|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
06.08.2007 20:53:17
|
|
Рубрики
|
История;
|
|
Деньги в истории
Помнится, на физтехе первую лекцию по механике С.П.Капица начал с того, что нарисовал условного человека и сказал: вот самое главное лицо на свете - Я, человек. И со своим Я человек соизмеряет окружающий мир. Масштаб основных единиц измерения - это масштаб человека: его линейных размеров, его объема(или потребляемого им объема), его массы(или потребляемой им массы), типичных для ритма его жизни временных промежутков.
_____________________________________________________
Тот же подход продуктивен и при анализе закономерностей общественного развития человека. Собственно, экономический детерминизм А.Смита и Маркса, - есть привязка к человеческому потреблению. А вот дальше теоретики сильно не продвинулись. Зациклились на жратве и ее производных.
И в этом ставшем уже фетишем материализме напрочь пропадает другая важнейшая черта человеческой натуры - сознание. Идеальная составляющая. Мы, конечно, произносим слово "идеология", но опять-таки выводим ее из материальных отношений - из жратвы.
Но у человека, даже как у существа биологического присутствует еще один важнейший для него элемент: место в обществе.
Начну с волков, являющихся вполне общественными(стайными) животными. У волков-самцов регулярно происходит расстановка внутри стаи по рангам(рейтингам). Практически без крови, без грызни, но обозначением усилий, решимости, силы, ловкости - в "потешных" стычках с почти смыкающимися на шее противника клыками, с оскаливанием, пугающими выпадами...
То же самое - у самок между собой. И король самцов в дальнейшем связывает себя с королевой самок.
Человек тоже занят размещением себя в рейтинге своего сообщества: первый парень на деревне, первая красавица. Лидер(пахан), шестерка, самый умный, самый сильный, самый богатый - СТОП! Богатство это же у нас производная от жратвы. Что-то тут не так.
И этнография нам подсказывает. Богатство - не материальные блага, а одно из наиболее древних средств оценки человека в обществе. У Ю.Семенова приобретение богатства называется ПРЕСТИЖНЫМ НАКОПЛЕНИЕМ. Деньги первоначально не меновой эквивалент, не мера стоимости,- а мера человеческой значимости как личности.
В некоторых африканских племенах возникают брачные деньги. Один из известных этнографам вариантов - деньги в форме наконечника копья. Причем этот наконечник неполноценный - он не может быть использован в качестве именно наконечника. Но он столь же редок как и нормальный наконечник - ни с дерева его не сорвешь, ни на войне не захватишь. Такими наконечниками награждают молодого человека за любые значимые деяния: за храбрость, за ловкость, за умное решение, за хорошее ремесленное изделие. И, накопив столько-то наконечников, он может идти "покупать" невесту - первый в человеческой практике товар. Богатство в виде брачных наконечников первоначально является мерой только личных человеческих достоинств. Но буквально в следующем поколении, если не препринимать никаких действий против, богатство оказывается распределено не по достоинству, - а в немалой степени по наследству. Брат красавицы, за которую отдали много наконечников, получает их от отца. И приобретает себе невесту совершенно неправомерно - сам урод уродом, и ни к чему не способен. Это слишком очевидно. И потому общество выставляет препоны неправомерной передаче платежного средства. Например, выкуп получает не отец, а вождь, который собственно и награждал ранее юношу. Но... это зависит от субъективной оценки вождя. А вот если часть "денег" оставлять у родителей, которые, вырастив красивых дочерей, получают возможность платить за услуги, за красивые ремесленные изделия, за продукты, дарить "деньги" на праздниках победителям состязаний, - то выбор будущих женихов становится уже достаточно объективным.
Но никакие превентивные меры не способны предотвратить неправомерное накопление и превращения денег в свою противоположность. В богатство, достающееся не реальным лидерам, а тем, кто умеет "крутиться". А правила хождения таких денег, становящихся средством приобретения уже и услуг, и реальных средств к существованию, - порождают и денежную торговлю, и денежное накопление. Но длительное время за деньгами остается главная их функция - не меновая, а престижная. И, при отсутствии серьезных потребностей в военной силе, в организационных способностях вождей, - накопленное богатство, передающееся по наследству становится основой ПЛУТАРХИЧЕСКИХ сообществ - сообществ, в которых властью и авторитетом обладают владельцы наибольшего количества денег или эквивалентных им ценностей. У исчезнувшего во второй половине 20 в. северо-африканского племени юроков престижное накопление, дошедшее до крайности, - стало препятствием воспроизводству племени. Женщина, за которую надо было платить при женитьбе, женщина, за прелюбодеяние с которой можно было поплатиться штрафом из тех же престижных шкурок с головки дятлов, которые были знаком богатства у юроков, - стала чем-то неудобным, окутанным суевериями(женщина вредит богатству) - и юроки вымерли.
