявлениях. Скептичность в отношении коллективных форм у элиты и их третирование в жизни уничтожила элиту и саму страну, снова разобрав народ.
Слово религия очень плохо воздействует на людей, не знакомых с её сущностью, считающих её чем то мракобесным. Религия никогда не отрицает мира с его законами, и не против познаваемости мира и его изучения. С общественно-политической точки зрения религия ориентирует человека на то, что всё основные понятия нашего сознания, и само сознание есть некий конструкт общественной жизни, нечто искусственное, которое можно и необходимо преодолевать. Таким образом, религия это борьба с условностями, которые мы считаем законами
Религия даёт человеку инструменты борьбы с "бытом, который определяет сознание" - освобождает человека, даёт ему и обществу потенциал развития.
Искомая задача Кургиняна сводится к некой форме существования религии, адекватной вызовам современности.
Это означает массовое изучение религии - и её мировоззрения, как раньше изучали философию. Если добавить к этому изучение философии и религии восточных народов для организации нужной интеллектуальной и духовной перспективы, и организовать тесное взаимодействие людей с церковью, как со структурой, единственно уполномоченной заниматься именно религией, то вопрос воспроизводства бытия автоматически решается.
Т.е в этой модели с церковью общаются образованные люди, имеющие вопросы, заставляющие тем самым церковь всегда быть адекватной своему обществу.
А во что выльется подобная система - предугадать невозможно, столько не живут даже вороны.
Но возврат людей к религии не произойдет при содействии власти, этого должен добиваться сам народ, наперекор всему. Власть и государство в этом не помощники, даже враги, так как русская элита не для этого 300 лет разбирала народ, а для того, что бы его в разобранном состоянии впихнуть в Запад.
Каждый должен сам заняться своим духовным спасением - спасая страну.