|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
06.10.2007 20:42:51
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Люди левых взглядов больше недовольны жизнью, чем правые
http://www.inopressa.ru/spiegel/2007/10/03/14:17:29/left
Люди с левыми взглядами не так довольны жизнью, как правые
Андрэ Анвар
В самом деле, социалисты меньше довольны жизнью, чем остальные? Да, подтверждают ученые, которые обработали тысячи анкет, поступивших из 70 стран. Получается, что удовлетворенность жизнью – это вопрос политической ориентации
Социал-демократы Германии уже давно позабыли, что такое счастье. Опросы общественного мнения не в их пользу, лавры в правительстве пожинает главным образом ХДС, а по-настоящему харизматичного кандидата на пост канцлера не просматривается.
Однако печальное настроение, в котором пребывают многие члены СДПГ, вовсе не случайность, сделали вывод ученые, проанализировав данные, полученные от тысяч опрошенных из 70 стран. Их вывод: субъективное ощущение счастья индивидуумом однозначно связано с его политическими убеждениями.
Масштабное исследование, проведенное Христианом Бьёрнсковом вместе с двумя коллегами в Институте экономики Аархуса, свидетельствует: чем более левых взглядов придерживается тот или иной человек, тем он несчастнее. И наоборот.
В своем исследовании группа ученых использовала данные социологического проекта World Value Survey, который содержит ответы 90 тысяч испытуемых на 400 вопросов. В частности, о политической позиции, доверии к другим людям, удовлетворенности собственной жизнью, отношении к религии и к коррупции.
"Как правило, люди тем более недовольны и несчастливы, чем левее их политические взгляды. Конечно, мы предположили, что это может быть связано с их доходами и материальным благосостоянием", – признался нашему корреспонденту Бьёрнсков. Изучены были и материальные факторы, но выяснилось, что эта гипотеза ошибочна. "Оказалось, что недовольство сильно связано с пониманием справедливости", – объяснил датский ученый.
Насколько справедливо распределены деньги?
Под словом "справедливость" исследователи счастья понимают субъективный взгляд на общественную систему. И здесь, как утверждает Бьёрнсков, на то, чтобы чувствовать себя счастливым, влияет, в частности, ощущение справедливости или несправедливости при распределении общественных богатств.
Однако Аксель Дреэр из Швейцарского технического института (ЕТН) в Цюрихе обращает внимание на языковые проблемы проекта World Value Survey. Когда испытуемым по шкале от 1 до 10 предлагается определить, насколько они счастливы, то ответы, полученные из разных стран, необязательно совпадают, так как в разных языках слово "счастливый" имеет свои нюансы. При вопросе о личной удовлетворенности эти языковые различия не столь значительны.
Исследование показало, что в среднем люди левых убеждений менее довольны жизнью, чем консерваторы, что во всех 70 странах фактически подтверждает давно сложившийся стереотип относительно левого и правого политического лагеря, сообщили недавно ученые на конференции Международной ассоциации изучения экономической психологии. Неравенство в доходах и статусе кажутся левым такой большой проблемой, что это делает их несчастными даже в личной жизни.
Даже если человек с ярко выраженными левыми взглядами пользуется уважением в обществе и имеет материальный достаток, все равно в разнице между бедностью и богатством он видит индикатор того, что общество, которое его окружает, в чем-то неправильное и несправедливое. Это отчетливо отражается на личном восприятии удовлетворенности жизнью, пишут ученые в научном журнале Social Choices and Welfare.
Женщины склоняются влево
Напротив, люди буржуазно-консервативных взглядов обычно придерживаются той точки зрения, что усердие в работе, талант и приобретенные навыки требуют вознаграждения, поэтому человек, обладающий подобными качествами, должен быть богаче других. "В неравенстве, которое хотят устранить социалисты, люди правой ориентации видят доказательство динамичности и справедливости общественной системы", – считает Бьёрнсков.
