|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
19.10.2007 14:16:32
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Православные будни - СПИД как "божья кара"
http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/20/pravoslavnye_budni
Православные будни
Дмитрий Колезев
В последнее время у православных и их критиков стало модным дискутировать на тему, должна ли церковь адаптироваться к современности. Даже термин появился — «православный гламур». А жизнь между тем идет своим путем, и неразрешимые теоретические споры, оказывается, разрешаются на практике без особых проблем. В Свердловской области епархия открывает рестораны, владеет крупным медиахолдингом, выпускает компьютерные игры, занимается туристическим бизнесом — и никого это не удивляет и не возмущает. Для екатеринбуржцев это уже неотъемлемая часть их жизни.
На парковке расположенного в центре Екатеринбурга женского Новотихвинского монастыря несколько дорогих машин: Range Rover, Lexus, новая BMW 5−й серии. Их владельцы приехали сюда не исповедоваться и не замаливать грехи, а просто пообедать. Год назад сестры решили открыть при обители кафе с хорошей русской кухней, где можно было бы вкусно поесть, не нарушая церковный устав. Придумали название — «Православная трапеза», проконсультировались с екатеринбургскими и московскими рестораторами, съездили в Российскую государственную библиотеку за старинными рецептами и открыли двери заведения. Спустя 10 месяцев им удалось окупить затраты и выйти на «нулевую точку» бизнеса. Теперь кафе начинает зарабатывать деньги, которые пойдут на реставрацию монастырского храма Александра Невского, содержание детских приютов и обустройство скромного быта сестер.
Инокиня Софрония — молодая женщина с хорошим мобильным телефоном и тихим, спокойным голосом.
— В нашем храме много прихожан, и после службы им хочется где-нибудь посидеть, пообщаться, перекусить, — рассказывает Софрония. — Сначала мы просто готовили выпечку для угощения, а потом придумали открыть собственное кафе. Сразу решили, что это будет не «кафе для православных», а «православное кафе для всех». Сегодня большинство посетителей — это не прихожане, а люди «с улицы». Услышали о кафе, решили зайти. И заодно узнали что-то о православии.
Правда, в «Трапезе» православие оборачивается своей непривычной стороной. Здесь нет запаха ладана, мистического полумрака и церковных песнопений. В просторных, добротно отремонтированных залах играет живая музыка: репертуар — от классики до тем отечественных кинофильмов 70−х. За десятком столиков сидят компании обычных предпринимателей, зашедших на бизнес-ланч (тут его называют «обедом по-домашнему»). Ну, может, ведут себя чуть тише, чем в рядовом ресторане, но в остальном все как обычно — и даже в постную среду сытную еду можно сдобрить кружкой хмельного кваса, а уж в скоромные дни к услугам гостей прекрасная карта вин, где попадаются очень недешевые экземпляры. Есть напитки и покрепче — настойки да наливки.
— Люди слышат название «Православная трапеза» и представляют себе что-то очень русское: пельмени, блины, щи, окрошку, — улыбается Софрония. — Но у нас очень изысканная дворянская кухня. Рецепты колоссальной сложности. Первый повар, стажировавшийся в московском Vogue Cafe, не справился. Сейчас пригласили из столицы нового, пробуем. Это ведь очень сложно — в постный день (а их в календаре большинство) приготовить действительно вкусный и сытный обед или ужин.
Цены соответствующие. Хотя «обед по-домашнему» и стоит стандартные 150 рублей, вечерняя трапеза для двоих обойдется в пару тысяч без напитков. Зато вместе со счетом принесут листок, на котором можно записать имена родных и близких, — потом сестры помянут их в своих молитвах. Есть и дополнительные услуги: в кафе можно отметить крестины, венчание, день ангела.
— Всякого Господь призывает по-своему, — пожимает плечами инокиня Софрония. — Кто-то в беде почувствует необходимость обратиться к Богу, кто-то в храме ощутит благодать, а кто-то вот так, через трапезу придет в церковь.
А чтобы к Богу обратилось побольше народа, «Православная трапеза» не скупится на рекламу. В городе немало билбордов размером 6 х 3 метра, приглашающих зайти отведать дворянской кухни XIX века. И конечно, «Трапеза» вовсю использует ресурсы православного телеканала «Союз» — самого удивительного проекта Екатеринбургской епархии.
В декабре 2005 года федеральная конкурсная комиссия решила передать право вещания на 21−м телеканале в Екатеринбурге телеканалу Екатеринбургской епархии «Союз». Раньше епархиальная продакшн-студия размещала свои программы на других телеканалах, а тут — впервые в России — получила в свое распоряжение целую частоту в городе-миллионнике.
У местного духовенства три газеты, радиостанция и информационное агентство; архиепископ Викентий часто дает пресс-конференции, а пресс-служба епархии с завидной регулярностью высказывается по самым разнообразным вопросам. Телеканал же и вовсе вывел екатеринбургских православных в лидеры медиаактивности среди коллег из других регионов — у кого еще есть возможность 24 часа в сутки проповедовать с телеэкрана?
