От IGA Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 25.12.2007 23:16:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Алексий II призвал супружеские пары отказаться от контрацепции

http://www.russned.ru/stats/1914
<<<
«Всенародное покаяние, контрацепция, статистика»: Святейший Патриарх на епархиальном собрании Москвы

Предстоятель Русской Церкви осудил т.н. «чин всенародного покаяния»

Выступая со второй частью своего доклада на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к вопросам духовной жизни.

Святейший Патриарх Алексий осудил т.н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучит призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность. «Мы не можем согласиться с текстом "мытищинского чина", — сказал Святейший Патриарх Алексий, — т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться "за недостаточность" прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

«Со всей ответственностью заявляю, что этот "покаянный акт" недопустим и душевреден, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому». Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовым и Гермогеном после окончания Смутного времени— ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах. Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

Пресс-служба Московской Патриархии

Алексий II призвал супружеские пары отказаться от контрацепции

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй призывает супругов рожать детей, а не пользоваться ухищрениями контрацепции.

"Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять различные ухищрения, чтобы избежать рождения ребенка", - заявил Патриарх. Кроме того, он выступил с осуждением практики абортов, сообщает "Эхо Москвы".

Источник публикации: http://zvezda.ru/web/news18555.htm

Вступительная речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы

В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх выступил с основным докладом на Епархиальном собрании духовенства Московской епархии. Портал Патриархия.ru публикует вступительную речь Святейшего Патриарха. Полный текст выступления будет опубликован в ближайшие дни.

Сердечно приветствую архипастырей, наместников ставропигиальных монастырей, настоятелей и настоятельниц обителей, клириков, членов приходских советов города Москвы, собравшихся на Епархиальное собрание, которое объявляю открытым. Председателем собрания, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является правящий архиерей, каковым для Москвы является Патриарх. Согласно Уставу, нам предстоит избрать заместителя председателя, секретаря и 2-х членов собрания, для подписания протокола.

Заместителем предлагаю избрать Патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения.

На прошлых собраниях секретарем избирался протоиерей Владимир Диваков, предлагаю избрать его и в этот раз. Решение принято единогласно, поэтому прошу секретаря занять место в президиуме.

Для подписания протокола предлагаются кандидатуры архимандрита Саввы (Фатеева), наместника Саввино-Сторожевского монастыря, и игумении Елизаветы (Жигаловой), настоятельницы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Решение тоже принимается единогласно, и мы можем начать работу.

На Епархиальном собрании 3 года назад был избран Епархиальный совет, полномочия которого ныне истекают. Предстоит переизбрание Совета. Председателем Епархиального совета, согласно Уставу Церкви, является правящий епископ Москвы — Патриарх. Начало деятельности Епархиального совета в новом составе — его первое заседание — открывается и возглавляется Нами. Дальнейшая деятельность Совета и его заседания, ввиду Нашей занятости общецерковными делами, по патриаршему указанию проходят под председательством архиепископа Истринского Арсения, а протоколы предоставляются Нам для рассмотрения и утверждения.

Архиепископу Истринскому Арсению как Патриаршему викарию и заместителю председателя Епархиального совета предстоит сегодня представить Собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссии при нем за прошедший 3-х летний срок. Но прежде мне хотелось бы кратко рассказать о деятельности Патриарха как главы Русской Православной Церкви.

Среди многочисленных событий, которыми был насыщен завершающийся 2007 год, было несколько событий, имеющих важное значение для всех нас. Первое — это радостное объединение двух частей Русской Православной Церкви. Оно состоялось в праздник Вознесения Господня, 17 мая, в Храме Христа Спасителя, где прошло подписание Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью. Это торжество драгоценно для нашей Церкви, собирающей воедино своих чад, и для всего нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами — революцией 1917 года и гражданской войной. Мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет.

Знаменательно, что Президент России Владимир Владимирович Путин отметил это событие как имеющее поистине всенародный исторический масштаб и огромное нравственное значение. Президент подчеркнул, что возрождение церковного единства — важнейшее условие для возрождения утраченного единства всего русского мира, одной из духовных основ которого всегда была Православная вера.

