От Р.К. Ответить на сообщение
К Р.К. Ответить по почте
Дата 31.08.2007 19:02:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Глобализация; Ссылки; Версия для печати

(Файлообменные сети) нудное вступление.

О терминологии.
Цитата из Википедии ( http://ru.wikipedia.org/wiki/P2P ):
Одноранговые, децентрализованные или пиринговые (от англ. peer-to-peer, P2P — один на один, с глазу на глаз) сети — это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером. В отличие от архитектуры клиент-сервер, такая организация позволяет сохранять работоспособность сети при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.

Комбинация децентрализованной сети и модели "клиент-сервер" порождает "гибридную сеть":
Цитата из Википедии ( http://ru.wikipedia.org/wiki/P2P )
Частично децентрализованные (гибридные) сети
Помимо чистых P2P-сетей, существуют так называемые гибридные сети, в которых существуют сервера, используемые для координации работы, поиска или предоставления информации о существующих машинах сети и их статусе (on-line, off-line и т.д.). Гибридные сети сочетают скорость централизованных сетей и надёжность децентрализованных благодаря гибридным схемам с независимыми индексационными серверами, синхронизирующими информацию между собой. При выходе из строя одного или нескольких серверов, сеть продолжает функционировать.

Следует отметить, что возможность взаимодействия узлов сети одного уровня друг с другом напрямую мягко говоря не нова. В чистом виде децентрализованные сети встречаются редко, однако то же можно сказать и про модель клиент-сервер. Как правило, в современных распределённых сетях и сервисах используется комбинация этих подходов, в качестве примера можно привести протокол ICQ, где серверы необходимы для работы, однако участники сети ICQ могут устанавливать между собой соединения напрямую. Сам Интернет, в котором в пределах локальной сети узлы могут обращаться друг к другу напрямую, но для соединения разных сетей друг с другом нужны серверы-маршрутизаторы, в каком-то смысле можно рассматривать как гибридную сеть. С другой стороны - чем прочие сетевые устройства, такие как коммутаторы и концентраторы, хуже чем маршрутизаторы?

Не будем вдаваться в терминологические изыскания, и обратимся к децентрализованным сетям по передаче файлов, где различие между подходами "клиент-сервер" и "peer-to-peer" отчётливо.
Архитектура client-server, о которой шла речь в предыдущем сообщении, обладает рядом недостатков, например:
  • сервер стоит денег, его обслуживание также стоит денег, как и электроэнергия, занимаемое место и т.д. В случае бесплатного сервиса - это значительно уменьшает энтузиазм автора. В случае платного - платить приходится клиентам.
  • при возрастании числа клиентов даже высокопроизводительный сервер перестаёт справляться с возросшей нагрузкой. При увеличении числа серверов возникают проблемы организации их совместной работы. Существует множество методов решения этих проблем, однако в ряде случаев загрузка изменяется в широких пределах, и такая централизованная сеть не справляется со своими задачами. Я помню много новостей в духе того, что сервис, обеспечивающий интернет-трансляцию чемпионата мира перестал функционировать из-за вала обращений.
  • из-за постоянного роста возможностей персональных компьютеров, для всё большего числа задач теряется необходимость выделения специального мощного сервера. Из-за постоянного роста пропускной способности каналов, и падения стоимости передачи данных, задача обмена крупными файлами стала актуальной для многих пользователей.

    Во многом благодаря последнему обстоятельству децентрализованные файлообменные сети в последнее бурно развиваться. Не меньшее значение сыграла возможность бесплатно обмениваться аудио/видео файлами. Как отмечалось в первой части статьи публичные http или ftp коллекции фильмов или музыки становятся объектом атаки со стороны 'правообладателей', автор сайта легко определяется. 'Пираты' имеют свои источники распространения, а вот для людей, не ищущих коммерческой выгоды от обмена данными, это обстоятельство становится непреодолимым препятствием на пути к созданию собственного сервера.