От IGA Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 10.12.2007 16:24:55 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Есть интересная книжка...

http://www.ozon.ru/context/detail/id/2175612/

Ольга Крыштановская
Анатомия российской элиты

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000189916.jpg



"Анатомия российской элиты" - не обычная книга. Это плод пятнадцатилетних исследований известного социолога Ольги Крыштановской. Российский правящий класс впервые подвергается анализу столь масштабно и глубоко. Это не досужие размышления автора, а жесткий, беспристрастный взгляд ученого, препарирующего действительность скрупулезно и объективно. За каждым словом стоят факты, цифры, доказательства. Сравниваются четыре поколения элиты: Брежневское, Горбачевское, Ельцинское и Путинское. Перед читателем раскрывается удивительный мир самой закрытой группы нашего общества - элиты, механизмов ее формирования, состава и композиции, внутренних конфликтов, особенностей генезиса и психологии. Особое внимание уделяется политическим реформам В.Путина и тому, какие последствия они будут иметь для правящего класса страны.

Книга рассчитана не только на научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, изучающих социологию и политологию, но и на широкий круг читателей, интересующихся тем, кто правит Россией.


<<<
Рождение олигархов

Обзор одной из стадий формирования современной бизнес-элиты России.

Понятие "элита" я буду использовать в узком смысле - как предпринимательскую верхушку, узкий круг людей, обладающих влиянием на происходящие в стране процессы.

Процесс формирования современной бизнес-элиты из рядов номенклатуры можно разделить на два этапа.Начало свое он берет в середине 80-х годов, когда партия разрешила комсомольцам создавать центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), дабы одновременно разрешить проблему нехватки денег у населения (и невозможности их заработать) и дефицита товаров. В 1987 году появился термин "комсомольская экономика", описывавший предприятия, создававшиеся под эгидой комсомольских организаций. Впоследствии этот, казалось бы, маловажный процесс, оказался решающим в становлении российской элиты. По замыслу авторов проекта, система ЦНТТМ должна была использоваться для создания и использования новой техники и технологии на производстве силами комсомольцев - самой активной части общества. Центры должны были заключать договоры с предприятиями и вести деятельность на основе хозрасчета. К декабрю 1987 года было создано свыше 60 городских и районных ЦНТТМ. В это же время были приняты положения, дававшие больше свободы центрам: в формировании штатов, расходовании собственных средств, формировании опытной базы. Эти действия были призваны смягчить несовершенство правовой и финансовой базы. Шло время, и к середине 1988 года комсомольцам стало "тесно" в рамках научно-технического творчества, в результате чего было принято решение о создании при комитетах комсомола молодежных центров по организации досуга молодежи, доходы от деятельности которых должны были идти "главным образом на решение уставных задач комсомола, политико-воспитательную работу, развитие детского творчества".

Более того, предприятиям и фирмам, созданным под эгидой ВЛКСМ предоставлялась свобода самостоятельно устанавливать тарифы на предоставляемые ими услуги, а предприятия, завозящие товары из-за границы, были освобождены от таможенных пошлин. В "комсомольскую экономику", наряду с ЦНТТМ и молодежными центрами, вошел третий элемент - молодежные кооперативы, которые могли создаваться как частными лицами, так и, к примеру, комитетами комсомола.

Эти шаги дали комсомольской экономике правовую базу, позволившую ей развиваться во всех направлениях, прикрываясь лозунгами о "технических нововведениях" и улучшениях. К 1989 году стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля, комсомольские организации нарушали законы СССР, их деятельность шла вразрез с уставом ВЛКСМ, но остановить их было уже нельзя. В 1990 году комсомольская экономика включала в себя около миллиона человек, объединенных в различные хозяйственные формирования, например молодежный коммерческий банк, кооперативы по производству игрушек и прочей дребедени. Партийное руководство во главе с Горбачевым понимало, что деятельность молодежных организаций начинает дискредитировать уже не только комсомол, но и партию. Из-за этого Партия в очередной раз пересмотрела политику, отменив льготы для молодежных организаций. Сами комсомольцы отреагировали крайне негативно и разочарованно: они считали, что недопустимо ломать существовавшие механизмы, лишать работы сотни тысяч юношей и девушек. Многие из них, заработавшие свои первые миллионы, вышли из-под контроля своих политических кураторов.