Интересно, что, к примеру, в Дании, классическом государстве всеобщего благоденствия, при сравнении с другими странами мира различия между богатыми и бедными относительно невелики. "Отсюда расхождения по шкале счастья между датскими левыми и правыми достаточно небольшие", – говорит он. Но, тем не менее, расхождения в восприятии удовлетворенности собственной жизнью между левыми и правыми существуют – даже в Дании. И в этом нет никаких сомнений.
Кроме того, исследование выявило, что во всех 70 странах женщины сильнее реагируют на неравенство в обществе, чем мужчины, иными словами, у них левая ориентация выражена больше, утверждает Бьёрнсков.
На вопрос, не является ли состояние хронической неудовлетворенности платой за левую политическую ориентацию, Бьёрнсков отвечает другим вопросом: "Что первично, яйцо или курица?". Другими словами, является ли субъективное недовольство следствием левых взглядов или оно их порождает? Вопрос, ответ на который ученым предстоит поискать.
http://globalrus.ru/news/784351/
Счастье для всех и нервы для каждого. Люди левых взглядов больше недовольны жизнью, чем правые
Политические взгляды могут быть связаны с уровнем удовлетворенности жизнью. Как пишет Spiegel (перевод на ИноПрессе), такой вывод сделала команда датских ученых из университета Аархуса. Группа, которую возглавляет Христиан Бьёрнсков, воспользовалась данными проекта World Value Survey, в котором 90 тысяч респондентов из 70 стран отвечали на 400 вопросов, в том числе о своей политической позиции, доверии к другим людям, удовлетворенности собственной жизнью, отношении к религии и к коррупции.
«Как правило, люди тем более недовольны и несчастливы, чем левее их политические взгляды», - заключает Бьёрнсков. Изначально исследователи ожидали, что удовлетворенность жизнью будет зависеть от доходов и материального положения, однако пришли к выводу, что зависимости здесь нет. «Оказалось, что недовольство сильно связано с пониманием справедливости», - поясняет Бьёрнсков. Человек может быть обеспечен материально и иметь хороший социальный статус, но если он оценивает общество, в котором он существует, как несправедливое, это сказывается на его отношении к жизни. Такая разница между правыми и левыми прослеживается даже в Дании, в которой нет большого социального расслоения и высокий жизненный уровень. Кроме того, есть здесь и гендерный аспект: женщины, по выводам Бьёрнскова и его коллег, чаще реагируют на неравенство и придерживаются левых взглядов, чем мужчины. Правда, у исследования уже есть свои критики, которые указывают, в частности, что слово «счастливый» в разных языках имеет разные нюансы. Кроме того, Бьёрнсков и коллеги затрудняются сказать, что первично – недовольство жизнью или левые взгляды.
Вывод тут, конечно, масштабный. Причем до такой степени, что не может не вызывать скепсиса. Понятно, что это не сомнительная выдумка дилетантов, 90 тысяч опрошенных – это солидное число, но одно дело – собранная информация, а другое – ее интерпретация. Социология – вообще не самая точная из наук (при всех ее претензиях), и надо бы проверить проверяющих – посмотреть, каких взглядов сам Христиан Бьёрнсков и его коллеги, – да и исследованию не помешали бы анализ методики и перекрестная проверка с независимым составлением вопросника. О какой-то прямой ангажированности тут говорить трудно, но слишком уж точное попадание в стереотипы: раздражительный левак, которому обязательно надо переделать мир (подтекст – чтобы не решать свои проблемы), и консерватор-эгоист, которому на других плевать. Нельзя даже сказать, что это недостоверно – просто выходит полный постмодерн: уже не разобраться, где, страшно сказать, объективная реальность, а где представления, которые мы ей навязываем. Впрочем, всерьез переживать по поводу этой мировоззренческой несправедливости будут, скорее всего, только прожженые леваки, а люди правых взглядов махнут рукой и будут наслаждаться наступающими выходными.
05.10.2007