Не вылезти из изощренной ложной терминологии к пониманию реальности
В информационно-поведенческой терминологии конкуренция по правилам - это вообще не конкуренция. Это игра интересов в соответствии с конкретными правилами. Нет в ней никакой объективности и никакой мистической силы. Это игра, как гольф или биржа или казино.
А конкуренции без правил просто не может быть, потому что не может быть никогда - такое положение предполагает, что субъекты обладают человеческими способностями к поведению, но не обладают представлениями, как-либо ориентирующими это поведение.
Если правила априори не согласованы, то они быстро согласовываются, или дело кончается керосином.
Тем не менее, термином "конкуренция" активно пользуются в социальных построениях, причем мысленной моделью конкуренции у людей является то справедливость джунглей, которой и в джунглях не бывало, то пристойность хорошо контролируемой спортивной игры, где все участники выигрывают, а не только победители.
Странно то, что от конкуренции в таком ее виртуальном понимании интуитивно ожидают неких экономических благостей и удивляются, когда их не оказывается.
Надо понять, что конкуренцию устраивают искусственно, как эти самые соревнования. И, как эти соревнования, конкуренция не приносит благостей, их приносят болельщики.
Современная экономика - это правила, которым соответствует суррогатное знание в головах субъектов.
И это знание в "общине или экономике дара" - общее, одинаковое для всех, симметричное и когерентное, а в экономике символического кривого пространства - это разное знание для разных социальных групп, некогерентное как между группами, так и внутри групповых представлений.
Разбирая это суррогатное знание, можно сколько угодно переливать из пустого в порожнее, апеллировать к истории, духовности и пр..
Речь, однако ж, идет в первую очередь об общественных правилах, регулирующих распределение благ, а духовность и прочее - не в первую очередь.
Почему именно распределение? Потому что ради него и устанавливаются все отношения между людьми, ради него создается производство и осуществляется труд, в этом состоит основная обратная связь: блага должны попадать к людям.
Если речь идет о материальных благах, и общественные правила не помогают отчуждать их сверх индивидуального потребления,
то обратная связь отрицательна.
А когда блага обращаяются в символической форме денег, то обратная связь положительна.
Если эту ПОС не парировать, то ростовщики символически сжирают всех.