От K Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 09.08.2007 06:09:46 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

На что Аэрофлот тратит полмиллиарда долларов в год? (бюрократия в действии)

Росбалт
http://www.rosbalt.ru/2007/08/07/404566.html
Как вы считаете - сколько стоит авиабилет Москва-Сочи-Москва?
Бизнес-класс?
Я уверен, что не коснись вы этого лично, то никогда бы не угадали. 18
тысяч
рублей? 25 тысяч? 40 тысяч? - Нет и нет. Это удовольствие стоит 61
тысячу
433 рубля! Согласитесь - это не то что дорого, это безумно дорого!
Конечно,
можно сказать, что авиаперевозки - тяжелый бизнес, с высокой
конкуренцией, с
рентабельностью всего 3 процента: И, мол, поэтому Аэрофлот не может
быть
щедрым. Оттого и цены такие. Да, так можно сказать. Да так думают
многие, и
я тоже, до недавних пор. Однако, есть и оборотная сторона. Вот сейчас
Березовскому, который в свое время был связан с Аэрофлотом,
инкриминируют
хищение и отмывание 50 миллионов долларов. Когда я об этом узнал, то
подумал - как же он должен быть оскорблен, когда при таком богатстве
его
обвиняют из-за каких-то пятидесяти миллионов. Что эта сумма для
него? -
Мелочь.

Но недавно у меня состоялась беседа с одним высокопоставленным
чиновником из
гражданской авиации. После которой все встало на свои места. Все стало
очевидно. Дело в том, что существуют так называемые <пролетные
деньги> -
каждый день <с неба> падает более миллиона долларов. Каждый день! Этих
денег
падает столько, что можно было бы всех граждан России возить
бесплатно! Но
что же такое - <пролетные деньги>?

Все началось сорок лет назад, еще в СССР. Иностранным авиакомпаниям
было
крайне невыгодно летать по азиатским маршрутам вокруг Советского
Союза, а
полеты над его территорией были изначально запрещены. Но, в итоге,
стороны
нашли общий язык. Наши выдвинули свою стоимость пролета над Союзом. И
было
заключено соглашение. Но не с государством, а именно с Аэрофлотом, в
составе
которого была абсолютно вся гражданская авиация советского периода. В
этом
соглашении было прописано, что Аэрофлот и иностранный перевозчик имеют
право
полетов по евроазиатскому маршруту, и доходы от полетов делят поровну.
На
первый взгляд, все выглядит честно: Но, на самом деле - летали
иностранцы, а
деньги получали наши. По пути, иностранные самолеты садились в
Шереметьево -
на дозаправку. Сборы за взлет-посадку, опять же, получал Аэрофлот.
Позже, в
восьмидесятые годы, появились лайнеры, способные летать в Азию без
дозаправки. Аэрофлот потерял сборы в Шереметьево, но сохранил эти
самые
<пролетные> доходы. И эти платежи осуществляются до сих пор. По разным
оценкам, за год их набегает от 400 до 500 миллионов долларов. А с
семидесятых годов этих платежей набралось порядка 5 миллиардов
долларов! И
возникает вопрос - а где деньги? Где эти самые полмиллиарда ежегодно?

И почему их по-прежнему получает только Аэрофлот? Сегодня у Аэрофлота
лишь
22 процента рынка - не честнее ли эти сборы разделить между всеми
компаниями-авиаперевозчиками? Нет, ничего подобного, потому что
пятьдесят
один процент акций Аэрофлота - у государства.
Но дальше - больше.
А вы знаете - кто является председателем Совета директоров
Аэрофлота? -
Виктор Петрович Иванов. Тот самый помощник президента, о сотрудниках
которого я уже много рассказывал - Боеве, Каланде, Высоцком:
А вы знаете - какими суммами управляет Виктор Петрович в Аэрофлоте?
Авиакомпания на внутренних рейсах за год заработала около 300
миллионов
долларов. А с неба упало <пролетных денег> - 500 миллионов долларов.
Кстати,
теперь понятно, что Аэрофлот может бесплатно возить всех россиян на
внутренних рейсах? И, при этом, даже остаться в прибыли - 200
миллионов
долларов.

Но факт в том, что денег приходит ну очень много. Аэрофлот может себе
на них
позволить гораздо больше, чем любая другая авиакомпания. И позволяет -
покупает иностранные самолеты. Причем - на льготных условиях. Такую
льготу,
на ввоз иностранных самолетов, Аэрофлот получает под честное слово,
под
обещание купить и российскую технику. А на деле? Как ни пытаются
власти
заставить Аэрофлот выполнять свои обещания и приобрести отечественные
самолеты, сколько бы этим не занимался и сам Герман Греф - пока не
получается. Зато у Аэрофлота хорошо получается, приняв деньги от
иностранцев, тут же отнести их назад, выкупая западные лайнеры. Хотя,
здесь
все гораздо понятно - о присутствии слова <откат> при покупке
иностранного
самолета признаются некоторые специалисты из авиаперевозок. Хотя,
может
быть - они заблуждаются? Но, самое главное - в другом. Очевидно, что
если мы
будем вкладывать огромные деньги на покупку западной авиационной
техники, то
никакого смысла в развитии отечественного самолетостроения нет.
Системный
кризис в российской авиационной промышленности, требующий гигантских
инвестиций, их не получает. Хотя, вот они - эти 500 миллионов могли бы
туда
пойти. Однако, нет. Правительство может биться, переживать, кричать,
что от
этого зависит обороноспособность страны - наплевать. Аэрофлот
российской
техники не покупает. Зато этими <пролетными деньгами> Аэрофлот успешно
подавляет всякую конкуренцию. При трехпроцентной рентабельности в
отрасли,
конкурировать с ним, имеющим 500-милионный <балласт>, попросту
невозможно.

