От IGA Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 14.12.2007 09:42:54 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

О вреде революций

По-видимому, положительных сторон революций автор просто не видит.

http://rus-proekt.ru/power/2806.html
<<<
14 декабря 2007

Уроки империй: Франция

Пожалуй, всем известно, какое огромное культурное влияние оказала Франция на Россию, но гораздо менее известно то, как история Франции в значительной мере предсказала историю России, послужив для нас еще одним уроком империй.

Франция, почти сразу, как только оформилось централизованное французское государство, осознавала свою великую миссию на европейском континенте. Это соответствовало фактической расстановке сил - еще с зари средневековья Франция играла в жизни Европы ключевую роль. Даже само средневековье как политико-социальная система было в значительной степени, способом организации общества и государства, придуманным и распространившимся по Европе благодаря франкам. Можно с минимальным допущением сказать что, начиная с короля франков Хлодвига, Европа жила в существенной степени по французским законам. Франки создали объединенную Европу, восстановив после падения Западной Римской империи единство бывших провинций Рима. Король франков Карл Великий стал первым правителем объединенной Европы после эпохи античности и образцом для подражания, как большинству европейских монархов, так и тем государственным лидерам, которые хотели объединения европейских народов под властью своих государств. Впоследствии схожую роль в истории Европы сыграл император французов – Наполеон Бонапарт.

Империя Карла Великого была предком Священной римской империи германской нации, Австрийской империи, от которой у нас уже шла речь в прошлой статье. Но вместе с немцами и французы считали Карла создателем их государства. Таким образом, осознание своей централизаторской, просветительской и законодательной миссии в Европе имеет для французов и французского государства очень длинную историю. Надо отметить, что это очень похоже на миссию, которую выбрал для себя русский народ и русское государство – устранение хаоса и объединение близких к русским народов под властью русского государства. Фактически можно говорить об идентичности цивилизационных задач, которые стояли перед Францией в Западной и центральной Европе и перед Россией в Восточной Европе. Австрийская империя, которая пыталась конкурировать с предложениями своей цивилизаторской идеи в Центральной Европе с Францией, а в Восточной Европе с Россией, в итоге проиграла обеим этим державам.

Франция первой из крупных стран Европы создала единое национальное государство. Благодаря территории Франции и численности французского народа у этой страны был наибольший потенциал для лидерства. Если другим странам Европы необходимо было напрягать все силы чтобы возвысить свое положение или сохранить то, что у них имеется, французам для того, чтобы стать сильнейшим государством, не надо было предпринимать никаких экстраординарных усилий. Им надо было только некоторое время на сосредоточение сил.

Но конкуренты Франции прекрасно понимали, что стоит только дать этой стране немного времени на развитие, как она мощным рывком опередит прочие государства. Поэтому на протяжении и средневековья и нового времени Франции не давали сосредоточиться. Как только исключительно способный король Филипп IV укрепил французское государство, создал централизованную систему управления, казна страны была богата как никогда и все, казалось, благоприятствовало процветанию, как вскоре первый удар по Франции был нанесен. Давний ее противник – Англия развязала династическую войну, которая продолжалась более 100 лет. Целый век страна оказалась раздроблена на части, лишилась единого правительства, разорялась военными отрядами. Так обозначился первый исторический урок Франции для России – всегда, когда какое либо государство усиливается, его конкуренты будут прилагать все силы для того, чтобы остановить его развитие, лучше всего сделать так, чтобы отбросить ставшую опасной страну назад, ослабить, сделать не опасной. Этот урок Франция впоследствии демонстрировала не раз, к чему мы еще вернемся.

После того, как закончилась Столетняя война, Франция довольно быстро восстановила свои силы. Но долгая война все сказалась на стране – численность населения была недостаточна для того, чтобы включиться в первую волну создания колониальных империй. В результате внешняя политика Франции оказалась ориентирована на континент, а великую колониальную империю создали Испания, Португалия и позднее Англия. Но даже лишенной богатых заморских владений Франции хватило сил, чтобы ввязаться в длительное соперничество с Испанией за власть над Италией. Логика французских правителей понятна – Италия была обширна, плотно заселена, богата, в ней находилось множество развитых городов, завоевать ее было проще, чем искать счастья в неизведанных заморских землях. Но Испания, которая после завершения долгого процесса объединения была сильна, обладала хорошей армией и большим влиянием в Европе не могла смириться с тем, чтобы Франция стала бы обладательницей такой богатой добычи. Против Франции вошла в союз большая часть Европы: Испания, Австрия и Германия, Венеция, города Италии, папское государство. Воевать в одиночестве со столь сильным альянсом французы не могли и поэтому вынуждены были отступить.