Эпоха разбрасывания камней должна, наконец, смениться эпохой их собирания, и объединение Русской Православной Церкви дает этому ожиданию должный и положительный пример. В этом контексте летнее наступление группы атеистов на религиозное мировоззрение и высказанное ими опасение, что Русская Православная Церковь ведет к развалу страны, выглядят более чем странно.

Другим событием, имевшим большую значимость, явилось Наше выступление в ПАСЕ в ходе визита в октябре этого года во Францию. Впервые столь высокая Европейская ассамблея предоставила свою трибуну не только Предстоятелю самой многочисленной в мире Православной Церкви, но вообще представителю христианской конфессии. На Нас лежала ответственность напомнить населению Европы о том, что именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека, об условиях его реализации, что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный фон европейского сознания, обладающий неиссякаемым потенциалом в личной и общественной жизни. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура.

В Слове, произнесенном в Страсбурге, Мы предостерегли европейцев о том, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, появляется новое поколение прав, противоречащих нравственности, а ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство. Достижение этого единства — есть одна из целей европейской Конвенции о защите прав человека. Ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. В конце речи Мы заявили, что настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Не уверен, что подобная трактовка кризисных процессов в европейском понимании прав человека, а также упоминание о том, что религия изгнана в Европе из публичного пространства, понравились всем присутствующим, однако сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира имеет огромный потенциал.

Третье событие, имевшее историческое значение, — празднование 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Оглядываясь на путь, который прошла Церковь со времени Поместного собора 1917 года до наших дней, нельзя не отметить судьбоносное значение этого свершения. Теперь можно с уверенностью утверждать, что восстановление Патриаршества было исполнением спасительного Божьего Промысла, утвердившего Русскую Церковь на ее незыблемом каноническом основании, укрепило упование православного народа на Господа. Русская Православная Церковь получила духовное возглавление и каноническое оформление.

В продолжение этого года Мы имели радость братского общения с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Дважды встречались с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, в марте встречались со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом и Патриархом всея Грузии Илией II, в октябре — с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александриским и всея Африки Феодором II, с Верховным Патриархом-Католикосом всех армян Гарегином II. Уходящий год был насыщен Патриаршими поездками в Коломну, Звенигород, Одинцово, Вологду, Ижевск, Валаам, Францию, по монастырям Московской епархии. На протяжении года Мы участвовали в многочисленных официальных встречах с религиозными, государственными и общественными деятелями зарубежья и России. В частности, 7 раз Мы встречались с президентом Владимиром Владимировичем Путиным, а также с президентами Франции, Удмуртии, Калмыкии, с председателем правительства Республики Сербии, премьер-министром Греции. Последняя встреча с Президентом России прошла в присутствии собора архипастырей, прибывших на празднование 90-летия восстановления Патриаршества. На этой встрече Русской Православной Церкви была возвращена великая святыня — ковчег с частицей Ризы Христа Спасителя. Подписан Указ президента о возвращении Церкви мощевиков и святынь из запасников Музеев Московского Кремля. Этот процесс начался.

Мы возглавили заседания многих попечительских советов. По традиции, воздавая дань памяти погибшим вождям и воинам на полях Великой отечественной войны, Мы принимали участие в возложении венка к могиле и памятнику Неизвестному солдату. При этом я не упоминаю о ежедневных рядовых встречах, приемах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковно-приходской жизни.

Главным, как всегда, оставалось Наше участие в богослужебной жизни Русской Православной Церкви. За прошедший год Нами совершено 141 богослужение,15 из которых — в соборах Московского Кремля, 43 — в Кафедральных соборах г.Москвы, 52 — в обителях и приходских храмах г.Москвы и 11 — в монастырях и храмах других епархий. Мы совершили две епископские хиротонии.

Приведу также некоторую общую церковную статистику: сегодня в Русской Православной Церкви — 142 епархии; 193 архиерея, из них 147 правящих и 46 викарных; 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви — 732 монастыря: из них в России мужских — 219, женских — 240, в странах СНГ — 128 мужских и 139 женских монастырей, и в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 196 подворий и 56 скитов.

