От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 21.08.2007 03:09:53 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

К валаамскому конфликту: квази-феодализм на отдельно взятом острове

http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html
<<<
Валаам: второй отчет
После первого отчета мне задавали много вопросов, приводили разные ссылки, указывали на различные обстоятельства, о которых уже читали в прессе, и т.п. Я постараюсь ответить на все эти вопросы; поэтому, чтобы мне не приходилось повторяться, прошу интересующихся прочесть отчет полностью, хотя в нем и будет ОЧЕНЬ много букв.
Сейчас я не слежу за литературной формой, не пишу "статью" или "репортаж", а просто и безыскусно рассказываю все, как есть.
Иллюстрации будут, но попозже.

Никакой прессы на эту тему, ни "за", ни "против", кроме нескольких статей в "Скепсисе", я до поездки не читала, поскольку, немного представляя, как обычно работают журналисты, не хотела засорять свой мозг.
Все, что я пишу, основывается на личных впечатлениях или на рассказах людей, с которыми я разговаривала.

Мои источники:

Со стороны валаамских жителей:

1. Дмитрий Синица.
2. Александр Щербаков.
3. Сергей Григорьев.
4. Две местные жительницы, имен которых я не спрашивала, п.ч. разговаривала с ними сугубо неофициально.
5. Совсем немного - одна жительница Сортавалы, Лена, фамилии не знаю.
6. А также Олег Яровой, которого ставлю на последнее место, поскольку он, имхо, очень ненадежный источник.

Со стороны монастыря:

1. Игумен Панкратий (Жердев) - к сожалению, с ним удалось поговорить очень недолго, но свою позицию он в общих чертах изложил.
2. Юрисконсульт монастыря Леонид Медведев.
3. Двое московских адвокатов - впрочем, они сами на Валааме не были и мало что знают.
4. Один человек, просивший не называть его имени - политтехнолог, работавший в Карелии. Он был на Валааме, разбирался в проблеме, подробно разговаривал с монастырскими администраторами. С ним я разговаривала еще в Москве и очень благодарна ему за то, что он соориентировал меня в этом деле и дал предварительную общую картину.

И наконец, главный источник - собственные глаза.

Мои свидетели:

1. pronzistor.
2. Кирилл Решетников. У последнего, к сожалению, нет ЖЖ - но он меня читает.
Эти люди ездили со мной, присутствовали при всех разговорах, сами в них участвовали и при необходимости могут подтвердить мои слова, дополнить их или же поправить, если я в чем-то ошибусь.

Судебный процесс и почти все интервью я записывала на диктофон. Там очень много информации, из которой я, разумеется, сейчас не все помню. Много мелких фактов, цифр и т.п. Но прослушивать и расшифровывать эти многочасовые записи - большой геморрой, а люди хотят почитать отчет поскорее. Поэтому расшифровку я отложу до написания статьи, а сейчас буду пользоваться только собственной памятью.


Для начала - немного истории с географией.
Валаамский архипелаг - это 52 острова, расположенные в Ладожском озере, примерно в 40 километрах от берега. Их общая площадь - около 36 кв. километров.
Ближайший город - Сортавала (официально монастырь и поселок Валаам сейчас считаются частью Сортавалы). Но передвигаться между Валаамом и материком достаточно сложно по понятным причинам - кругом вода.
Климат суровый, северный. Земля малоплодородная, но приемлемая - важным подспорьем для местных жителей являются огороды. В озере много рыбы, особенно хороша форель.
Дальше полагается сказать несколько слов о природе. Тут я скажу только одно: поезжайте туда и смотрите сами. Это действительно что-то потрясающее. Словами это описать невозможно.