Но пользование <балластом> у Аэрофлота может закончиться. И не потому,
что
Россия откажется от <пролетных> доходов. Нам выгодно, чтобы иностранцы
летали через нашу территорию - это поднимает уровень наших аэропортов
(которые могут использоваться в качестве резервных), наземных служб, и
приносит ощутимый доход. В свою очередь, западные авиаперевозчики уже
давно
добиваются отмены этих сборов - и по линии Европарламента, и на
переговорах
по ВТО. Наши стоят насмерть. А тем временем, иностранные авиакомпании
начинают уходить с транссибирского маршрута, и организовывают полеты в
Центральную Азию через Казахстан и Узбекистан. Это несколько дальше,
чем
через Россию. Но все равно - дешевле, потому что эти страны не берут
таких
платежей.

В результате, несут потери наши аэропорты. Такие как Толмачево в
Новосибирске - там еще несколько лет назад вели переговоры с
иностранными
компаниями. Но из-за аэрофлотовских <пролетных> эти компании ушли в
Азию,
контракт сорвался. Не лучшие времена переживает и Шереметьево.
Аэрофлот
строит свой терминал, и в скором времени перейдет на него. Получается
странная коллизия. Шереметьево, где в председателях тоже - чиновник
государственного масштаба, министр транспорта Левитин, не может
договориться
с Аэрофлотом, который возглавляет другой государственный чиновник -
Виктор
Петрович Иванов. Вы только вдумайтесь - гигантские компании, ими
руководят
чиновники высочайшего государственного ранга, и они между собой не
могут
договориться! Почему? - Понять невозможно! И все-таки - так куда
делись
<пролетные деньги>? Почему Березовскому инкриминируют всего 50
миллионов,
если т

олько <пролетных> - 500 миллионов долларов в год? А он управлял
компанией
несколько лет. С кем же он делился? Куда ушли эти деньги?
Ну например, если бы нам сказали, что эти деньги тратятся государством
на
аэронавигацию:
Понятно - нет вопросов. Однако, нет. Во всем мире, с авиакомпаний
взимаются
аэронавигационные сборы. И предназначены эти платежи для того, чтобы
наземная техника обеспечивала безопасность полетов, была современной и
исправной.

За наземную структуру Росаэронавигация отвечает господин Нерадько и
ему
можно только посочувствовать. Даже в Московском зональном центре
аэронавигации, сравнительно благополучном, бывали перебои с работой
компьютеров, по несколько минут. Что тогда говорить о всей нашей
необъятной
стране, со множеством богом забытых точек, где оборудование не
менялось еще
с советских времен? За ним смотрят одиночки-энтузиасты, давным-давно
заброшенные туда на вахту: Нет смены, нет помощников. Режим работы
непонятный - как люди могут, без смены, отдыхать? Но, об этом никто
ничего
не говорит.

Аэрофлот платит Росаэронавигации? - В прошлом году, с <пролетных>,
было
выделено 45 миллионов. И то - после того, как государственный орган
был
вынужден попросить у Аэрофлота, чтобы ему оказали финансовую помощь!
Дайте,
сколько не жалко! И Виктору Петровичу Иванову из 500 миллионов было не
жалко
45: А где остальные-то деньги? Куда они уходят? Ведь всего набежало
около
пяти миллиардов долларов!
Ну ладно - часть украл Березовский. Ну ладно - часть пропили до нас: А
доходы последнего периода? Когда компания была под руководством
высокого
кремлевского чиновника, который, кстати, лезет во все дела: Управляет
судами, через Каланду и Боева. Управляет космической отраслью, через
Высоцкого. При этом, правительство разрабатывает план спасения
отрасли,
говорит о концентрации ресурсов. А Виктор Петрович Иванов,
делегированный в
Аэрофлот тем же правительством, проводит совершенно противоположную
политику, направляя ресурсы вообще неизвестно куда!

А ведь на эти деньги можно было бы создать самую современную
авиационную
индустрию! Много чего можно было бы: Но пока - билет на маршрут
Москва-Сочи-Москва компании Аэрофлот стоит 61 тысячу 433 рубля. Вот
так:

Владимир Соловьев - Авторская программа <Соловьиные трели>,
радиостанция
<Серебряный дождь>

++++++++++++++++++++++++++++++

К - У страны нет будущего, если бюрократы и будут пилить все подряд