Общее количество приходов — 27 942. Общее число духовенства — 29 751, из них священников — 26 540, дьяконов — 3 301. Работают 10141 воскресных школ.

В Нашем Патриаршем ведении находится 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в г. Москве. В Москве 851 храм: 338 приходских, 135 Патриарших подворий, 86 — в стадии строительства.

7 Кремлевских соборов;
2 Кафедральных собора;
5 храмов при Синодальных учреждениях;
338 приходских храмов;
135 Патриарших подворий;
97 монастырских подворий;
88 монастырских храмов;
16 крестильных храмов;
78 часовен;
86 храмов и часовен в состоянии строительства.

В 725 московских храмах совершаются богослужения из них 163 храма являются домовыми. В 15 богослужения не возобновлены, 25 не освободили прежние арендаторы. На приходах Москвы совершают служение 802 священника и 287 диаконов. Всего — 1089 клириков. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 405 священников и 181 диакон. Всего — 586 клириков. Кроме того, имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 25 диаконов. Всего — 64 клирика. Запрещены в священнослужении: 20 священников и 11 диаконов. Всего — 31 клирик. Общее количество духовенства в г. Москве — 1266 священников и 504 диакона, всего 1770 клириков, в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках. В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института (ПСТГУ в Москве, Иоанна Богослова в Москве и Царицынский имени прп. Сергия Радонежского), 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Кандидатов священства и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также 4 факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В Московской епархии за минувший год 5 священников запрещены в священнослужении, 6 перешли в другие епархии. 9 священников отошли ко Господу Невосполнимой для нас утратой явилась потеря девяти клириков, которые отошли в мир иной. Это:

прот. Михаил Маслов
прот. Борис Цепенников
прот. Анатолий Цвиркунов
игумен Макарий (Железняков)
свящ. Георгий Чистяков
прот. Владимир Демин
прот. Иоанн Христов
прот. Вадим Бащук
прот. Михаил Фарковец
Пропоем всем им «вечную память.

Затем архиепископ Истринский Арсений, как заместитель председателя Епархиального собрания и Патриарший викарий, представил собранию отчет о деятельности Епархиального совета, комиссий при нем, а также о проблемах приходской жизни г. Москвы.

После отчета архиепископа Арсения состоялись выборы нового состава Епархиального совета. Святейший Патриарх поблагодарил членов нынешнего Епархиального совета во главе с архиепископом Истринским Арсением за ту большую работу, которую проделал Епархиальный совет и комиссии за минувшие три года и выразил надежду, что его новый состав будет так же оперативно помогать ему в управлении Епархиальной жизнью Первопрестольного града.

Пресс-служба Московской Патриархии
<<<


http://nataly-hill.livejournal.com/724937.html
<<<
Наткнулась на цитату:

...Патриарх Алексий II считает, что большое количество детей является лучшим средством, которое может спасти семью от разводов... Он подчеркнул, что в многодетных семьях развод является "редкостью", и напомнил, что Церковь призывает "радоваться каждому новому ребенку как залогу любви и семейного счастья".