В древности на Валааме жили карелы. Местные легенды рассказывают, что там было языческое святилище, и производят название "Валаам" от имени местного бога, однокоренного с Велесом.
О том, когда на Валааме появился монастырь, у историков существуют различные мнения. Одни возводят его к XI веку и его основателями называют греческих монахов Сергия и Германа, другие говорят о рубеже XV века. Вкратце об этом можно почитать, например, здесь:
http://www.valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=399
А те, кто интересуется историей, думаю, легко найдут и более подробные источники. Но у нас не о древней истории речь.
Короче говоря, монастырь там действительно был. Имел древнюю и почтенную историю; в XVI-XVII веках страдал от близкого соседства со шведами, с которыми мы в те времена воевали; в 1611 году был разорен шведами и некоторое время пребывал в запустении, в XVIII веке был восстановлен.
Особая эпоха в жизни монастыря связана с настоятельством игумена Дамаскина (вторая половина XIX века). Этот Дамаскин, сам из простых крестьян, был очень хорошим хозяйственником и организатором. Он создал на острове кирпичный завод, наладил добычу сортавальского диабаза (редкий камень, используемый в облицовке зданий), еще какие-то производства, преобразовал монастырь в своего рода хозяйственную коммуну, живущую своим трудом и процветающую. Очень много всего построил. Почти все здания, существующие сейчас на острове - это постройки Дамаскина или его наследников, т.е. конец XIX - начало XX века.
В этот период постоянными жителями острова были только монахи. Работали в монастыре и миряне, но сезонно-вахтовым методом.
После революции архипелаг отошел к Финляндии, и монастырь продолжил свое существование. С финнами у монахов отношения были довольно плохие (например, финны заставляли их перейти на новый стиль, что навлекло на монастырь много неприятностей), но из монастыря их не гнали.
В 1940 году, по окончании финской войны (по другим сведениям - в 1944 году, когда Валаам покинули финские части, воевавшие на стороне Гитлера), поняв, что Валаам безвозвратно отходит к СССР, монахи решили, что в Финляндии им все-таки будет лучше, и, покинув монастырь, ушли через границу. В Финляндии они основали Ново-Валаамский монастырь, существующий и по сей день.
Сейчас Ново-Валаамский монастырь принадлежит к Финляндской Православной Церкви, все его насельники - финны (русские монахи уже все умерли). Однако именно этот монастырь является, так сказать, непосредственным преемником старого Валаама, и, если уж рассуждать об "исторических собственниках" и "реституциях", то претендовать на Валаам должен он.
И очень странно, кстати, что не претендует. Точнее - что финны, которые вообще-то очень интересуются этим регионом и продолжают считать его своим, никак не пытаются использовать этот казус.