ПЛУТархические сообщества первобытного хозяйственного уровня малочисленны по общему количеству, слабы, микроскопичны по размерам. Мейнстрим этого хозяйственного уклада - это описанные ранее ПОЛИТархии - пирамидальные структуры с общественной собственностью не на все, а на возникающий общественый фонд избыточного продукта, избыточных производительных сил, -и с должностными лицами, являющимися распорядителями указанной собственности.
Но по отношению к современности плутархии - это тоже не тупиковая ветка. Исследователи нашли в юроках - первобытных психологических близнецов человека западной, евро-американской цивилизации.
Не факт, что происходил непрерывный рост плутархического Запада из древних зародышей. Но факт, что в человечестве присутствует этот психологический тип, который при определенных обстоятельствах способен подчинить себе народ - и повести его к... вырождению. Под фанфары о величайших достоинствах обладателя самого большого в мире количества шкурок с головы дятла, долларов, золота, земель, научных трудов, индекса цитирования...
___________________________________________
Для нас важно в наших попытках построения философии и логики истории постоянно ощущать вкус этого феномена, который далеко не всегда имеет прямую связь с экономическими потребностями. Людям нужно самоутвердиться. И деньги, прочие формы богатства и формальных признаков авторитетности, значимости, - являются движущей силой истории не как универсальное платежное средство, а как средство обозначения престижа.
___________________________________________
И, как всякое явление, данное имеет свою противоположность. Если в обществе утверждается авторитет такой-то ценности, то существуют люди, которым эта ценность, способы ее приобретения, накопления, - претят. В семье, типа, - не без урода. И если они становятся психологически несовместимыми с обществом, то либо общество их убивает(в том числе медленно - голодом,- или совсем медленно - через невозможность самовоспроизводства в потомстве), либо изгоняет, либо они сами бегут в общество с другими нормами. Или бегут от общества вообще. Возникает феномен отшельников.
Период между 1000 и 1700 годами нашей эры(по ТИ) - это период существования значительного института отшельников и ушедших от мира сего монахов. Романовское введение "нового православия" - немедленно порождает старообрядческие скиты, которые отличаются от окружающего мира не только способом креститься, но и всем образом существования. В противоположность национальному противопоставлению в государствах, старообрядцы прекрасно веками уживаются с носителями угро-финской культуры.
Одна из характеризующих монастырское жизнеустройство фраз: мы - зеркальное отражение мира. Жизнь наоборот.
И эта "жизнь наоборот", как мы знаем(из раннемонастырских уставов, из сведений о первоначальном монашестве), отрицала богатство, стремление к власти, гордыню, клятвопреступления, праздность, необразованность. И, по мере роста, привела к созданию исключительно эффективной, пронизывающей континенты экономики, торговли, множественных изобретений, науки, регулярных дисциплинированных войск(первоначально монашеских - в каролингском государстве, в Священной Римской империи, в Османской империи - мюридских, восходящих к монашескому послушанию - войска янычар).
Период около реперной точки - Чингизова завоевания - это период перелома от всеохватывающей и вездесущей власти престижного накопления, господства денежных мешков и раздувшихся от сознания собственной значительности самовлюбленных князей, - к миру, являющемуся зеркальным отражением предыдущего. В русском варианте - к Святой Руси.
Это период борьбы двух прямо противоположных функций денег, двух противоположных смыслов власти и государственности, противоположных смыслов института церкви, торговли, ремесленного производства...
Империя, возникшая после Чингиз-хана была единой в противоположность государственным лоскутам, над которыми она выросла. Но она не была государством в том же смысле, в котором существовали лоскуты. В государственности Орды,- по логике этого назревшего зеркального преобразования, - вместо гордыни от властвования власть преобразовывалась на некоторое время в небезопасное для жизни бремя, в крест власти, в долг, обязанность перед Богом и людьми. Деньги из средства возвышения индивидуума на некоторое время стали средством соединения их в общность - посредством ЧИСЛА - налогобложения в денежной форме, а тем самым принуждения к созданию товарного продукта и торговому обмену,- в том числе и с царскими зернохранилищами("сараями" -???).
Я так этот момент понимаю.