На самом же деле ЦНТТМ занимались совсем иными вещами, чем было заявлено. Исследование, проведенное в 1989 году, показало, что они делают все подряд и ничего в особенности, что означало, главным образом, что никакой "научно-технический прогресс" был им не интересен. Зато обналичивать деньги было, бесспорно, очень прибыльно. Схема была такова: огромное количество заводов не знало, что делать с безналичными деньгами, лежавшими на их счетах, а огромное количество "творческих коллективов" желали выполнить работу для предприятий и получить за это деньги. Как ни странно, гражданин Советского Союза не мог ни при каких обстоятельствах зарабатывать больше 50% от своей базовой заработной платы на основном месте работы, что было фактором, сильно сдерживавшим инфляцию в условиях дефицита товаров. Партия была уверена, что такой шаг позволит снизить недовольство в обществе, так как людям была дана реальная возможность заработать. Однако в действительности он вызвал инфляцию, с которой не могли справиться в течение десятилетия. Вскоре молодые номенклатурные предприниматели, поняв, что творческие коллективы - это Клондайк, стали привлекать к деятельности своих друзей и родственников для создания фиктивных временных творческих коллективов, договариваясь с директорами заводов об их "интересе".

Система заложила основы для богатства двух групп будущих предпринимателей: красных директоров и молодых начальников ЦНТТМ. Между ними на протяжении всего периода формирования элит существовало противостояние, в котором берет верх то та, то иная сторона. Средний возраст последних в 1989 году равнялся 31 году.
Деятельность ЦНТТМ была очень успешной, о чем свидетельствует тот факт, что в 1988-89 годах количество выполняемых заказов росло экспоненциально, на 60% в месяц, общий объем работ составил 240 миллионов рублей.

Наиболее стремительно развивающимися ЦНТТМ были "Менатеп" (М. Ходорковский), "Алгоритм" (А. Чургель), "Инженер", "Контакт", "Эврика" и "Технология". Некоторые из руководителей ЦНТТМ конца 1980-х годов, сколотив состояние, уехали на Запад, другие остались в бизнесе. Безусловно, самым известным из них остается М. Ходорковский, возглавлявший ЦНТТМ "Менатеп" при Фрунзенском РК КПСС (кстати, его соратниками в тот период были Л.Невзлин и В.Сурков, ныне заместитель руководителя администрации президента РФ).

Прибыль использовалась начальниками ЦНТТМ не только для личных нужд, но и для развития бизнеса, что позволило в нужный момент создать первые СП. Надо отметить, что разрешение заниматься коммерцией в годы перестройки было большой привилегией, доступной лишь немногим, в том числе и номенклатуре. Разрешение на обогащение, которое она фактически получила, было ей использовано с максимальной эффективностью: разница между номинальным и реальным валютным курсами давала чудовищные прибыли. В совокупности с беспроцентными или почти беспроцентными кредитами, выдававшимися комсомольцам государством, курс в 65 копеек за доллар давал возможность проделывать следующую операцию: брать у государства валютный кредит, менять его на рубли по ценам черного рынка (в 9-10 раз дороже государственного), после чего возвращать кредит государству в рублях по официальному курсу. Соответственно, прибыль могла составить около 1000% ОТ СУММЫ КРЕДИТА. Фирмы, которые по каким-то причинам не могли взять валютный кредит, ограничивались рублевым, который давал прибыль в 100-200 процентов годовых.

Важным элементом номенклатурного бизнеса был бизнес с недвижимостью. Вся лучшая недвижимость в стране находилась в руках КПСС и продавалась и сдавалась в аренду только предприятиям, основанным комсомольцами. Например, СП "Мост", впоследствии ФПГ "Мост", приобрела несколько зданий в центре Москвы на два порядка ниже их реальной стоимости. Такой порядок вещей был изменен в 1990 году, когда большинство льгот для номенклатуры было отменено, однако этот период способствовал формированию класса "уполномоченных", который впоследствии стал бизнес-элитой. Этот период можно назвать условно

"СОЦИАЛИЗМ ДЛЯ НАРОДА, КАПИТАЛИЗМ ДЛЯ ЭЛИТЫ"

После отмены льгот для номенклатуры начался второй период. Игры были закончены. Была поставлена задача приватизировать систему управления промышленностью, банковский сектор, сферу распределения. Так, упразднялись целые министерства и на их месте возникали концерны (В.С. Черномырдин приватизировал Газпром на месте Министерства газовой промышленности СССР), на месте госбанков были созданы коммерческие банки, а на месте госснабов и торгов - крупные торговые дома, СП и биржи.

Банки создавались как из управлений госструктур (Империал - одно из управлений Минфина), так и из отделений государственных банков. В 1991 году Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк были реорганизованы в АО, причем Промстройбанк, например, разделился на Промстройбанк Санкт-Петербурга, Московский индустриальный банк и десятки других по всей стране. Каждое территориальное отделение Госбанка стало самостоятельным коммерческим банком, за исключением Внешэкономбанка и Сбербанка, оставшихся в собственности государства. Собственниками стали бывшие управляющие либо основные клиенты.

