>Науку потому относят к надстройке, что она является формой рефлексии практики, в частности генерирующая её идеальные модели. Однако рефлексия эта деятельностная и поэтому наука может стать частью базиса в форме онаученного производства — производственной деятельности, содержащей образы других деятельностей, в том числе пока еще не существующих.
Наука - это не построение моделей. Это - познание мира в процессе и ради его практического освоения.
Пробы ремесленника, эмпирически устанавливающего оптимальное соотношение меди и олова в бронзе, - ничуть не менее научны, чем многостраничные формулы с тройными интегралами. Систематические, с анализом и применением выводов на практике, наблюдения монахов за влиянием подрезки лишних побегов, времени поливов - на качество винограда, - это просто один из центральных фактов становления науки.
Более того, считающиеся науками дисциплины ранних университетов, - в значительной мере являются как раз антинауками. И сторически были направлены на манипулятивное преодоление силы и авторитета момнастырской науки, прочно переплетенной с хозяйственой практикой: мелиорация, агротехника, металлургия, металлообработка, алхимическое производство красителей, судостроение, горно-рудное дело, производство кирпича и черепицы, пороха, сложные механические устройства с водяным приводом и т.д.
И это не просто наработка практических навыков, - но и перевод их в глубочайшие теоретические модели. Эксперимент, как научный метод, - открытие монаха Фрэнсиса Бэкона. Монах Непер - изобретает логарифмы, в монастырях же рождается и позиционная система счисления... - в прямой связи с хозяйственной практикой и сопровождающим его познанием природы и техники.