Советская власть сначала организовала на главном острове дом престарелых и инвалидов. Этот интернат просуществовал здесь до 1984 года, после чего был переведен в какой-то поселок на материке. В интернате проживало около 200-300 пациентов - плюс врачи, санитары, хозяйственники, обслуга и их семьи. Для этих людей была создана какая-то элементарная инфраструктура - школа, больница, сельпо. Это и были первые светские жители острова. Сами они уже глубокие старики либо покоятся на местном кладбище - но на острове живут их дети и внуки. Существуют старые "кланы" (например, род Юрченко), в которых насчитывается уже два, а то и три поколения людей, рожденных на Валааме.
В 1965 году территория островов объявлена природным заказником. В течение 1970-х - 1980-х гг. до властей постепенно доходит, что на Валааме хорошо бы устроить полноценный заповедник, а монастырь восстановить и сделать из него музей.
Примерно с 1970-х гг. начинается и в середине 1980-х достигает своего пика вторая волна переселения на Валаам.
Теперь на острова едут очень специфические люди - добровольцы, желающие работать в заповеднике, в музее, на реставрации монастыря. В основном это позднесоветские интеллигенты, едущие сюда либо за северной романтикой, либо из экологических соображений ("простая жизнь на лоне природы, вдали от шумных городов"), либо по мотивам религиозных исканий и симпатии к православию. Именно по последнему мотиву попал сюда, например, пресловутый Синица.
В конце 80-х, когда случилась перестройка и тема религиозного возрождения стала безумно популярна, симпатии местного населения к православию усилились. Усилились настолько, что на Валааме образуется "двадцатка" и обращается в патриархию с просьбой учредить на острове православный приход. В ответ на эту просьбу патриархия в 1991 году восстанавливает здесь монастырь, что "двадцатка" воспринимает с энтузиазмом.
Интересно и, я бы сказала, поучительно, что лидеры этой "двадцатки" - те же люди, которые пятнадцать лет спустя превратились во "врагов монастыря": Александр Щербаков, Филипп Мускевич, все тот же Дмитрий Синица, кто-то из Юрченко. Точно не помню, но, кажется, Григорьев тоже там был.
Дело в том, что, насколько я поняла, к концу 80-х на острове образовалась тесная компания общественных активистов - людей, которых от прочего населения отличала активная жизненная позиция или, проще говоря, шило в заднице. Такие активисты есть в любом большом коллективе, и всегда их немного. Здесь их было человек 6-7.
Поначалу их активность носила в основном религиозный характер. В конце 80-х они, как я рассказала, призвали на остров РПЦ.
Поначалу все было хорошо, между монахами и местными жителями отношения были дружелюбные. Предыдущего настоятеля, игумена Андроника (1991-1993) "смутьяны" вспоминают вполне добрыми словами. Но его быстро куда-то перевели и поставили на его место Панкратия (Жердева) - профессионального хозяйственника, бывшего эконома Троице-Сергиевской лавры.
Начинается хозяйственная деятельность монастыря, и вместе с ней начинается охлаждение отношений.
Где-то в середине 90-х Щербаков знакомится в Питере со священником РПЦ(з). Этот священник производит на него очень хорошее впечатление и убеждает его, что Зарубежная церковь "правильнее". Щербаков, идейный лидер и вдохновитель компании активистов, убеждает в том же самом своих друзей, и все вместе они пытаются организовать на Валааме приход РПЦ(з). Думаю, для РПЦ(з) это была очень соблазнительная идея. Но из этого ничего не вышло, и никаких последствий это не имело.
Эта история показывает, что уже в середине 90-х отношения между монастырем и общественно активной частью местных жителей были достаточно сильно испорчены. Хотя и не показывает, почему.
Обострение конфликта начинается с 2001 года, когда, после посещения Валаама президентом Путиным, острова становятся "модным" и "престижным" местом религиозного туризма.

Суть конфликта - имхо, именно деловая. Сейчас монастырь - по крайней мере, административно-хозяйственная его часть - представляет собой крупную фирму, уже хорошо зарабатывающую на туризме и намеренную в дальнейшем зарабатывать на нем еще больше. Местные жители, в первую очередь те, которые тоже стремятся заработать на туризме, представляют собой "мелкие фирмочки", которые путаются под ногами у крупной, мешают ей стать монополистом... ну и вообще мешают. Монастырю выгоднее и удобнее, чтобы их здесь не было.
Кроме того, существует жилищный вопрос. Основная часть жителей проживает в здании бывшей монастырской гостиницы, которую монастырь хотел бы забрать, отремонтировать и использовать по назначению. Жители тоже не отказались бы куда-нибудь переселиться - здание в ужасном состоянии, строго говоря, жить там нельзя. Но переселить их в пределах Валаама некуда.
Поселковая больница расположена во "внутреннем каре" - т.е. непосредственно на территории монастыря, что очень неудобно как для монахов, так и для местных жителей - и перевести ее тоже некуда.
Наконец, имеет место уже упомянутый мною "фактор коммуналки" - вынужденное сожительство на достаточно тесном пространстве чужих друг другу людей провоцирует бытовые обиды, конфликты и претензии. Это усугубляется тем, что в чисто бытовых вопросах люди все сильнее и сильнее зависят от монастыря - например, все передвижения с Валаама на материк и обратно сейчас организуются Паломнической службой. Монастырь является на острове фактической властью, никакой иной власти не существует - соответственно, все претензии "за плохую жизнь", даже не имеющие к нему прямого отношения, обращаются к нему.