Странно. Мне казалось, что лучшее средство, которое может спасти семью от развода - это отсутствие потребности в разводе.
Чтобы супруги не разводились - нужно, чтобы им было незачем разводиться. Чтобы они любили друг друга, наслаждались общением друг с другом (во всех смыслах) и не стремились никуда друг от друга сбежать.
Если же этого нет, если друг с другом им скучно, противно и приходится "терпеть" - какая разница, разводятся они или не разводятся? Семьи все равно уже нет. И заставлять их оставаться вместе - все равно, что заставлять импотента ложиться в постель с женщиной. Ну, предположим, ляжет - а толку?
Мне скажут: "Что же ты предлагаешь: разрушать семью, как только рассеется первая влюбленность и начнутся суровые будни?"
Конечно, нет. Это все та же ложная альтернатива. Либо отказ - либо симуляция. Или бежать от проблемы - или героически делать вид, что никакой проблемы нет.
А что, если для разнообразия попробовать проблему решить?
Мы почему-то воображаем, что любовь и вообще хорошие отношения - это такая стихия, волна, которая набегает и убегает по собственной прихотливой воле, а нам остается только "расслабляться и получать удовольствие". (Впрочем, что значит "почему-то"? У нас люди, в большинстве своем, искренне считают, что даже над собственным телом не властны, даже с собственными вредными привычками "ничего не могут поделать" - куда уж этим беспомощным существам замахиваться на отношения с окружающими!)
Но ведь это неправда.
Даже влюбленность, при всех ее поэтических свойствах - вещь достаточно рациональная. Когда спрашиваешь себя, откуда она взялась и почему обратилась на Васю, а не на Петю - у волшебного неземного чувства вдруг обнаруживаются очень земные корни. И вполне реально спроектировать ситуацию, в которой Он и Она, прежде друг друга в упор не замечавшие, за несколько дней проникнутся пламенной страстью. (Поссорить и развести влюбленных, кстати, еще проще.)
Что сказать о более глубоких и прочных отношениях - например, о душевной близости? Да почти то же самое. Родственную душу не найдешь в ком попало; но, если уж у двух людей обнаружилось нечто общее, то, что позволило им приблизиться друг к другу - дальше они могут строить свои отношения вполне сознательно.
И охлаждение отношений тоже не приходит "из ниоткуда" - оно вызывается определенными причинами, которые можно отслеживать и нейтрализовывать.
Создавать любовь на пустом месте - вряд ли удастся, да, наверное, и незачем. Но поддерживать любовь там, где она уже есть, делать ее глубже и сознательнее, не позволять разной житейской дряни ее замутить и угасить - вполне реально. И конфликты разрешать к пользе и удовольствию обеих сторон - тоже вполне реально. Это описывается на языке методов и технологий, не слишком сложных.
И церковь - раз уж она берет на себя функцию морального учителя и блюстителя нравственности - должна была бы учить людей именно этим технологиям. (NB: "Терпеть, смиряться и уступать" - это как раз то, чего делать не следует.)
Но она, как видим, предлагает в качестве "лучшего средства" нечто совсем иное. О любви речь вообще не идет: чтобы семья была прочной, супругов надлежит привязывать друг к другу житейскими проблемами и моральным шантажом, причем дети здесь выступают как механическое средство, вроде кандалов. "Глаза бы мои на этого козла не глядели - но куда же я от него уйду с кучей детишек на руках?" - "Как же все осточертело! Но нет, нельзя бросать детей!"
Не хотелось бы мне оказаться ребенком в таком семействе.

Вы скажете, что я опять наезжаю на православие? Безусловно; но не только на него. Этот подход распространен повсеместно, как зараза; патриарх просто повторяет то, что витает в воздухе. Если попытаться сформулировать этот подспудный тезис, то он будет выглядеть примерно так: "Зло - вот единственное, что имеет силу, единственное, на что стоит рассчитывать".
"Зло" - в самом житейском смысле, в смысле отрицательных эмоций. Боль, страх, вина, безысходность, моральное истязание и самоистязание. "Пряник - фигня, работает только кнут. Чтобы человек сделал то, что нужно - надо его заставить. Или сделать так, чтобы он сам себя заставил".
И вот стараются люди, из самых лучших побуждений запугивая, обвиняя, наказывая, закрепощая себя и окружающих...
Но это ложь. Эти механизмы не работают.
Единственный способ наказать себя за ошибку - совершить новую ошибку, за которую снова придется себя наказывать. Из фирмы, руководство которой злоупотребляет строгими правилами и штрафами, люди бегут. Семья, в которой супруги остаются вместе из чувства долга - очень дурная семья, и, скорее всего, она недолго продержится. Бездетная женщина, с которой дерут налог за бездетность, угрожают отобрать пенсию и клеймят последними словами - от всех этих мероприятий не обзаведется детьми. Мать, много лет пилящая и достающая сына за разные недостатки, не изменяет его к лучшему; она достигает лишь того, что сын начинает ее тихо ненавидеть. Но через много лет, став взрослым, принимается точно так же - и с тем же результатом - доставать и пилить своих детей...
<<<