Наряду с приватизацией отделений Госбанка СССР шел процесс создания новых банков, таких как "Менатеп", "Кредобанк", "Инкомбанк", "ОНЭКСИМбанк", которые с самого момента своего создания находились в привилегированном положении, будучи созданными госструктурами и являясь "уполномоченными", то есть обладающими правом распоряжаться ведомственными или региональными средствами. Эти банки находились в привилегированном положении, так как в условиях высокой инфляции распоряжаться государственными средствами было невероятно прибыльно, шла нешуточная невидимая борьба за крупных клиентов с большими остатками на счетах. Свои "уполномоченные" банки имела фактически каждая уважавшая себя государственная структура, будь то правительство Москвы, России или Министерство финансов. Интересно заметить, что вхождение в эту когорту элитных банков, придававшее уверенности в завтрашнем дне, было совсем не связано с размерами активов или капитала банка. Иными словами, уполномоченным становились не крупнейшие и надежнейшие из банков, а те, чье руководство имело доступ к властным структурам. Сбербанк, Внешэкономбанк и Промстройбанк, например, не входили в список уполномоченных.

Еще одним полем для приватизации стала система распределения, а точнее две основных ее составляющих: Госснаб и Министерства торговли СССР. Приватизация советской распределительной системы закончилась созданием "комсомольских" бирж (МТБ, МЦФБ и др.), множества совместных предприятий по международным торговым операциям и крупных торговых домов.

Третьей сферой хозяйства стала приватизация некоторых высокорентабельных производств, как МНТК "Микрохирургия глаза", автомобильные заводы ВАЗ и КамАЗ, приватизированные по большому счету только потому, что чиновники разрешили их приватизировать. Иным методом пользовались некоторые дирекции заводов: они создавали некие фирмы при заводах, подобные "отделу сбыта", и через них сбывали продукцию, пользовавшуюся рыночным спросом, а всю остальную - по государственным каналам. Разница между рыночной и государственной ценой и составляла прибыль создателей фирмы, то есть дирекции либо местных авторитетов.

Весь процесс приватизации опирался не на законы, а на постановления правительства, передавшие в собственность отдельные объекты. Например, руководителем Газпрома стал В.С. Черномырдин, бывший министр газовой промышленности. Бывший министр В.М. Величко в 1992 г. возглавил концерн "Тяжэнергомаш" - приватизированное Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Руководство ряда министерств приватизировало лишь некоторые из своих управлений. Например, на базе финансового управления Министерства автомобильной промышленности был создан КБ "Автобанк". В тот же период возникли крупнейшие российские акционерные компании - "Норильский никель" и "Алмазы России". Активно приватизацией своих управлений занималось Министерство внешней торговли.

Итак в начале 90-х годов, к началу массовой приватизации большая часть стратегически важных объектов было приватизировано чиновниками или людьми, близкими к ним, из которых складывался класс уполномоченных. Их привилегии состояли не в машинах, дачах и тому подобных вещах, а в праве заниматься сверхприбыльной деятельностью. Наиболее прибыльные сферы были поделены: ТЭК, металлы, финансы, экспортно-импортная торговля. Со временем такая система перешла и на региональный уровень: первый прообраз олигархии был создан в Москве группой "Мост", курировавшейся мэром Москвы Юрием Лужковым, затем опыт был перенят в регионах.

Появились первые финансовые пирамиды, наиболее известной из которых была МММ. Впоследствии они были разрушены государством (и не потому, что они были нечестны или несправедливы - нет, государство строило свою пирамиду - ГКО, а потому, что они не были курируемы государством). Именно для стихийных предпринимателей этот период стал периодом накопления капитала, когда они пытались брать кредиты и развивать бизнес, для номенклатуры же, которая давно уже владела капиталами, этот период был скорее периодом перераспределения, а не накопления. Они перегруппировывали силы, создавая крупнейшие концерны и финансовые группы. Народный капитализм в России шел одним путем, капитализм номенклатурный - другим. Именно представители последнего и сформировали сегодняшние бизнес-элиты.

Источники информации:

1. К.И.Микульский, Л.В.Бабаева, А.Е.Чирикова: Рубеж (альманах социальных исследований) . N 10-11. С. 116-123 (1997);

2. О.В.Крыштановская: Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия, Мир России N 4. С. 3-60 (2002) - http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02_4/kryshtanovskaya.pdf

3. И.Е.Дискин: Реформы и элиты: институциональный аспект, Общественные науки и современность . N 6. С. 29-41 (1995)

4. О.В.Крыштановская: Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту, Общественные науки и современность . N 1. С. 51-65 (1995)

5. И.В.Куколев Формирование бизнес-элиты, Общественные науки и современность N 2. С. 12-23 (1996)
<<<