В этом, очевиден второй урок Франции для России – слабость дипломатии, необходимость в одиночестве выступать против превосходящих сил, когда даже вчерашние недруги объединяются, для того чтобы противостоять тебе. Это ошибка, которую часто допускали и французы и русские, одинаково уверенные в том, что ничто не способно противостоять мощи их великого государства. Войны в Италии то прекращались, то продолжались на протяжении пятидесяти лет. Их результат был в итоге провальным для Франции, которая, еще недостаточно окрепнув от прошлой тяжелой войны, оказалась втянута в новую. Франция не только не приобрела новых владений или богатств, но истощила свои финансы и потеряла часть наиболее развитых территорий.

Как раз в это время церковная Реформация широко распространилась в Европе. Завоевала она множество сторонников и во Франции. Страна, разоренная войной, оказалась погружена в хаос религиозных войн, которые отнюдь не усиливали ее. Несколько десятилетий французы убивали друг друга, пока решительный и энергичный король Генрих IV не положил этому конец, вновь объединив страну и установив религиозный мир. Генрих IV очень быстро привел экономику страны в хорошее состояние, что позволило ему строить далеко идущие планы французской великодержавности, которые требовали начала масштабных войн за передел влияния в Европе. Но король был убит (возможно, не без помощи иностранных недоброжелателей) и борьба за власть между различными группировками, вновь отбросила Францию назад.

Только при короле Людовике XIV Франция начала понемногу восстанавливать силы. Довольно быстро Франция опять стала сильнейшей державой в Европе и тут то, как раз началось повторение старых ошибок. Переоценка своих сил привела к тому, что французы постепенно лишились всех союзников, в то время как их враги объединились, забыв прошлые распри. Желание решить все проблемы военными методами, а не политикой заставляло напрягать все силы, ведя войну одновременно на нескольких фронтах. Такое сверхнапряжение очень дорого обходилось стране и в людских потерях и в затратах на обеспечение огромной армии и в том, что вместо развития своих территорий время и силы государства тратились на завоевания чужих земель, которые еще необходимо было удержать от угрозы врагов, недовольных усилением Франции.

Начав свое правление, как настоящий национальный лидер, приведя очень быстро Францию к процветанию, Людовик XIV закончил эпоху короля-солнца чередой тяжелых поражений и разочарований, его страна опять потеряла время и темп развития и была вынуждена принимать правила игры навязываемы другими государствами.

Преемники короля-солнца были ничем не выделяющими правителями. Но их время стало для Франции временем, когда стране дали возможность восстанавливаться и усиливаться. Франция активно развивала промышленность и торговлю, была создана французская колониальная империя. В целом к 1789 году в стране был накоплен огромный потенциал, сравнимый только с потенциалом Российской империи к 1917 году. И вот тут Франция преподала миру и, прежде всего, России, наверное, самый важный урок. Его смысл заключался в том, что революции всегда настигают страну на взлете, когда ей необходимо преодолеть последнюю преграду и после этого уже ничто не сможет остановить ее движение к гегемонии.

С 1789 г., начался продолжавшийся 20 лет период хаоса и разрухи, наверное, самый тяжелый из того, что переживала Франция за всю свою историю. Террор, упадок промышленности и торговли, обнищание народа, гражданская война, бегство образованного сословия, национальной элиты все это было остановлено только усилиями нового талантливого правителя выдвинувшегося в годы революции – Наполеона Бонапарта, ставшего императором Наполеоном I. И очень показательным является тот факт, что накопленный в XVIIIвеке потенциал Франции был так велик, что даже разоренная и разобщенная страна, вынужденная вести множество войн все же смогла на двадцатилетие вырваться вперед и все-таки, стала первой страной мира – гегемоном Европы. Россию после 1917 г. ждала похожая судьба. Пройдя через большевистскую разруху, гражданскую войну и тотальное разрушение она уже в виде СССР смогла, используя русский потенциал, совершить рывок который вывел СССР в число двух сверхдержав. Но и Франции и СССР не хватило сил удержаться на верху, Их постигла схожая судьба: поражение в войне и политическая катастрофа. Последний урок Франции для России оказался удивительно пророческим.

Какие же выводы из истории французского государства должно сделать русское государство: во-первых, надо любыми способами предотвращать революции, ничто так не вредит народу и государству как революции, уничтожающие то, что создавалось усилиями поколений. Во-вторых, надо всегда адекватно соразмерять свои силы поставленным перед собой политическим задачам, не допускать перенапряжения, которое приводит к поражению. И, в-третьих, любой стране необходима разумная дипломатия, которая не позволит оказаться в международной изоляции, но будет играть на слабостях и противоречиях наших врагов, для того чтобы любые действия страны всегда были бы поддержаны союзниками.
<<<