Сейчас я сделаю небольшой перерыв, отдышусь, потом продолжу.
<<<

http://nataly-hill.livejournal.com/647567.html
<<<
Часть III
Начало здесь:
http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html
http://nataly-hill.livejournal.com/647171.html

2. Вопросы власти.

2а) Самоуправление.

В советское время Валаам имел статус самостоятельного поселка со всей полагающейся атрибутикой - поселковым советом, собственным загсом, собственным паспортным столом и т.п. Жители Валаама имели возможность сами решать определенный круг административных, бюрократических и хозяйственных проблем, что ввиду удаленности от внешнего мира было для них весьма ценно.
В 90-е годы Валаам утратил самостоятельное существование и был присоединен к Сортавале.
Случилось это, как утверждают, в результате настойчивой просьбы игумена Панкратия, поддержанной патриархом Алексием. На эту тему существуют документы, которые я надеюсь в ближайшее время найти и вам показать.
Почему самостоятельность поселка мешала монастырю? Потому что при этом непонятно было положение самого монастыря. С одной стороны, монахов, послушников, светских работников монастыря, проживающих на Валааме, в целом больше, чем местных жителей - они могли бы иметь в местном самоуправлении большинство. Но с другой стороны, монахам как-то не к лицу заниматься политической борьбой, даже на местном уровне. Для них это лишний и неприятный геморрой. Так же, как и необходимость договариваться с поселковым советом и т.п. Но, если они самоустранятся - то местное самоуправление начнет принимать решения, не спрашивая их, и даже, возможно, направленные против их интересов.
Поэтому им выгоднее, чтобы самоуправления не было вообще - точнее, чтобы оно было перенесено в Сортавалу. Поскольку для властей Сортавалы желания и интересы валаамских жителей стоят отнюдь не на первом месте, и с ними договориться монастырю гораздо легче.
Такова версия жителей - вроде бы вполне подтверждаемая документально.
И представители монастыря (а именно, Медведев) всего этого не отрицают, говоря лишь, что они "не против самоуправления вообще - они только против оголтелого самоуправления, а если жители Валаама хотят отстаивать свои интересы, то пусть делают это через сортавальские властные органы". Про "оголтелое самоуправление" - это точная цитата.
До 2004 (кажется, потом проверю) года в Валааме еще существовало какое-то самоуправление, на очень мелком уровне. Никаких серьезных вопросов оно не решало, но, по крайней мере, могло пенсионерке справку о размере пенсии выдать или дрова закупить и распределить между жителями. Главой местной администрации был уже не раз упомянутый мною Сергей Григорьев.
Но дальше случилось вот что. В очередной приезд на Валаам Путина Григорьев сумел пробиться к президенту и с ним поговорить. Изложил поселковые проблемы, попросил помощи. Дальше все произошло по классическому сценарию: Путин накрутил хвост Катанандову, Катанандов накрутил хвост районным властям, районные власти дали пинка сортавальскому мэру (или кто у них там), сортавальский мэр вызвал Григорьева и сказал: "Ты что, тут повыпендриваться решил? Либо уходи сам, либо я тебя уволю по статье, а уж за что - найду". Григорьев подумал и решил уйти сам.
С тех пор в поселке нет никакой местной администрации, даже номинальной - а есть только некая дама-чиновница, представительница сортавальских властей.
Какое влияние это оказало на местную жизнь?
Плохое.
Во-первых, люди потеряли возможность сами решать административно-хозяйственные вопросы местного значения. Например, они не могут развивать свою инфраструктуру. В поселке сейчас есть: больница, школа, детсад, библиотека, дом культуры, два магазина типа сельпо (о магазинах позже), отделение милиции. Учредить что-то еще (например, парикмахерскую) уже невозможно - такие вещи решаются не на местном уровне, а в Сортавале, а там это никому не нужно. Загса тоже нет. Жениться - в Сортавалу, детей регистрировать - в Сортавалу, свидетельство о смерти получать - тоже в Сортавалу. Даже стричься - в Сортавалу. На катере, который ходит два раза в неделю. Словом, много мелких неудобств.
А бывают неудобства и покрупнее. Например, участковым на Валааме много лет был крайне неприятный (мягко говоря) тип, на которого жители Григорьеву постоянно жаловались и просили куда-нибудь его убрать. Но Григорьев его убрать не мог - не имел таких полномочий. А мог только жаловаться на него в Сортавалу, без всякой надежды, что к его жалобам прислушаются.
А во-вторых и в-главных, монастырь оказался на острове фактически бесконтрольным хозяином и получил возможность оказывать давление на местных жителей.
Например, сейчас в "Зимней гостинице" с большим трудом прописывают новорожденных детей. Уже имеющихся жителей монастырь как-то терпит, но не хочет плодить новых - поэтому было несколько случаев, когда родившихся детей удавалось прописать только после долгих разбирательств и скандалов. Я сама разговаривала с молодой матерью, которая еле-еле, с большим криком и скандалом прописала ребенка.
Другой пример: работник монастыря (т.е. не монах, а наемный работник, человек вполне светский) в бытовом конфликте избил женщину, местную жительницу, сломал ей ключицу. Женщина пошла в больницу, сняла травму, пошла в милицию - а там отказываются возбуждать уголовное дело. Потому что "против монастыря". Эта история происходит прямо сейчас, уж не знаю, чем кончится.