Правда, телевизионщики-профессионалы пока кривят губы: рейтинги у телеканала в пределах статистической погрешности, профессионализм оставляет желать лучшего — на уровне провинциального телевидения года 96−го. Но игумен Димитрий (Байбаков), возглавляющий медиахолдинг епархии, не согласен.
— У нас нет «рейтингов», — качает он головой. — Это же все бизнес-проекты, за одно появление в которых надо платить. Наверное, и за место в этих «рейтингах» тоже надо платить. Мы решили, что нам это не нужно. Рейтинги ведь нужны для привлечения рекламодателей. А мы к этому не стремимся.
Местную рекламу «Союз» брать не хочет. «Дыр в бюджете она не закроет, а вот “картинку” испортит», — говорит отец Димитрий. Канал живет мечтой о приходе мощных федеральных рекламодателей (например, производителей соков или детского питания), а пока держится за счет других епархиальных медийных проектов, самый прибыльный из которых — типография, которая обслуживает и церковных, и светских заказчиков.
Программа передач канала «Союз» словно протест против современного телевидения. Тут нет ни горячих новостей, ни насилия, ни секса, ни гламурных ведущих, хотя в целом журналисты стараются придерживаться основных телевизионных жанров. Есть что-то вроде аналитических программ — «Комментарий недели», где выступает один из неофициальных идеологов РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, или «Епархия. События недели». В «Архипастыре» владыка Викентий, сидя в удобном кресле, подрагивающим голосом отвечает на вопросы телезрителей (от бытовых до богословских). Программа «Семья» призвана прививать традиционные ценности: молодая ведущая с энтузиазмом рассказывает о жизнеутверждающих примерах крепких браков («Михаил Николаевич и Лидия Сергеевна вместе вот уже сорок лет»). «Православный календарь» инструктирует насчет постных дней и церковных праздников. И так далее. Круглые сутки. Кому-то это кажется невыносимо скучным, а кто-то считает «Союз» единственной отдушиной в глянцевом мире современного ТВ.
Среди екатеринбургских журналистов «Союз» стал притчей во языцех: платят там стабильно и недурно, но условия работы для расхлябанной журналистской братии тяжелые. Сегодня не каждая девушка может отказаться от привычки носить брюки и не каждый юноша готов забыть о курении или алкоголе.
— Руководство канала не вмешивается в личную жизнь сотрудников, — убеждает меня отец Димитрий и тут же добавляет: — Но в любом учреждении есть свой регламент, внутренний распорядок, дресс-код, наконец. Поэтому мы требуем, чтобы женщины носили женскую одежду, а мужчины не ходили в рваных джинсах, чтобы у всех были прибранные волосы и опрятный внешний вид, чтобы в помещениях не курили, чтобы в пост не приносили на работу скоромное.
Ограничений, связанных с вероисповеданием, для сотрудников телеканала официально нет. Просто как-то так получается, что некрещеные постепенно крестятся и начинают ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. С представителями других конфессий сложнее.
— Чтобы пришел устраиваться на работу убежденный мусульманин или иудей?.. — задумывается отец Димитрий. — Я такого представить не могу. Наверное, и православного человека взяли бы на работу в синагогу, но разве он туда пойдет? Так и тут…
Екатеринбургская епархия — это ночной кошмар антиклерикалов. Ей, кажется, есть дело до всего. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий едва ли не в каждом своем выступлении замахивается на светские порядки.
Настоящая война объявлена светским праздникам. Так как большая часть из них попадает на постные дни, епархия всеми силами старается пролоббировать их перенос на скоромные времена. Но одной проповедью мидл-класс не проймешь: ему нужна достойная альтернатива. И духовенство ее предлагает. Вместо дней рождения епархия советует праздновать дни ангела — в той же «Православной трапезе» и угощение организуют, и о вашем святом покровителе расскажут, и иконку с житием преподнесут. Вместо 8 Марта — праздник жен-мироносиц, который в Екатеринбурге раскручивают с невиданным размахом, аж рекламные щиты на дорогах ставят. А в прошлом году чуть было не разразился грандиозный скандал, когда епархия выступила против празднования Дня города (он отмечается в августе и совпадает с Успенским постом). Лишь после резкой перепалки в прессе епархия и мэрия смогли договориться и замять скандал.
Личная жизнь екатеринбуржцев епархию тоже волнует. Во-первых, она постоянно клеймит живущих в гражданских браках, от которых «нездоровье детей и слабенькие семьи». Во-вторых, предлагает женщинам хранить девственность до 30 лет (это владыка Викентий считает исконной русской традицией). В-третьих, борется с пропагандой западных ценностей, основанных на сексе (мол, «можно жить и без этого»). Апофеозом стало выступление владыки, в котором он заявил, что заболевание СПИДом является божьей карой и, обратившись к Господу в молитве, от недуга можно излечиться. В подтверждение даже приводились исследования каких-то медиков.
Но самая опасная тема, конечно, гомосексуализм. Еще задолго до драк хоругвеносцев и гей-активистов в Москве, в далеком 2003−м, православные в Екатеринбурге нет-нет да и поколачивали секс-меньшинство. Организация «Православное студенческое братство», формально не имевшая отношения к епархии, но неофициально считавшаяся ее радикальным крылом, протестовала против проведения гей-вечеринок в клубе «Клон» — он вроде бы расположился как раз напротив места, где до революции возвышался храм Большой Златоуст. Православные устраивали у «Клона» пикеты, забрасывали его посетителей снежками и обливали на морозе святой водой. Известный в Екатеринбурге светский персонаж Слава Модный, ставший теперь топ-менеджером популярного ресторана в Санкт-Петербурге, тогда был арт-директором «Клона». О событиях 2003−го он вспоминает с улыбкой, хотя в те времена православные здорово потрепали ему нервы.
— Есть версия, что гомосексуальные скандалы внутри самой епархии не давали покоя радикалам в духовенстве и таким образом они решили реабилитироваться, — говорит Модный. — Но времена инквизиции давно прошли. Такими акциями РПЦ только очерняет себя.
Как бы там ни было, история присудила победу православным: «Клона» давно нет, а напротив былого «гнезда разврата» начались работы по восстановлению храма Большой Златоуст. Он станет одним из самых высоких строений в историческом центре города — 77 метров.
Большой Златоуст общими усилиями восстанавливают два заклятых конкурента — «Русская медная компания» и «Уральская горно-металлургическая компания». Руководителей УГМК и РМК сблизило православие. Кадры, на которых они вместе закладывают основание храма, обошли все телеканалы.
Алтушкин в городе известен как православный бизнесмен: по старой русской традиции он обзавелся большой семьей (пятеро детей), жертвует деньги на восстановление храмов, во всем советуется с духовником, от славы и объективов камер прячется в просторном офисе в центре города. И он такой далеко не единственный: сегодня в Екатеринбурге все чаще можно встретить бизнесмена, который на ответственные переговоры идет со своим духовником — чтобы в случае чего совета попросить. Депутат гордумы Андрей Кабанов берет с собой священника даже на заседания представительного органа. А авторитетный бизнесмен Александр Вараксин позвал батюшку на оглашение приговора по своему уголовному делу.
Это, конечно, крайность. Но тысячи других обеспеченных екатеринбуржцев включают по выходным телеканал «Союз», видят в городе щиты, поздравляющие с праздником жен-мироносиц, слушают по радио заявления владыки Викентия и привыкают к тому, что православная культура — неотъемлемая часть их жизни. Епархия с особой заботой относится к пастве из мидл-класса: устраиваются торжественные мероприятия, встречи с владыкой и даже VIP-туры по святым местам. В мае, например, четыре десятка паломников под патронажем священников летали в Италию — святым местам поклониться, а заодно и позагорать-искупаться.
Младшее поколение тоже не оставлено вниманием православного духовенства. Пока РПЦ безуспешно пытается добиться введения в школах преподавания основ православной культуры, екатеринбургская епархия идет другим путем: год назад здесь своими силами разработали и выпустили православную компьютерную игру для детей — «Путешествие Азбуки». Маленьким игрокам нужно пройти путь от Солуни (где родились Кирилл и Мефодий) до Киева, по дороге получив знания из разных областей науки, ну и, конечно, узнав немало о христианской религии.
Откуда у екатеринбургского среднего [IGA: и высшего] класса такая тяга к православию, можно только гадать. Одна из популярных версий — коллективный комплекс вины за убийство в 1918 году святых Николая II и его семьи (тянет, мол, замолить грехи предков). Священники любят говорить о том, что уральский человек — он особенный: «Это в Москве культ денег и развлечений, а здесь людям важно реализовать себя духовно».
Фото: Константин Саломатин/Agency.Photographer.ru для «РР»
http://www.expert.ru/images/russian_reporter/2007/20/reporter_20_094.jpg
В «Трапезе» даже в постный день можно рассчитывать на вкусный и сытный ужин
http://www.expert.ru/images/russian_reporter/2007/20/reporter_20_095.jpg
У журналисток православного телеканала дресс-код особенный
http://www.expert.ru/images/russian_reporter/2007/20/reporter_20_095_2.jpg
Собственная типография пока — самый прибыльный епархиальный медиапроект
http://www.expert.ru/images/russian_reporter/2007/20/reporter_20_097.jpg
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий
http://www.expert.ru/images/russian_reporter/2007/20/reporter_20_097_2.jpg
Закладка фундамента храма Большой Златоуст примиряет конкурентов