2б) В отсутствие самоуправления власть оказывается полностью в руках того, у кого собственность и деньги. Т.е. у монастыря.
Монастырь диктует условия найма жилья. Монастырь определяет стоимость и условия аренды бизнес-площадей. Монастырь может закрыть любую местную структуру (например, магазин), просто расторгнув с ним арендный договор. Монастырь контролирует весь водный транспорт - и, следовательно, все передвижение жителей на материк и обратно.
(NB: Когда на пресловутом суде свидетели первый раз не приехали из-за изменений в расписании рейсового катера - я, честно говоря, решила, что это сам Синица, будучи по жизни раздолбаем, что-то перепутал. Но когда расписание изменили во второй раз - прямо накануне суда и ровно так, чтобы свидетели снова на суд не попали... По-моему, это уже вполне однозначно.)
Кроме того, монастырь является для многих местных жителей прямым источником существования - дает им работу.
С одной стороны, это хорошо - работа в монастыре всегда есть, платят там неплохо. В зимнее время, когда туристов нет, сообщения с Сортавалой почти нет, и жизнь на острове замирает, некоторым жителям монастырь фактически помогает выжить.
Но с другой стороны, человек, работающий на монастырь, попадает от него не только в материальную, но и в моральную зависимость. Так, одна женщина говорила мне: "Я тоже считаю, что монастырь нас притесняет - но никогда не стану жаловаться, и в суд свидетельницей не пойду, и интервью под своим именем давать не буду, потому что работаю в монастыре и не хочу потерять работу". Другую женщину, работавшую экскурсоводом, уволили из-за "антимонастырской" деятельности ее мужа.
Получается такой квази-феодализм на отдельно взятом острове.

Продолжение следует - но, возможно, уже завтра.
Впереди самое интересное: "повесть о двух магазинах", обсуждение жизни, быта и взаимных отношений, неудачная попытка переселения, возможные пути решения проблемы, загадка финских (как вариант, американских) грантов - и, наконец, самое главное: люди.

А Синица сейчас сидит в суде и что-то не звонит. Хотя суд должен был уже кончиться. Очень интересно, что с ним там.
Хоть бы он не сделал больше никаких глупостей.
<<<